Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
Конкурентоспособность
в обзорах Всемирного экономического
форума определяется как способность
конкретного государства
По прогнозам специалистов в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства – США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.
Пока развивающиеся
страны в основном остаются поставщиками
сырья и продовольствия и сравнительно
простых изделий готовой
Стремление развивающихся
Характеризуя основные тенденций в региональном аспекте, следует отметить, что устойчиво высокие темпы международной торговли поддерживаются за счет расширения торговли внутри стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). С середины 90-х годов доля стран организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в мировой торговле держится на уровне 72-73%.
Отраслевая структура мировой торговли
Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.
Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2020 г. прогнозируется на уровне 10-15 процентов. Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция – это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.
Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов – это торговля машинами и оборудованием.
С начала XIX в. до 1914 г. объем мировой торговли вырос почти в сто раз.
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950-2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство – в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950-1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа – главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн.[4] Согласно отчётуЮНКТАД (2013), темпы роста мировой торговли товарами и услугами после их быстрого восстановления в 2010 году вновь снизились до 5 % в 2011 году и до менее 2 % в 2012 году[5].
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
-внешняя торговля
стала мощным фактором
-зависимость стран
от международного
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
-развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
-НТР;
-деятельность транснациональных корпораций.
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее.
Интернет может осуществлять торговые операции для любой продукции, но доставка ее по сети возможна лишь для информационных услуг. Через Интернет продаются электронные версии газет и журналов, отдельные статьи, программы для ЭВМ, справочная информация. К концу 1996 г. объем такого рода коммерческих сделок в Интернет составил 750 млн. долл., в последующие пять лет его рост прогнозируется до 2 млрд. долл.
С развитием современных
Такого рода трансформация способов
создания, хранения и обработки информации
некоторыми специалистами также
характеризуется как
С середины 90-х гг. начинается активная работа по созданию виртуальных торговых центров. По свидетельству западных специалистов, только одна система Net Market может обеспечивать около 20\% розничных покупок типичной семьи. В начале третьего тысячелетия любая семья сможет делать до 95\% своих покупок в виртуальном магазине. Одна из крупнейших мировых компаний CUC планирует уже в 1998 г. довести объем продаж до более чем 1 млрд. долл.
Крупные компании тратят миллионы долларов на формирование в сети WWW каналов по распространению своей продукции. В рамках созданного виртуального центра Shopingcom потребителю предлагается до миллиона наименований товаров. Виртуальные центры пересылают заказ потребителя по электронным каналам к производителям и дистрибьюторам, которые затем доставляют товары с собственных складов прямо к покупателю. Товары виртуальных торговых центров предлагаются потребителю по наиболее выгодной цене, с доставкой информации о них под единым интерфейсом.
Глобальная сеть Интернет предлагает новые услуги, предлагая использовать для взаиморасчетов «электронные деньги» (e-cash). Электронные деньги, имеющие хождение только в Интернет, снимают вопросы кредитных карточек, банкоматов, чековых книжек, экономят время и средства. Интернет может превратиться в глобальное рыночное пространство, если ее услуги будут доступны массовому потребителю.
Значительный интерес к работе в системе Интернет проявляют различные компании и банки. В частности, такие крупные банки, как «Сити банк» (США), «Дойче банк» (Германия), а также исследовательский проект Европейской комиссии – CAFE по созданию «электронного кошелька» для общеевропейского пользования.
Перспективы электронных денег огромны, прежде всего, из-за простоты и гибкости их использования. Электронные деньги – это фактически компьютерная программа. Они могут оказывать целевые услуги, не доступные ни наличным деньгам, ни кредитным карточкам. По сравнению с традиционной системой ликвидируется громоздкое и трудозатратное промежуточное звено – безналичная оплата, обработка накладных, ведомостей, чеков.
Взаиморасчеты в электронных
деньгах между финансовыми
Развитие подобных процессов, связанных с использованием системы Интернет, может в будущем затронуть внешнеторговые интересы государств, подтолкнуть их к усилению интеграции или же, напротив, к дезинтеграции и выходу из мировых информационных систем, если последние будут затрагивать их жизненно важные национальные интересы развития. Так, к примеру, ЕС и США уже достигли соглашения в области электронной торговли, предусматривающего создание «беспошлинного киберпространства». США предполагают и впредь тесно сотрудничать со странами ЕС, АТЭС и ведущими странами Азиатского региона в решении различных вопросов, связанных с организацией электронной торговли.
Электронная торговля пока далеко не беспроблемна. Однако активное сотрудничество отдельных стран, международных экономических организаций, в частности ОЭСР, должна привести к ее отлаживанию и, видимо, сделает одной из важных форм торговли будущего.
Либерализация торговли
Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.