Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
Глобальный характер
либерализации международной
Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась либерализация в странах Юго-Восточной Азии и в России. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, реализуемый путем переговоров и взаимных уступок. Либерализация посредством переговоров является наиболее плодотворной, нежели односторонняя либерализация. Ключевым моментом становится способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двусторонних действий.
Протекционизм
Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики, где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта.
Международная практика свидетельствует, что обе тенденции – и либерализация (свобода торговли), и протекционизм являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями – это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.
Торговые конфликты
Ущемление национальных торгово-экономических, социальных интересов той или иной страны другой страной или группой стран часто приводит к возникновению торговых конфликтов, «торговых войн».
Непосредственной причиной развертывания торговых конфликтов становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, санитарные, экологические и др. Одной из причин возникновения международных торгово-экономических конфликтов становятся экстерриториальные законы США, например федеральный закон Хелмса-Бертона, подвергающий санкциям тех иностранных инвесторов на Кубе, которые вкладывают средства в американскую собственность, экспроприированную правительством Ф. Кастро. Со времени принятия этого закона в марте 1996 г. две компании (канадская и мексиканская) подверглись санкциям, а ряд других иностранных компаний получили письма с предупреждениями. Под давлением международного сообщества президент США У. Клинтон приостановил действие наиболее строгих положений закона. Однако многие иностранные инвесторы стараются не сталкиваться с этим законом, избегая включения бывших американских активов в свои кубинские проекты.
Столь же негативно отражается на развитии международных экономических связей и федеральный закон США – закон Д'Амато, который устанавливает санкции по торгово-экономическим связям иностранных компаний с Ливией и Ираном.
В 1997 г. под действие этого закона попала сделка российского «Газпрома» с иранскими компаниями. Конгресс США потребовал отказать «Газпрому» в американском кредите. Администрация США стала угрожать российской компании санкциями. В результате «Газпром» аннулировал заключенное в 1995 г. соглашение с Эксимбанком США, которое предусматривало предоставление кредитной поддержки проекта российской компании с Ираном. Озабоченность партнеров США вызывает тенденции принятия экстерриториальных законов не только на федеральном уровне этой страны, но даже отдельными штатами и городами. Такая политика, нацеленная на управление поведением экономических субъектов за пределами территориальной юрисдикции США, мешает нормальным международным экономическим отношениям.
«Торговые войны» – достаточно устойчивая «традиция» современных международных отношений. Они характерны как для отдельных стран, так и для торгово-экономических группировок. Так, в середине 90-х гг. возникла «рыбная» война между Испанией и Канадой в связи с ловлей трески в Атлантике, в районе Ньюфаундленда, которая велась с использованием как политических мер, так и мер прямого воздействия.
Растущая конкуренция
на мировых рынках, защита внутренних
рынков, необходимость обеспечения
занятости и др. также заставляют
иностранные государства
Например, только в 1996 г. возникло несколько конфликтов между Европейским союзом (ЕС) и Бразилией, входящей в состав блока МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок). Бразилия неоднократно высказывала претензии к тарифной системе ЕС, квотирующей экспорт бразильской курятины и индюшатины. «Куриная проблема» осложнила и торговые отношения между США и Китаем. Китайское правительство запретило импорт курятины из десяти штатов США в качестве карантинной меры. Периодически возобновляются торговые войны между ЕС и США. Так, около трех лет (1993-1997 гг. ) длилась «банановая война» между ЕС и США с ее латиноамериканскими партнерами. Причиной возникновения конфликта стал введенный ЕС в июле 1993 г. особый режим экспорта бананов, который давал возможность одним латиноамериканским странам ввозить бананы в Европу беспошлинно, а для других устанавливалась достаточно высокая пошлина, а сам ввоз квотировался.
Даже в рамках торгово-экономических
группировок возникают
Несмотря на то, что
в рамках ЕС существует свобода передвижения
товаров между странами-
Для защиты собственных производителей применяются и административные меры, усложняющие доступ товара в страну: тщательная проверка необходимых ввозных документов, правильности загрузки транспорта, маркировка товаров и т.п. В свою очередь, пострадавшая сторона (в частности, испанская крестьянская ассоциация) обращалась к потребителям бойкотировать французские товары.
Органы ЕС (в частности,
Европейский суд в Люксембурге)
Сходные конфликты возникают в рамках НАФТА1. Примером может служить «лососевая война» между Канадой и США в 1996– 1997 гг. В свою очередь, Мексика в 1997 г. объявила «яблочную войну» американским экспортерам, введя компенсационный тариф на импорт из США некоторых сортов яблок. Это была своего рода ответная мера Мексики против проигранной в 1996 г. «помидорной войны» с США, когда ей пришлось согласиться на введение минимальной цены, ниже которой эти овощи на американский рынок не экспортируются.
Как правило, страны-участницы торговых конфликтов не стремятся доводить их до крайности. Конфликты разрешаются путем длительных переговоров, консультаций, обращения с жалобами в международные организации.
Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемника – Всемирной торговой организации (ВТО).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота. В качестве главной идеи была предложена идея свободы торговли, т е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в нескольких положениях.
1. Важнейшее положение
– «режим наибольшего
2. Следующий основополагающий
принцип касается признания
3. Третий важнейший
аспект деятельности ГАТТ
Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 года. На современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994 гг.). ВТО функционирует также, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений. Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды. Страны–члены ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.Упомянутый пакет соглашений включает:
– соглашение об учреждении ВТО;
– многосторонние соглашения по торговле товарами;
– генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
– соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП);
– соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ);
– договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
– механизм обзора торговой политики;
– многосторонние соглашения с ограниченным участием, то есть обязательные только для присоединившихся членов ВТО по торговле гражданской авиатехникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.
В основу правопорядка в мировой торговой системе положен принцип предоставления режима наибольшего благоприятствования. Основная сфера применения этого принципа – таможенные тарифы. Другие специальные принципы международного права: принцип либерализации торговли; принцип защиты национального рынка; принцип свободы транзита; принцип предоставления национального режима; принцип взаимной выгоды; принцип недискриминации; принцип преференций (освобождения, льгот) для развивающихся стран.
При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России уже сейчас приходится пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство.
В действительности необходимые
корректировки импортной
Итак, членство в ВТО – это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований, предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО.
Беспрецедентный рост международной торговли во второй половине XX в., изменения ее товарной структуры, региональных товаропотоков сопровождаются существенными сдвигами в ее мировой организации. Либерализация международной торговли наиболее активно идет внутри сложившихся во второй половине XX в. торгово-экономических союзов.