Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
5. Место и
роль корпораций в
Сущностная трансформация национальной экономики России под влиянием глобализации, усиления конкуренции в мировой экономике, интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности привела к возникновению и усилению таких новых форм хозяйственной деятельности, как корпорации. Это хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном рынке. Это большие производственные комплексы, сфера деятельности которых связана не только с производственной, но и с финансовой деятельностью. Признание значения крупных корпораций в функционировании национальной экономики привело к созданию соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность (законы «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах»).
Мировой опыт показывает, что национальная экономика может быть конкурентоспобной на мировых рынках только посредством крупных корпораций. В этом случае они приобретают характер транснациональных (ТНК). Деятельность такого рода корпораций не ограничивается рамками только одной страны, а распространяется на несколько национальных экономик.
Одним из видов корпораций являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Это форма хозяйственной деятельности, когда под началом одной главной компании объединяются различные компании, юридически и хозяйственно независимые друг от друга и работающие в различных отраслях экономики. Функции их финансового контроля и координации деятельности берет на себя головная компания. Целью деятельности таких объединений является повышение устойчивости компаний, входящих в ее состав, укрепление конкурентных позиций, повышение эффективности деятельности и занятие монопольной позиции на определенных рынках.
Корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельца, а передача части прав на ее владение посредством выпуска акций оставляет ее целостным образованием. Крупные корпорации чаще всего являются национальными в зависимости от доминирующей доли капитала, но и активно привлекают иностранные инвестиции.
Несмотря на то что корпорации существовали и в СССР, основная их масса сформировалась в 1990-е гг. Этому способствовала тотальная приватизация, которая позволила сосредоточить значительные экономические ресурсы и перераспределить их. Примером корпорации со смешанной собственностью (государственной и частной) является «Газпром», который занимает ведущие позиции на мировых рынках сырья, обеспечивая значительные поступления в государственный бюджет.
Большая часть отечественных корпораций работает в топливно-энергетическом секторе экономики, а в других секторах их сравнительно немного, например «Микрохирургия глаза», «АвтоВАЗ». В соответствии с рейтингом «Finansial Times» несколько отечественных корпораций вошли в перечень крупнейших мировых трансатлантических корпораций.
Крупнейшие корпорации
России, объем реализации их продукции
и численность сотрудников
1) РАО «ЕЭС России».
Действует в отрасли
2) ОАО «Газпром». Действует
в нефтяной, нефтегазовой отрасли,
общий объем реализации
3) нефтяная компания
«ЛУКойл». Действует в нефтяной,
нефтегазовой отрасли, общий
4) Башкирская топливная компания. Действует в нефтяной, нефтегазовой отрасли, общий объем реализации продукции составляет 33 081,8 млн. руб., а количество сотрудников – 104,8 тыс. чел.;
5) «Сиданко» (Сибирско-
6) нефтяная компания
«Сургутнефтегаз». Действует в нефтяной,
нефтегазовой отрасли, общий
7) АвтоВАЗ. Действует
в отрасли машиностроения, общий
объем реализации продукции
8) РАО «Норильский никель». Действует в отрасли цветной металлургии, общий объем реализации продукции составляет 25 107,1 млн руб., а количество сотрудников – 115,0 тыс. чел.;
9) нефтяная компания
«Юкос». Действует в нефтяной, нефтегазовой
отрасли, общий объем
10)нефтяная компания
«Сибнефть». Действует в нефтяной,
нефтегазовой отрасли, общий
Особенность формирования
отечественных финансово-
В России распространены как официально зарегистрированные финансово-промышленные группы (их меньшинство), так и скрытые, официально не зарегистрированные (их большинство). Это связано с тем, что на законодательном уровне, в том числе в ФЗ «О финансово-промышленных группах», не дается четкой их характеристики и не регламентируется порядок их деятельности.
Финансово-промышленные группы оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики. Так, по данным М. Э. и З. Б. Сейфуллаевых, на начало 2003 г. в России зарегистрировано 75 финансово-промышленных групп, а в их состав вошли 1150 промышленных предприятий и организаций, 160 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них работников приближается к 5 млн человек.
Большое значение на первоначальном этапе формирования отечественных корпораций придавалось объединению капиталов стран СНГ, в результате чего современные отечественные финансово-промышленные группы развили активную деятельность на территории бывшего СССР – СНГ. Этому способствовал и курс руководства государств на более активную экономическую интеграцию.
Развитие отечественной экономики идет в направлении сокращения финансово-промышленных групп до нескольких мощных универсальных транснациональных корпораций по аналогии с зарубежными. По динамике они должны сконцентрировать более половины производственных мощностей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что отечественная экономика станет конкурентоспособным экспортером не только сырья, но и производственных товаров.
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся,
например, дороги, здравоохранение, образование,
услуги, предоставляемые
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции
в потреблении общественных
2) неделимостью блага,
обусловленной тем, что
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым
характером блага, связанным с
тем, что его потребление не
может быть ограничено
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма
производства общественных