Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:35, курс лекций
Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и т.д. В совокупности эти науки объясняют общественную жизнь. Экономическая теория описывает одну из сторон жизнедеятельности общества, поэтому не всегда правильно требовать проверки экономической теории на конкретных фактах действительности, т.к. в жизни действуют кроме экономических законов и другие (психологические, социальные, исторические).
Экономическая теория - наука универсальная, она является методологической основой конкретных наук, функциональных наук, межотраслевых наук.
1. Предмет и метод экономической теории……………………………………..3
2. Типы экономических систем и общие принципы организации экономики..5
3. Рынок и механизм его функционирования……………………………………8
4. Эластичность спроса и предложения…………………………………………13
5. Теория потребительского поведения…………………………………………16
6. Производство, предпринимательская деятельность и поведение фирмы….20
7. Фирма в условиях различных конкурентных структур рынка……………...26
8. Предмет макроэкономики, цели и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………..29
9. Национальный объем производства………………………………………….30
10. Макроэкономическая нестабильность: безработица……………………….33
11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция………………………….35
12. Макроэкономическое равновесие…………………………………………...38
13. Деньги, денежное обращение и кредитно-денежная политика государства………………………………………………………………………..41
14. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика…………………….47
15. Экономический рост………………………………………………………….51
Если мы хотим получить большее количество одного товара (масла), то для этого нужно пожертвовать еще большим количеством другого товара (пушек). Альтернативные затраты будут возрастать по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции. Так получается потому, что, когда, например, вместо пушек начинают производить масло, то в первую очередь из производства пушек отзываются те ресурсы, которые наименее пригодны для военной продукции и в тоже время больше подходят для производства масла. Если же мы хотим произвести второй млн. масла и последующий тем более, то таких подходящих ресурсов у нас может уже не быть, и мы будем вынуждены использовать менее пригодные ресурсы, которые с другой стороны, ценны в производстве пушек, следовательно потери пушек возрастут. Таким образом, затраты на единицу масла, выраженные в потерянных для экономики пушках, будут возрастать, что и отражает выпуклая форма КПВ. Такие затраты, выраженные в альтернативных, неполученных благах называются альтернативными затратами.
С законом возрастания альтернативных затрат тесно связан закон убывающей доходности. Этот закон означает, что добавление равных дополнительных количеств каких-либо ресурсов к фиксированному количеству другого ресурса приводит к уменьшению дополнительного производства нужного нам товара.
Лекция №3
Рынок и механизм его функционирования
1. Происхождение рынка связано с переходом от натурального хозяйства к товарному. Исторически первой формой ведения хозяйства является натуральное хозяйство. Его особенность в том, что продукты, производимые в рамках отдельных хозяйств, потребляются в данных хозяйствах. Натуральное хозяйство было характерно для традиционной экономики. Если пользоваться формационным подходом, то натуральное хозяйство существовало в первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществе. Натуральное хозяйство – это консервативная форма, изменения в экономическом укладе происходили очень медленно, низкими темпами, однако со временем возникли предпосылки для перехода к другой форме хозяйства - товарно-денежной, т.е. такой, когда продукты доходят до потребителя через процессы купли- продажи, производятся как товары.
Главной причиной такого перехода является развитие процесса разделения труда. Сначала, когда люди создавали столько, сколько нужно, чтобы выжить, они производили только необходимый продукт. Когда же благодаря специализации люди стали производить больше, чем нужно для поддержания жизни, они научились наряду с необходимым создавать прибавочный продукт (излишек).
Вывод: Наличие прибавочного продукта в условиях общественного разделения труда создает возможность и необходимость обмена продуктами труда и, таким образом, объясняет появление рынка.
Кроме общественного
разделения труда для
2. Существует множество определений рынка: В узком смысле слова рынок - это то место, где встречаются продавцы и покупатели, и осуществляется обмен, купля- продажа товаров и услуг. Простейшие рынки существовали еще в древнем мире (Древняя Греция, Древний Египет). С развитием товарного обмена и появлением денег возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве. Следовательно, характеристика рынка, как места торговли уже не отражает реальность.
Т-Д….Д-Т (Т-товар, Д- деньги).
Рынок- это форма (сфера) товарно-денежного обмена.
