Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

5) формировании и поддержании  конкурентной среды внутри национальной  экономики, в качестве основного  способа активных темпов экономического роста.

Формирование российской модели рыночной экономики происходило  под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние  на ее характер:

1) геополитического. Он оказал большое влияние на характер формирования и сущность рыночной экономики в России. Геополитическое положение России ставит ее в ранг связующего и промежуточного звена между культурами западного и восточного типа. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой. Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;

2) исторического. Формирующаяся модель рыночной экономики в России соединила в себе ряд специфических характеристик, связанных с историческим развитием России. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики. Было реставрировано существовавшее единство права на собственность и политической власти. Проблема состоит в том, что государство в результате приватизации ликвидировало большую часть поступлений в бюджет, при этом сохранив прежний объем экономических, социальных и политических функций. В этой ситуации оно не смогло эффективно их выполнять, что привело к серьезным экономическим и социальным потрясениям;

3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними. Большое количество конфликтов, в том числе с применением силы, существенным образом тормозило установление режима эффективного функционирования экономики, а отсутствие действенной правовой базы не позволяло их урегулировать;

4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей. Часто для установления господствующего положения на рынке используются не экономически методы, а чисто криминальные – насильственные;

5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны. Взаимное влияние низкой инвестиционной активности, ограничение конкуренции, неконкурентоспособность национальной экономики привели к деформации отраслевой структуры экономики в сторону преобладания добывающей и топливно-энергетической отрасли. Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью. В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом – закономерный результат увеличения темпов инфляции. Ресурсная ориентация экономики сделала ее зависимой от мировой экономической конъюнктуры и политики стран-потребителей сырья. Отток важнейших экономических ресурсов (человеческих, капитала) в ТЭК препятствует развитию реального сектора экономики;

6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики. Так, торговля, денежно-кредитная система России соответствует мировым стандартам, а сельское хозяйство, производство находятся на уровне экономически неразвитых стран;

7) неравномерности экономического развития регионов. В силу различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно. Например, Москва, Санкт-Петербург находятся на стадии развития, соответствующем мировому уровню (активно развивается предпринимательство, сфера услуг), а Саратовская область по темпам развития экономики соответствует «странам третьего мира» с преобладающим аграрным сектором;

8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами – все это отличительные особенности России;

9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения. Разрушение существовавших общественных отношений, ценностей и уклада не происходило одновременно с формированием новых, что оказало влияние на высокий уровень тревожности населения, самоубийств, преступности. Отсутствие развитых демократических традиций и большое влияние тоталитарных режимов стимулировали развитие отрицания закона, недоверия к власти, противоборство государства и частного сектора. Длительное тотальное государственное регулирование привело к формированию пассивной психологии у населения, для которой характерно то, что не сам человек принимает решения, а за него это делает государство.

Все эти факторы, определили сущностные характеристики формирующейся  модели рыночной экономики. Невозможность  формирования эффективной национальной экономики объясняется значительным регулирующим значением государства, доминированием добывающих отраслей и ТЭК, низкой конкурентной способностью национальной экономики, экстенсивным сельским хозяйством и тенденцией населения к экономической пассивности.

Необходимо учитывать  тот факт, что, прежде чем выйти  на существующие сегодня показатели экономического роста, мировые державы прошли длительный путь эволюции национальных экономик до того, как сформировалась их эффективная модель. Россия же рыночную экономику начала строить только в конце ХХ в. Прежде чем выйти на позиции активного экономического роста, необходимо провести ряд глобальных институциональных реформ национальной экономики, и прежде всего должны измениться менталитет и психология населения в сторону занятия более активной экономической позиции.

 

4. Механизмы национальной хозяйственной системы

 

Национальная экономика  основана на свободном взаимодействии производителей и потребителей благ. Исходя из собственных экономических  интересов, хозяйствующие субъекты определяют модель своего поведения. Основа рыночной модели национальной экономики – это свобода выбора деятельности хозяйствующих субъектов.

Функционирование национальной экономики в своей основе построено  на взаимодействии протекающих в  ней процессов. Они необходимы для  обеспечения нормального функционирования и развития национальной экономики.

Базовыми механизмами  национальной экономики являются:

1) ценообразование;

2) взаимодействие спроса  и предложения;

3) конкуренция;

4) государственное регулирование.

Ценообразование является одним из базовых механизмов функционирования в национальной экономике относительных цен и заключается в формировании цены на различные виды благ. Оно определяет поведение производителя благ, например, при формировании объемов производства. Динамика цен влияет на технологию производства благ, а также на характер его потребления.

Взаимодействие  спроса и предложения является одним из основных механизмов национальной экономики. Совокупный спрос – определенная потребность в благах, которые отличаются четкими качественными и количественными характеристиками, которые могут быть приобретены потребителем. Совокупное предложение – это определенный набор благ, отличающихся качественными и количественными характеристиками, которые могут быть предложены потребителю для приобретения. Взаимодействие спроса и предложения оказывает влияние на механизм ценообразования и стремится к установлению равновесной цены, в результате чего наступает состояние равновесия между объемами потребления и производства.

