Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:35, курс лекций
Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и т.д. В совокупности эти науки объясняют общественную жизнь. Экономическая теория описывает одну из сторон жизнедеятельности общества, поэтому не всегда правильно требовать проверки экономической теории на конкретных фактах действительности, т.к. в жизни действуют кроме экономических законов и другие (психологические, социальные, исторические).
Экономическая теория - наука универсальная, она является методологической основой конкретных наук, функциональных наук, межотраслевых наук.
1. Предмет и метод экономической теории……………………………………..3
2. Типы экономических систем и общие принципы организации экономики..5
3. Рынок и механизм его функционирования……………………………………8
4. Эластичность спроса и предложения…………………………………………13
5. Теория потребительского поведения…………………………………………16
6. Производство, предпринимательская деятельность и поведение фирмы….20
7. Фирма в условиях различных конкурентных структур рынка……………...26
8. Предмет макроэкономики, цели и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………..29
9. Национальный объем производства………………………………………….30
10. Макроэкономическая нестабильность: безработица……………………….33
11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция………………………….35
12. Макроэкономическое равновесие…………………………………………...38
13. Деньги, денежное обращение и кредитно-денежная политика государства………………………………………………………………………..41
14. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика…………………….47
15. Экономический рост………………………………………………………….51
Если изменяется цена данного
товара, то производительность
Из всех неценовых факторов наиболее важным для предложения является обеспечение ресурсами и цены этих ресурсов.
5. На рынке спрос и предложение товара взаимодействуют друг с другом. Графически данное взаимодействие отражается на одном графике путем совмещения кривых спроса и предложения
Точка пересечения данных кривых характеризует ситуацию рыночного равновесия применительно к данному товару. Ситуация равновесия означает, что то количество товара которое продавцы желают продать по этой цене совпадает с тем количеством товара, которое покупатели желают купить по этой цене. Ситуация равновесия считается устойчивой, т.к. в случае отклонения цены от равновесной нормально функционирующий рынок обеспечивает восстановление равновесия.
Лекция №4
Эластичность спроса и предложения
1.Прямая эластичность спроса по цене
2. Перекрестная эластичность спроса
3. Эластичность спроса по доходу
4. Эластичность предложения
1. Законы спроса и предложения характеризуют лишь общее направление зависимостей между спросом и ценой, предложением и ценой. На практике нередко и продавцам и покупателям бывает необходимо знать конкретные величины измерения спроса и предложения под влиянием различных факторов, для этого используется понятие эластичность.
Для характеристики количественного изменения спроса в ответ на изменение цены используют понятие эластичность спроса по цене.
Предположим, что цена снизилась на 10%, следовательно, спрос возрастет. Возможны 3 варианта:
Если покупатель слабо реагирует на изменение цены (2 вариант), то такой спрос не эластичен. Если реакция на изменение цены большая (1вариант), то это эластичный спрос. Если объем спроса меняется в той же мере, что и цена (3 вариант), то это называется единичной эластичностью.
Для характеристики эластичности водят коэффициент эластичности Edp
изменение объема спроса, %
Edp= ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ =|(êQ/Q)/(êP/P)|
изменение цены, %
Иногда пользуются дуговым методом при расчете коэффициента эластичности, т.е. берут средние величины P и Q
Edp==|(êQ/Qср)/(êP/Pср)|
Эластичность спроса по цене представляет собой отрицательную величину, чтобы избежать отрицательных чисел вводят знак модуля.
1.Если Edp >1, то спрос на товар эластичный
2. Если Edp< 1, то спрос на товар неэластичный
3. Если Edp =1, то эластичность спроса на товар единичная
4. Если Edp =0, то спрос на товар абсолютно неэластичный
5. Если Edp = ¥, то спрос на товар абсолютно эластичный
Рассмотрим эти случаи графически
1.Edp >1
2. Edp <1
4. Edp =0
Факторы, определяющие эластичность спроса по цене
1.Наличие товаров-заменителей.
2. Степень агрегированности
3. Фактор времени. Спрос в
длительном периоде, как
4.Доля стоимости данного
5.Насущность потребности. Чем
более насущна потребность,
2.Рассмотрим перекрестную эластичность спроса.
Коэффициент такой эластичности определяется, как отношение изменения спроса на данный товар, к изменению цены другого товара.
Eij=(∆Qi/Qi)/(∆Pj/Pj)
В связи с перекрестной эластичностью различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары. В случае взаимозаменяемых товаров повышение одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар. Коэффициент перекрестной эластичности спроса для такого товара будет положительный Eij>0 Пример таких товаров: нефть, уголь, газ.
