Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

Однозначно определить место России невозможно, так как совокупный экономический потенциал мировой экономики представляется сложным объектом для анализа. Его определение связано со следующими основными положениями.

1. О ведущем значении  России свидетельствует высокие  темпы роста ВВП, по которому  она превосходит многие страны, например Италию, Японию. Статистические данные ООН говорят о том, что в 2003 г. ВВП России составил более 1 трлн 330 млрд долл. – более 9200 долл. на единицу населения. Объем ВВП приближается по своему значению к аналогичным показателям Италии, Франции и Великобритания, но душевой показатель примерно равен показателям Мексики и Бразилии.

Россия принадлежит  к числу стран-лидеров по выработке  электроэнергии, производству минеральных  удобрений, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, по добыче нефти и газа. Совокупный объем золотовалютных резервов на 2006 г. составил около 170 млрд долл. Положительное сальдо торгового баланса составило более 88 млрд долл., а общий экспорт составил 183 млрд долл.

Размер внешнего государственного долга на 1 января 2006 г. составил 106,9 млрд долл. Влияние внешнего долга на национальную экономику снижается. Масштабы и темпы телекоммуникационной и компьютерной отрасли экономики значительно превысили аналогичные показатели ведущих стран мира, а в 2004 г. доходы этих отраслей увеличились в несколько раз.

2. Это низкая конкурентоспособность  национальной экономики, и соответственно  небольшая доля в использовании  экономического потенциала мирового  хозяйства. Не подверглась трансформации  структура экспорта. На протяжении нескольких десятилетий большую долю в нем составляют топливно-энергетические ресурсы и сырая нефть. Минимальна и доля промышленного оборудования – менее 7%. Место России как крупнейшего поставщика сырья существенно не изменилась, а поэтому высокий объем экспорта не является показателем состояния национальной экономики. Экспорт наукоемкой продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии и Японии.

Показатель развития и использования человеческого  капитала существенно ниже, чем во многих развитых странах, и по некоторым показателем значительно меньше, чем был в СССР. Высокая степень развития энергетики объясняется энергоемкостью используемых производственных технологий. Одновременно с существенным потенциалом транспортных коммуникаций существует проблема низкого их качества. Существующий значительный экологический потенциал страны никоим образом не используется. Реальное место России в мировом хозяйстве отражается объемом экспорта ресурсов – нефти, леса, метала, газа. Остальные потенциалы практически не используются.

Небольшая доля России в  системе использования потенциалов  мировой экономики объясняется:

1) слабым развитием  институциональной инвестиционной  структуры – неразвитостью банковской  и финансовой инфраструктуры;

2) отсутствием стабильной, проработанной и объективной нормативно-правовой базы – неразвитостью правового поля;

3) неэффективностью государственного  управления при большом влиянии  государства на экономические  процессы.

Небольшое участие России в использовании потенциала мировой экономики объясняется следующими причинами:

1) совпадением затяжного  кризиса национальной экономики  и активного развития процессов  глобализации, в связи с чем  Россия оказалась неспособной  занять конкурентное положение  в мировой экономике;

2) геополитическим положением России в мировом процессе;

3) исторически обусловленным  изолированным положением экономики  СССР. Вопросы вовлечения в мировую  экономику были поставлены только  с распадом СССР, а поэтому  Россия не смогла занять должные  позиции по этому направлению;

4) глобальной приватизацией  оказавшей противоречивое влияние  на положение национальной экономики.  Ее положительное влияние связано  прежде всего с тем, что она  способствовала активному формированию  таких экономических институтов, как акционерная форма капитала, финансовый рынок, банковская система, фондовые рынки. Она существенным образом изменила формы хозяйственной деятельности в сторону повышения их эффективности и результативности. Под ее определяющим влиянием активизировался процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и выход отечественных производителей на мировые рынки. Негативное влияние глобальной приватизации обусловлено тем, что она способствовала нарушению основных хозяйственных связей, подрыву производственного потенциала в приоритетных отраслях национальной экономики. В результате чего существенным образом снизилось качество отечественных товаров, и стала очевидной их неспособность конкурировать с иностранными аналогами.

