Лекции по «Общей экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:35, курс лекций

Описание работы

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и т.д. В совокупности эти науки объясняют общественную жизнь. Экономическая теория описывает одну из сторон жизнедеятельности общества, поэтому не всегда правильно требовать проверки экономической теории на конкретных фактах действительности, т.к. в жизни действуют кроме экономических законов и другие (психологические, социальные, исторические).
Экономическая теория - наука универсальная, она является методологической основой конкретных наук, функциональных наук, межотраслевых наук.

Содержание работы

1. Предмет и метод экономической теории……………………………………..3
2. Типы экономических систем и общие принципы организации экономики..5
3. Рынок и механизм его функционирования……………………………………8
4. Эластичность спроса и предложения…………………………………………13
5. Теория потребительского поведения…………………………………………16
6. Производство, предпринимательская деятельность и поведение фирмы….20
7. Фирма в условиях различных конкурентных структур рынка……………...26
8. Предмет макроэкономики, цели и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………..29
9. Национальный объем производства………………………………………….30
10. Макроэкономическая нестабильность: безработица……………………….33
11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция………………………….35
12. Макроэкономическое равновесие…………………………………………...38
13. Деньги, денежное обращение и кредитно-денежная политика государства………………………………………………………………………..41
14. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика…………………….47
15. Экономический рост………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1.doc

— 682.00 Кб (Скачать файл)

 

Предельные  издержки

, при  .    Средние общие:

 

 

 

На величину ATC влияют AVC и AFC. НА начальном этапе AFC достаточно велики, т. к. объем производства ничтожно мал, это сказывается на ATC, они тоже велики. Затем, с ростом Q происходит снижение AFC и ATC, но с определенного момента ATC начинают возрастать под влиянием возрастающих AVC. Линия MC пересекает линии ATC и AVC в точках минимальных значений                       

                                                                                                  последних.

 

4. В условиях рынка фирма осуществляет свою деятельность с целью максимизации прибыли. Прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и издержками производства, => увеличить прибыль можно путем снижения затрат или путем увеличения выручки, или добиваясь и того и другого одновременно.

Различают общую, среднюю  и предельную выручку или общий, средний и предельный доход.

Общий доход: TP = P*Q

Средний доход: AR = TR/Q = P

Предельный  доход: MR. = TR/ Q, при Q=1

Как видно из характеристики общей  выручки, она зависит от двух величин: от количества проданной продукции  и от цены. При этом на практике возможны два варианта: 1) с ростом объема реализации продукции ее цена  не изменяется (рынок совершенной конкуренции); 2) с ростом объема реализации цена продукции снижается (монополия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер линии общей  выручки будет при этом различен.

1) неизменные цены


Равенство, характеризующее совершенную  конкуренцию


    


       

   



 




 

2) снижающиеся цены

Пусть спрос на продукцию  задан P = 6-Q

Q

P=AR

TP

MR

0

6

0

5

1

5

5

3

2

4

8

1

3

3

9

-1

4

2

8

-3

5

1

5

-5

6

0

0

0




 


 

Если известно, как изменяется выручка  и издержки по мере роста производства, то задача фирмы сводится к тому, чтобы выбрать объем производства, максимизирующий разрыв между выручкой и затратами. Эту задачу можно  решить графически и алгебраически.

Алгебраический способ:

Прибыль = f (TR – TC) ® max


(TR-TC)¢ = 0

TR¢-TC¢=0

MR-MC=0

MR = MC – условие максимизации прибыли фирмы

Условие максимизации прибыли  фирмы  (графический способ).

а) максимизация прибыли фирмы с  использованием общих величин применительно к совершенной конкуренции.

Для нахождения ситуации равновесия необходимо совместить на одном графике линии издержек и дохода.

 



Как видимо из графика, до объема Q1 предприятия было убыточным (TC > TR) на интервале от Q1 до Q2 фирма становится рентабельной (TR > TC), после точке Q2 производства опять становится убыточным, как правило, в связи с действием закона убывающей доходности.


Для нахождения объема, максимизирующего прибыль, необходимо найти наибольшее расстояние между TR и TC, для этого проводят касательную к линии TC // TR, объем Q*, соответствующий точке касания, будет оптимальным. В точках касания линии TR и TC имеют одинаковый наклон,  =>  имеют одинаковое значение их предельные величины MC = MR.

б) условие максимизации прибыли с использованием общих величин применительно к несовершенной конкуренции.


 

 

 

 

До достижения объема Q1 производство было убыточным, затем прошел период рентабельности, но после какого-то объема Q2 производство опять становится убыточным. Для нахождения объема максимизирующего прибыль находим  наибольшее расстояние между линиями затрат и выручки.

Для этого проводим касательные  к линиям TR  и TC параллельно друг другу. В точке наибольшего разрыва будет соблюдаться равенство MR = MC (ей соответствует объем Q*)

в) условие максимизации прибыли  с использованием предельных величин, применительно к совершенной  конкуренции

Используя равенство 


MR = MC, получим объем Q* максимизирующий прибыль. Сама прибыль будет равна площади заштрихованного прямоугольника.

 

 

 

 

 

 

 

г) условие максимизации прибыли с использованием предельных величин применительно к несовершенной  конкуренции.    

 

 Равенство MC = MC соблюдается при объеме Q*, заштрихованный прямоугольник – прибыль, т. к. это разница между ценой и средними издержками (прибыль на единицу) умноженная на количество произведенных единиц.


 

 

 

 

 

 

 

Лекция 7.

Фирма в условиях различных конкурентных

структур рынка.

1. Совершенная конкуренция.

2.  Монополия.

3. Олигополия

4. Монополистическая конкуренция.

 

Конкуренция (от лат. сходится, сталкивается) – это соперничество между продавцами (покупателями) за получение максимального дохода. С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько ее форм. Формы конкуренции отличаются количеством продавцов (покупателей) и их возможностями в установлении цен.

 

1.Совершенная конкуренция – это классический вид состязательности. Длительное время экономическая наука считала наиболее эффективным и выгодным вариантом рынка – рынок совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция подразумевает следующие условия:

  1. производство того или иного продукта ведется множеством мелких предприятий, каждое из которых занимает небольшую долю отраслевого выпуска.
  2. производимая продукция однородна (идентична).
  3. в отрасль может войти любой желающий при наличии у него необходимых для производства средств, т. е. нет существенных барьеров для вступления в отрасль.
  4. покупатели и продавцы в совершенстве знают условия купли-продажи, т. е. имеют всю необходимую информацию.
  5. существует полная гибкость, мобильность факторов производства, т. е. они легко перемещаются из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.

Главной особенностью совершенной  конкуренции является то, что линия  спроса представляет собой горизонтальную линию, т. к. отдельный продавец настолько мал, что при изменении его объема производства и продаж, цена на рынке не изменится.

Найдем равновесие такой фирмы  в долгосрочном периоде.



Px = min AC = MC – условие равновесия в длительном периоде на конкурентном рынке.  Фирма получает нулевую экономическую прибыль.




 

Т.к. P = min AC, из этого равенства многие экономисты делают вывод о том, что рынок совершенной конкуренции является наиболее высокоэффективным с позиций производства, т. к. если цена может покрыть только min средних издержек, то очевидно, все должны стремится к наиболее эффективному, наиболее рациональному использованию ресурсов. Наиболее рационально строить свой производственный процесс, иначе они не выдержат конкуренции и будут удалены с рынка.

Рынок совершенной конкуренции, как правило, на практике не существует. Это лишь идеальная модель рынка, от которой  отталкиваются все  прочие модели. На практике чаще встречается  несовершенная конкуренция (олигополия, монополистическая конкуренция) или монополия.

2. Монополия - многомерное понятие:

1)монополия – это  такая рыночная ситуация, когда  имеется только один продавец  какого-то блага и множество  покупателей.

2) монополия – это  сам факт исключительного   влияния кого-либо на  что-либо (например, монополия на издание книги).

3) монополия – это  само крупное предприятие, которое  производит какой-то продукт в  объемах, позволяющих регулировать  рынок этого продукта.

Признаки чистой или  абсолютной монополии.

  1. одна фирма представляет собой всю отрасль, обеспечивает весь спрос на этот продукт.
  2. нет альтернативы, нет заменителя тому товару, который производит данная фирма.
  3. высокие барьеры для вступления в отрасль.

Разновидности барьеров.