С позиций маркетинга и
Но в рыночных отношениях участвуют не только покупатели, а так же и производители и посредники; рыночные отношения пронизывают не только сферу обмена, но и сферы производства, распределения и потребления. Следовательно, в широком смысле слова, рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. В этом смысле рынок можно отождествить с рыночной экономикой.
Функции рынка
Типы рынков
№ п/п |
Критерии |
Типы рынков |
1 |
По объекту купли-продажи |
1. рынок товаров и услуг 2. рынок факторов производства: (капитала, труда, земли, информации и научно-технических разработок) 3. рынок денег, рынок валют, рынок ценных бумаг |
2 |
По степени регулирования |
Свободный и регулируемый |
3 |
По объемам продаж |
Оптовый и розничный |
4 |
По территориальным границам |
Местный Региональный Национальный Мировой |
5 |
По соответствию требованиям законодательства |
Легальный и теневой |
6 |
По форме конкуренции |
Совершенная конкуренция; Монополия (монопсония) Монополистическая конкуренция Олигополия |
Рынок всегда предполагает существование таких элементов, как спрос, предложение, цены товаров. Механизм взаимосвязи этих элементов называется рыночным механизмом. Рыночный механизм рассматривается через анализ каждого элемента: спроса, предложения, цены.
3. Спрос - это планы и намерения покупателей относительно покупки товара. Спрос следует отличать от потребности (нужды в чем-нибудь), так как спрос - это платежеспособная потребность.
Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо или группа людей при определенных условиях. Круг условий или факторов влияющих на спрос очень широк:
Если все перечисленные факторы
Qda=f(Pa)
Qda - объем спроса на товар а
Pа- цена товара а
Данную функцию можно
представить в табличном
Из характера кривой видно, что она отражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса.
Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса.
Закон спроса отражает ряд важных обстоятельств.
Эффект дохода означает, что если снижается цена, на какой-то регулярно покупаемый вами товар, то вы автоматически становитесь реально богаче, можете купить больше данного блага, не сокращая потребление других.
Эффект замены означает, что когда цена снижается, то товар можно купить в большем количестве, частично заменяя им другие товары.
Нередко эти эффекты действуют
в одном направлении и
Если в действие приводится цена данного товара, то потребитель движется по данной кривой спроса. Если приходят в движение другие факторы спроса, кроме цены данного товара, то изменяется не величина спроса, а сам спрос, т.е. на графике меняется кривая спроса.
Один из таких факторов - это измерение доходов потребителя. Если доход вырос, то при той же цене может быть предъявлен гораздо больший спрос на данный товар.
Существует ряд исключений из закона спроса:
Смысл первого эффекта в том, что люди не всегда могут правильно оценить качество товара и принимают его цену за показатель качества, т.е. при более высокой цене они охотнее покупают товар.
Эффект Веблена - это ситуация, связанная со спросом на престижные товары, т.е. такие, которые, по мнению покупателя, могут свидетельствовать о его высоком социальном статусе. Если такие товары дороги, их покупают, т.к. они являются показателем высокого общественного положения, если они дешевеют, то становятся доступными для многих и спрос на них падает.
Смысл эффекта ценовых ожиданий заключается в том, что если цена на какой то товар начала снижаться, то потребитель может ожидать, что это снижение цены будет продолжаться, и в этом случае его спрос на данный товар будет не возрастать, а снижаться. И, наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если потребитель ожидает дальнейшего роста цен.
Считается, что перечисленные исключения из закона спроса по тем или иным причинам являются мнимыми, наиболее истинным исключением из закона спроса является парадокс Гиффена. Р. Гиффен обратил внимание на то, что в период голода в Ирландии, спрос на картофель, цена которого выросла, тем не менее существенно увеличился. Это было связано с тем, что картофель представлял собой основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение цены на картофель вынудило их сократить потребление других, более дорогих товаров и увеличить потребление картофеля.
4. Величиной предложения называется
максимальное количество какого-либо
товара, которое согласен предложить продавец
или группа продавцов на рынке при определенных
Если все факторы, влияющие на предложение, кроме цены, признать на время неизменными, то можно выделить функцию предложения от цены:
Qsa=f(Pa)
Из характера этой кривой видно, что она отражает существование прямой зависимости между ценной и объемом предложения. Данная зависимость и составляет содержание закона предложения. Данный закон является следствием следующих основных обстоятельств: