Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Место и  роль корпораций в национальной  хозяйственной системе: интегрированные  экономические структуры

 

Сущностная трансформация  национальной экономики России под  влиянием глобализации, усиления конкуренции  в мировой экономике, интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности привела к возникновению и усилению таких новых форм хозяйственной деятельности, как корпорации. Это хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном рынке. Это большие производственные комплексы, сфера деятельности которых связана не только с производственной, но и с финансовой деятельностью. Признание значения крупных корпораций в функционировании национальной экономики привело к созданию соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность (законы «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах»).

Мировой опыт показывает, что национальная экономика может  быть конкурентоспобной на мировых  рынках только посредством крупных  корпораций. В этом случае они приобретают характер транснациональных (ТНК). Деятельность такого рода корпораций не ограничивается рамками только одной страны, а распространяется на несколько национальных экономик.

Одним из видов корпораций являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Это форма хозяйственной деятельности, когда под началом одной главной компании объединяются различные компании, юридически и хозяйственно независимые друг от друга и работающие в различных отраслях экономики. Функции их финансового контроля и координации деятельности берет на себя головная компания. Целью деятельности таких объединений является повышение устойчивости компаний, входящих в ее состав, укрепление конкурентных позиций, повышение эффективности деятельности и занятие монопольной позиции на определенных рынках.

Корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельца, а передача части прав на ее владение посредством  выпуска акций оставляет ее целостным  образованием. Крупные корпорации чаще всего являются национальными в  зависимости от доминирующей доли капитала, но и активно привлекают иностранные инвестиции.

Несмотря на то что  корпорации существовали и в СССР, основная их масса сформировалась в 1990-е гг. Этому способствовала тотальная  приватизация, которая позволила  сосредоточить значительные экономические ресурсы и перераспределить их. Примером корпорации со смешанной собственностью (государственной и частной) является «Газпром», который занимает ведущие позиции на мировых рынках сырья, обеспечивая значительные поступления в государственный бюджет.

Большая часть отечественных  корпораций работает в топливно-энергетическом секторе экономики, а в других секторах их сравнительно немного, например «Микрохирургия глаза», «АвтоВАЗ». В  соответствии с рейтингом «Finansial Times» несколько отечественных корпораций вошли в перечень крупнейших мировых трансатлантических корпораций.

Крупнейшие корпорации России, объем реализации их продукции  и численность сотрудников представлены следующим списком:

1) РАО «ЕЭС России».  Действует в отрасли электроэнергетики, общий объем реализации продукции составляет 218 802,1 млн руб., а количество сотрудников – 697,8 тыс. чел.;

2) ОАО «Газпром». Действует  в нефтяной, нефтегазовой отрасли,  общий объем реализации продукции  составляет 171 295,0 млн руб., а количество  сотрудников – 278,4 тыс. чел.;

3) нефтяная компания  «ЛУКойл». Действует в нефтяной, нефтегазовой отрасли, общий объем  реализации продукции составляет 81 660,0 млн руб., а количество сотрудников  – 102,0 тыс. чел.;

4) Башкирская топливная  компания. Действует в нефтяной, нефтегазовой отрасли, общий объем реализации продукции составляет 33 081,8 млн. руб., а количество сотрудников – 104,8 тыс. чел.;

5) «Сиданко» (Сибирско-дальневосточная  нефтяная кампания). Действует в  нефтяной, нефтегазовой отрасли,  общий объем реализации продукции составляет 31 361,8 млн руб., а количество сотрудников – 80,0 тыс. чел.;

6) нефтяная компания  «Сургутнефтегаз». Действует в нефтяной, нефтегазовой отрасли, общий объем  реализации продукции составляет 30 568,0 млн руб., а количество сотрудников – 77,4 тыс. чел.;

7) АвтоВАЗ. Действует  в отрасли машиностроения, общий  объем реализации продукции составляет 26 255,2 млн руб., а количество сотрудников  – 110,3 тыс. чел.;

8) РАО «Норильский  никель». Действует в отрасли  цветной металлургии, общий объем реализации продукции составляет 25 107,1 млн руб., а количество сотрудников – 115,0 тыс. чел.;

9) нефтяная компания  «Юкос». Действует в нефтяной, нефтегазовой  отрасли, общий объем реализации  продукции составляет 24 274,4 млн. руб., а количество сотрудников – 93,7 тыс. чел.;

10)нефтяная компания  «Сибнефть». Действует в нефтяной, нефтегазовой отрасли, общий объем  реализации продукции составляет 20 390,9 млн. руб., а количество сотрудников  – 47,0 тыс. чел.

Особенность формирования отечественных финансово-промышленных групп заключается в том, что они создавались на базе советских министерств или главков. В результате этого удалось сконцентрировать значительные экономические ресурсы и сохранить накопленный опыт хозяйственной деятельности.

В России распространены как официально зарегистрированные финансово-промышленные группы (их меньшинство), так и скрытые, официально не зарегистрированные (их большинство). Это связано с тем, что на законодательном уровне, в том числе в ФЗ «О финансово-промышленных группах», не дается четкой их характеристики и не регламентируется порядок их деятельности.

Финансово-промышленные группы оказывают значительное влияние  на функционирование национальной экономики. Так, по данным М. Э. и З. Б. Сейфуллаевых, на начало 2003 г. в России зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп, а в их состав вошли 1150 промышленных предприятий и организаций, 160 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них работников приближается к 5 млн человек.

Большое значение на первоначальном этапе формирования отечественных корпораций придавалось объединению капиталов стран СНГ, в результате чего современные отечественные финансово-промышленные группы развили активную деятельность на территории бывшего СССР – СНГ. Этому способствовал и курс руководства государств на более активную экономическую интеграцию.

Развитие отечественной  экономики идет в направлении  сокращения финансово-промышленных групп  до нескольких мощных универсальных  транснациональных корпораций по аналогии с зарубежными. По динамике они должны сконцентрировать более половины производственных мощностей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что отечественная экономика станет конкурентоспособным экспортером не только сырья, но и производственных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

 

1. Общественные блага:  понятие, сущность, классификация

 

Общественные блага  занимают в национальной экономике  значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике  существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру  потребления выделяют следующие  основные виды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо  отличается от общественного тем, что  оно может быть использовано всеми  членами общества только ограниченно.

Общественные  блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение  общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные  блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции  в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование  блага одним человеком нисколько  не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих  общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага,  обусловленной тем, что индивид  не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым  характером блага, связанным с  тем, что его потребление не  может быть ограничено определенной  группой населения, или тем,  что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени  доступности выделяют следующие  виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма  производства общественных благ  основана на том, что государство  напрямую и самостоятельно производит  блага. Это эффективно только  в некоторых случаях, когда  для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"