Низкая степень проработанности  процесса приватизации привела к тому, что он способствовал концентрации значительной части национального богатства у небольшого количества населения (олигархов), и в конечном счете привел к серьезной социально-экономической дифференциации населения. Высокая степень криминализации производства снизила его инвестиционную привлекательность на мировом рынке капиталов.

Все эти причины стали  объективной основной для определения  места России в мировой экономике, препятствием в занятии ею лидирующих позиций по использованию экономического потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяйства.

Относительно использования  мировых человеческих ресурсов: в  национальной экономике курс взят на активизацию миграционных потоков. Потребность национальной экономики в дешевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привлечения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого необходимо создание комплексного законодательства, минимизирующего возможные негативные последствия. Возникла насущная потребность в выработке гибкой и соответствующей интересам национальной экономики миграционной политики. На сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничивающий миграционные потоки, носит локальный несистемный характер и не может решить большинство возникающих проблем. Структура расходов на миграционную политику в бюджете 2006 г. мало способствует занятию государством в этой области активной позиции – общее количество средств, выделенных на цели миграционной политики, составило 6 млрд 587 млн руб., в их числе 4 млрд руб. направлено на содержание воинских формирований и только 1 млрд 897 млн руб. – на обеспечение минимального уровня жизни населения, покинувшего территорию Чеченской Республики, и на выплату им компенсаций.

Высокие темпы роста  инвестиций и степени капитализации  производства, наблюдавшиеся в 2000 г., свидетельствует не об активизации  роста национальной экономики, а  о переоценке материальных и нематериальных активов, которые были в несколько  раз занижены во время приватизации.

Для вывода национальной экономики на высокие конкурентные показатели на мировых рынках необходима активная государственная поддержка  хозяйствующих субъектов, работающих в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государственной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рынках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удержать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономической политики целесообразно более тесное объединение государства и частного бизнеса, что и наблюдается сегодня.

В целом, пассивная позиция  государства по отношению к структурной  перестройке национальной экономики, социальной и бюджетной инфраструктур  способствует занятию Россией места  «сырьевого придатка» в системе использования потенциалов мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики

 

1. Типы хозяйственных  систем национальной экономики  и критерии их разграничения

2. Субъекты  хозяйствования, их взаимосвязь

3. Факторы формирования  российской модели рыночной экономики

4. Механизмы  национальной хозяйственной системы

5. Место и  роль корпораций в национальной  хозяйственной системе: интегрированные  экономические структуры

 

1. Типы хозяйственных  систем национальной экономики и критерии их разграничения

 

Экономическая система  представляет собой совокупность экономических  процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система  оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система  национальной экономики состоит  из следующих основных элементов:

1) социально-экономических  определяющих специфику отношений  между хозяйствующими субъектами  по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации  деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии  государственного регулирования;

4) экономических связей  между субъектами хозяйственной  деятельности.

В мировой экономике  существуют различные хозяйственные  системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Существуют следующие  типы хозяйственных систем национальной экономики:

1) система рыночной  экономики со свободной конкуренцией;

2) система современной  рыночной экономики;

3) система традиционной  нерыночной экономики;

4) система административно-командной экономики.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.

Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:

1) на признании права  частной собственности на капитал  – финансовый ресурс;

2) на отсутствии регулирующего  воздействия на экономику со  стороны государства;

3) на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;

4) на большом количестве  независимых производителей и  потребителей.

Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих  субъектов – производителя и  потребителя. В результате свободы  предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд – специфический вид товара.

Регулятором функционирования экономической системы выступают  свободный рынок и цены. Изменение цены отражает общественную потребность в определенном благе. Динамика рынка и цен служит основанием для выработки эффективной хозяйственной системы, в которой производится только то благо, в котором существует потребность, в результате чего решается задача эффективного распределения ресурсов в экономической системе. Стимулом развития экономической системы выступает естественное стремление производителя к увеличению прибыли при минимизации необходимых для этого ресурсов.

Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Под влиянием объективных  факторов, к числу которых относится  усложнение мировой экономики, система  современной рыночной экономики  трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства  в нее. Это привело к ее сущностным изменениям – трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"