Взаимодополняющими товарами называются такие товары, которые связаны между собой по характеру технологии или по специфике потребления. Если товары взаимодополняющие, то по повышению цены на один из них приводит к снижению спроса на другой Eij<0. Например: авто, бензин.
Если перекрестная эластичность равна нулю Eij=0, то мы имеем дело с независимыми товарами, т.е. такими, когда повышение цены на один никак не влияет на объем спроса на другой.
3. Рассмотрим эластичность спроса по доходу (Er). Она характеризует изменение спроса на данный товар в результате изменения доходов потребителя.
Er=(ΔQ/Q)/(ΔR/R)
R- доход.
В этом случае выделяется некачественные и качественные товары. Для некачественных товаров увеличение дохода ведет к уменьшению спроса, поэтому Er<0 (эластичность по доходу отрицательная)
Качественными называются такие, спрос на которых повышается с ростом дохода Er>0. Среди качественных товаров выделяют 3 группы:
1) Товары первой необходимости,
спрос на них имеет предел
насыщения. Коэффициент
4.Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены.
Esp=(DQ/Q)/(DP/P)
1.Если Esp >1, то предложение товара эластично
2. Если Esp< 1, то предложение товара неэластично
3. Если Esp =1, то эластичность единичная
4. Если Esp =0, то предложение товара абсолютно неэластично
5. Если Esp = ¥, то предложение товара абсолютно эластично
Эластичность
предложения в еще большей
степени, чем эластичность
Микроэкономика.
1.Потребность
и способы ее измерения.
2. Порядковый подход. Кривая безразличия и предельная норма замещения.
3. Порядковый
подход. Бюджетное ограничение
1. В условиях рыночной экономики главной экономической фигурой является потребитель. На рынке потребители предъявляют спрос на множество различных товаров, при этом каждый потребитель исходя из своего бюджета и рыночных цен, стремится так распределить свои средства, чтобы максимизировать полезность или полученное удовлетворения. Для того, чтобы задачу эффективного распределения ресурсов решить, потребитель должен уметь сравнивать, соизмерять или сопоставлять удовлетворение (полезность), полученного от приобретения товаров или их наборов.
Известны два подхода к оценке полезности:
Количественный подход
исторически первый, он основан
на теории предельной полезности
и исходит из возможности количественного из
Q |
МU |
ТU |
1 |
5 |
5 |
2 |
3 |
8 |
3 |
2 |
10 |
4 |
0 |
10 |
5 |
-1 |
9 |
6 |
-2 |
6 |
На рынке потребитель сталкивается с огромным количеством различных товаров. Согласно теории предельной полезности наибольшего удовлетворения потребитель достигает в том случае, если предельная полезность в расчете на последнюю денежную единицу, израсходованную на покупку каждого товара, одинакова.
__ равновесие или оптимум потребителя
Если бы состояние потребителя характеризовалось неравенством MUа/Pа>MUв/Pв, то потребитель бы начал перераспределять свой бюджет избавляясь от какого-либо количества товара В и приобретая вместо него товара А, при этом его общая полезность возросла бы. Перераспределение бюджета продолжалось бы до тех пор, пока не установилось равенство.
2. При порядковом подходе не ставится задача количественно измерить полезность, а определяется лишь порядок предпочтения разных потребностей, в результате задача максимизации полезности сводится теперь к задаче выбора наиболее предпочтительного набора или комбинации товаров.
Основной инструмент порядкового подхода – это кривая безразличия.
Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой определенную комбинацию каких-либо двух товаров, выбор соотношения между которыми безразличен для данного потребителя, т.к. дает одно и тоже общее значение полезности.
Если мы согласны сменить набор А на набор В и изменение этих наборов безразлично для нас, то мы перемещаемся по одной и той же кривой безразличия. Если же у нас меняются представления о полезности благ, то мы перемещаемся на другие кривые безразличия, которые будут либо более или менее удалены от начала координат.
Совокупность кривых безразличия называется картой безразличия.
Основным рабочим понятием при анализе кривых безразличия является понятие предельной нормы замещения (MRS). Она показывает от какого количества одного блага надо отказаться при увеличении количества другого на единицу с тем, чтобы общая полезность осталась неизменной.
MRS= - (ТU – const)
MRS имеет разные значения на разных участках кривой безразличия, чтобы определить ее значения в некоторой точке А нужно провести касательную к этой точке и tg , который при этом образуется будет характеризовать значения MRS в этой точке. MRS равна отрицательному значению углового коэффициента касательной.