  1. предоставленное государством исключительное право только одной компании продавать какой-то продукт, государство может установить это право для себя.
  2. патенты и авторские права, которые дают право автором каких-то изобретений, произведений пользоваться некоторое время результатами своего труда.
  3. полное распоряжение наиболее важным, наиболее ценным ресурсом при производстве какого-то товара, в связи с этим различают такое понятие как естественная монополия.

Естественной монополией обладают хозяйственные субъекты, имеющие  в своем распоряжение редкие и  свободно невоспроизводимые ресурсы, (нефть, газ, редкие металлы). Редкими ресурсами могут быть исключительно умственные способности и таланты различных лиц.

  1. барьер в виде низших издержек крупного производства. Есть множество предприятий, где издержки снижаются с ростом масштаба производства, для того, чтобы составить им конкуренцию, нужны большие капиталы.

Условия оптимума фирмы-монополиста (см. график 4)

 Состояние монополиста  характеризуется не равенством P > AC, монополист получает положительную экономическую прибыль в длительном периоде.

Ущерб обществу от монополии:

Монополия противоречивое явление, она может оказывать  как позитивное, так и негативное влияние на экономику.

 Позитивное:

1) монополии, представленные  крупными предприятиями, могут  обеспечить общество большими  объемами продукции массового спроса достаточно высокого качества.

2) монополия имеет  больше возможностей заниматься  крупномасштабными НИОКР (научно-исследовательскими  и опытно-конструкторскими работами).

Негативные:

1) монополия при тех  же издержках, что и в конкурентной отрасли, будет давать продукции меньше, а цены на нее устанавливать выше.

2)монополия не обеспечивает  такого высокого уровня эффективности  производства,  т. к. P > min AC, и нет такого существенного стимула экономить издержки.

Монопсония.

 В условиях монополии более сильной стороной на рынке является производитель, но можно встретить противоположную ситуацию, когда какой-то товар производят многие конкурирующие между собой фирмы, а покупатель этого товара один.

НАПРИМЕР: Множество фермеров, но один комбинат, перерабатывающий их  продукцию.

В условиях монопсонии покупатель устанавливает такой объем закупок  и цену, чтобы максимизировать  свою выгоду, а продавцы вынуждены  подстраивать свои объемы производства к цене покупателя.

3. Олигополия – это преобладающая разновидность несовершенной конкуренции. Олигополией называют такую рыночную структуру, когда ведущую роль в производстве играют всего несколько фирм продавцов, а появление новых затруднено или не возможно.  Товары при этом могут быть как однородными (металл, сталь, бензин), так и дифференцированными (автомобили, бытовая техника). На практике бывает не просто разграничить ситуацию олигополии и ситуацию монополистической конкуренции. Для такого разграничения используется правило 4 или 8 фирм.

Если доля 4 фирм в отросли больше 25% или доля 8 крупных фирм > 50%, то это олигополия, если < 25 и 50 % соответственно, то это монополистическая конкуренция.

Олигопольные рынки  имеют довольно высокие барьеры, препятствующие проникновению  в  отрасль конкурентов. Характер барьеров как правило тот же, что и при монополии.

Главной особенностью олигополии является объективная взаимозависимость фирм. Так как при олигополии количество фирм невелико, то цены, объемы продаж, объемы вложения в рекламу одной фирмы, неизбежно сказываются на возможности получения прибыли другими фирмами, поэтому каждая фирма-олигополист при выборе своей стратегии должна учитывать поведение конкурентов на рынке. От того, учитывается ли поведение конкурентов, зависит возможность получения экономической прибыли.

Рассматривается несколько  различных стратегий.

  1. ценовые войны – это последовательные снижения цены конкурирующими фирмами, в надежде вытеснить конкурентов. Ценовые войны идут на пользу потребителей, но снижают прибыль олигополистов (экономическая прибыль может быть = 0)
  2. «Тайного сговора» или «согласования действий» Классическим вариантом согласования действий является картель. Картель – это форма монополии, представляющая собой соглашение между предприятиями о ценах, объемах продаж, разделе рынка. Т.к. картели официально запрещены, то их создают тайно или в форме так называемых джентльменских соглашений.
  3. минимизация потерь. Ее смысл в том, что фирма не доверяет своим конкурентам и вынуждена снижать заранее цену на свою продукцию для того, чтобы защитить себя от потерь.

Информация о работе Лекции по «Общей экономической теории»