Одной из закономерностей  взаимодействия спроса и предложения является то, что снижение цены при стабильности прочих факторов приводит к соответствующему увеличению объемов спроса. Обратный эффект заключается в том, что повышение цены при прочих равных условиях приводит к уменьшению объемов спроса.

Существует обратная взаимосвязь между спросом и предложением. Население потребляет больше того блага, цена которого ниже по сравнению с аналогичным благом. Цена на благо является препятствием в увеличении объемов потребления: низкая цена стимулирует спрос, а высокая его сокращает. Снижение цены на благо является действенным инструментом сокращения товарных запасов производителя.

На спрос  влияют следующие основные неценовые  факторы:

1) стоимость благ-заменителей,  т. е. благ, которые могут реализовать  ту же потребность;

2) потребительские ожидания. Это предположения потребителей. Например, ожидание повышение цены  блага может стать побудительным  мотивом увеличения объемов спроса;

3) потребительские предпочтения;

4) количество покупателей.  Изменение количества потребителей существенным образом оказывает влияние на динамику спроса;

5) доход потребителей, определяющий возможность потребителей  покупать те или иные блага.

Предложение характеризуется  количеством и набором благ, которые  могут быть предложены потребителю  производителем. Между предложением и ценой существует прямая положительная взаимосвязь, заключающаяся в том, что повышение цены блага влияет на увеличение его предложения, и наоборот. Производитель стремится к тому, чтобы продать блага по большей цене, тем самым увеличив свои доходы при неизменности объемов производства.

Присутствует тесная взаимосвязь между издержками производства и предложением. Они оказывают  воздействие на объем прибыли  и на характер функционирования хозяйствующего субъекта. Существуют постоянные издержки. Это издержки, которые не меняются при увеличении или уменьшении объемов производства, и переменные издержки. Издержки находятся в прямой взаимосвязи от объемов производства. На характер предложения оказывают влияние стоимость ресурсов, технологии производства, налоги, рыночная цена, потребительские ожидания, количество производителей, действующих на рынке.

Результатом действия механизма  спроса и предложения является то, что ограниченные экономические  ресурсы распределяются и используются эффективно. Это позволяет установить состояние равновесия национальной экономики, но это равновесие не постоянно, оно устанавливается на каждом из этапов развития экономики.

Конкуренция является важнейшим механизмом, позволяющим обеспечить нормальное функционирование и постоянное развитие национальной экономики. Она оказывает влияние на удовлетворение потребностей населения в благах, отличающихся необходимыми качественными и количественными характеристиками. Повышение цены блага, вызванное увеличением спроса на него, и образование в результате этого экономической прибыли является стимулом производителя к увеличению объемов его производства. Но только конкуренция способствует увеличению объемов производства одновременно с повышением качества производимого блага и снижением его цены.

Механизм конкуренции  блокируется в том случае, когда  в определенной отрасли экономики  устанавливается доминирующее положение  только одного производителя, который  препятствует выходу на рынок новых  производителей. В этом случае законы конкуренции не действуют, и монополист может увеличивать цену при неизменном объеме производства.

Механизм конкуренции  стимулирует переход производителя  на новые, более эффективные технологии, так как нерентабельность производства может быть одной из причин выхода предприятия с рынка. Он активным образом влияет на темпы и масштабы научно-технической революции и развития национальной экономики.

Конкуренция направляет и трансформирует личные корыстные  интересы и мотивы в сторону того, чтобы их реализация одновременно обеспечивала обеспечение общественных интересов и потребностей. Увеличение собственной прибыли производителей происходит одновременно с увеличением общественного продукта.

Государственное регулирование имеет определяющее значение для нормального функционирования национальной экономики, так как регулирует экономические процессы и направляет развитие всей экономики. Оно осуществляется с помощью законодательства (нормативно-правовое регулирование) и ряда рыночных инструментов, например налогообложения и государственных расходов.

Взаимное влияние механизмов национальной хозяйственной системы  наиболее рационально реализует  потребность производства необходимых  благ при ограниченном объеме экономических  ресурсов. Они позволяют найти  равновесное положение между объемами и структурой производства и общественными потребностями. Действие этих механизмов позволяет решить главную задачу – максимизацию обеспеченности благами при минимизации затрат – с помощью конкуренции, снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технологий производства. Они также создают действенные стимулы для постоянно повышения эффективности и развития производства. С их помощью устанавливается зависимость между размером получаемого дохода и реальным вкладом производителя в увеличение общественного производства, что стимулирует развитие и совершенствование трудовых ресурсов.

Вместе с тем в  протекании и действии механизмов национальной экономики могут возникать сбои, что вызывает необходимость их постоянного  мониторинга и, при необходимости, корректировки. Для этого существует механизм государственного регулирования национальной экономики, который позволяет эффективно решать социальные проблемы, поддерживать общее экономическое равновесие, регулировать предоставление общественных благ.

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"