Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
Однозначно определить место России невозможно, так как совокупный экономический потенциал мировой экономики представляется сложным объектом для анализа. Его определение связано со следующими основными положениями.
1. О ведущем значении
России свидетельствует
Россия принадлежит к числу стран-лидеров по выработке электроэнергии, производству минеральных удобрений, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, по добыче нефти и газа. Совокупный объем золотовалютных резервов на 2006 г. составил около 170 млрд долл. Положительное сальдо торгового баланса составило более 88 млрд долл., а общий экспорт составил 183 млрд долл.
Размер внешнего государственного долга на 1 января 2006 г. составил 106,9 млрд долл. Влияние внешнего долга на национальную экономику снижается. Масштабы и темпы телекоммуникационной и компьютерной отрасли экономики значительно превысили аналогичные показатели ведущих стран мира, а в 2004 г. доходы этих отраслей увеличились в несколько раз.
2. Это низкая
Показатель развития и использования человеческого капитала существенно ниже, чем во многих развитых странах, и по некоторым показателем значительно меньше, чем был в СССР. Высокая степень развития энергетики объясняется энергоемкостью используемых производственных технологий. Одновременно с существенным потенциалом транспортных коммуникаций существует проблема низкого их качества. Существующий значительный экологический потенциал страны никоим образом не используется. Реальное место России в мировом хозяйстве отражается объемом экспорта ресурсов – нефти, леса, метала, газа. Остальные потенциалы практически не используются.
Небольшая доля России в
системе использования
1) слабым развитием
институциональной
2) отсутствием стабильной, проработанной и объективной нормативно-правовой базы – неразвитостью правового поля;
3) неэффективностью
Небольшое участие России в использовании потенциала мировой экономики объясняется следующими причинами:
1) совпадением затяжного
кризиса национальной
2) геополитическим положением России в мировом процессе;
3) исторически обусловленным
изолированным положением
4) глобальной приватизацией
оказавшей противоречивое
Низкая степень
Все эти причины стали объективной основной для определения места России в мировой экономике, препятствием в занятии ею лидирующих позиций по использованию экономического потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяйства.
Относительно использования мировых человеческих ресурсов: в национальной экономике курс взят на активизацию миграционных потоков. Потребность национальной экономики в дешевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привлечения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого необходимо создание комплексного законодательства, минимизирующего возможные негативные последствия. Возникла насущная потребность в выработке гибкой и соответствующей интересам национальной экономики миграционной политики. На сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничивающий миграционные потоки, носит локальный несистемный характер и не может решить большинство возникающих проблем. Структура расходов на миграционную политику в бюджете 2006 г. мало способствует занятию государством в этой области активной позиции – общее количество средств, выделенных на цели миграционной политики, составило 6 млрд 587 млн руб., в их числе 4 млрд руб. направлено на содержание воинских формирований и только 1 млрд 897 млн руб. – на обеспечение минимального уровня жизни населения, покинувшего территорию Чеченской Республики, и на выплату им компенсаций.
Высокие темпы роста инвестиций и степени капитализации производства, наблюдавшиеся в 2000 г., свидетельствует не об активизации роста национальной экономики, а о переоценке материальных и нематериальных активов, которые были в несколько раз занижены во время приватизации.
Для вывода национальной экономики на высокие конкурентные показатели на мировых рынках необходима активная государственная поддержка хозяйствующих субъектов, работающих в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государственной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рынках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удержать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономической политики целесообразно более тесное объединение государства и частного бизнеса, что и наблюдается сегодня.
В целом, пассивная позиция государства по отношению к структурной перестройке национальной экономики, социальной и бюджетной инфраструктур способствует занятию Россией места «сырьевого придатка» в системе использования потенциалов мировой экономики.
ЛЕКЦИЯ № 3.
Хозяйственные системы
1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения
2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
3. Факторы формирования
российской модели рыночной
4. Механизмы
национальной хозяйственной
5. Место и
роль корпораций в
1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения
Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:
1) социально-экономических
определяющих специфику
2) форм организации
деятельности хозяйствующих
3) форм и методологии
государственного регулирования
4) экономических связей
между субъектами
В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.
Существуют следующие типы хозяйственных систем национальной экономики:
1) система рыночной
экономики со свободной
2) система современной рыночной экономики;
3) система традиционной нерыночной экономики;
4) система административно-командной экономики.
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией существовала с XVII до начала XX вв. Ее функционирование имело специфические черты в зависимости от особенностей стран, в которых она использовалась.
Система рыночной экономики со свободной конкуренцией основана на следующих положениях:
1) на признании права
частной собственности на
2) на отсутствии регулирующего воздействия на экономику со стороны государства;
3) на ориентации на способность свободного рынка к саморегуляции;
4) на большом количестве независимых производителей и потребителей.
Ее основой является свобода деятельности всех хозяйствующих субъектов – производителя и потребителя. В результате свободы предпринимательской деятельности были достигнуты высокие темпы экономического роста, а трудовые ресурсы перешли в качественно иной статус. Наемный работники и производители стали равноправными участниками экономической деятельности. Это послужило предпосылкой формирования свободного передвижения рабочей силы, ее мобильности. Наемный работник стал полноправным субъектом хозяйственной деятельности, который продавал на рынке свой труд – специфический вид товара.
Регулятором функционирования
экономической системы
Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой эффективности и результативности. В ней стоимость блага устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения на него. Объем потребления находится в обратной пропорциональной зависимости от цены на благо, а снижение цены позволяет существенным образом увеличить объемы потребления блага. Эта система показала свою эффективность по причине своей гибкости, способности к трансформации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Под влиянием объективных факторов, к числу которых относится усложнение мировой экономики, система современной рыночной экономики трансформировалась в сторону увеличения степени государственного вмешательства в нее. Это привело к ее сущностным изменениям – трансформации экономических связей между хозяйствующим субъектами, форм хозяйственной деятельности. В нее были введены элементы плановости, так как было понятно, что исключительно рыночные механизмы не могут обеспечить одновременно активный и устойчивый экономический рост. Государственное регулирование экономики позволило трансформировать экономическую систему в зависимости от конкретных общественных потребностей.