Лекции по «Общей экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:35, курс лекций

Описание работы

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с философией, историей, правом и т.д. В совокупности эти науки объясняют общественную жизнь. Экономическая теория описывает одну из сторон жизнедеятельности общества, поэтому не всегда правильно требовать проверки экономической теории на конкретных фактах действительности, т.к. в жизни действуют кроме экономических законов и другие (психологические, социальные, исторические).
Экономическая теория - наука универсальная, она является методологической основой конкретных наук, функциональных наук, межотраслевых наук.

Содержание работы

1. Предмет и метод экономической теории……………………………………..3
2. Типы экономических систем и общие принципы организации экономики..5
3. Рынок и механизм его функционирования……………………………………8
4. Эластичность спроса и предложения…………………………………………13
5. Теория потребительского поведения…………………………………………16
6. Производство, предпринимательская деятельность и поведение фирмы….20
7. Фирма в условиях различных конкурентных структур рынка……………...26
8. Предмет макроэкономики, цели и инструменты макроэкономической политики…………………………………………………………………………..29
9. Национальный объем производства………………………………………….30
10. Макроэкономическая нестабильность: безработица……………………….33
11. Макроэкономическая нестабильность: инфляция………………………….35
12. Макроэкономическое равновесие…………………………………………...38
13. Деньги, денежное обращение и кредитно-денежная политика государства………………………………………………………………………..41
14. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика…………………….47
15. Экономический рост………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

1.doc

— 682.00 Кб (Скачать файл)

Предельная норма замещения (MRS) является величиной убывающей и характеризует соотношение предельных полезностей различных товаров.

 

MRS=- k = -

 

3. Потребитель в погоне за всё большей полезностью стремится к все более отдалённым кривым безразличия, но на этом пути он сталкивается с различными ограничениями, главное из которых бюджетное ограничение. Формула бюджетного ограничения имеет вид:

M=PX*X + PY*Y

где:

M -сумма денег, которая выделяется на покупку данных товаров

РX и PY – цены товаров

Х и У – количество  этих товаров

Данное уравнение приводят к следующему виду:

 

Y=

                                                                                                                                        

Линия бюджетного ограничения строится на графике по правилу двух точек:


если потребитель покупает только Y, то он купит в его в количестве

y   


                                                     если только X, то купит в количестве


     А   

 

                    

                   В     

                             х   

                                           

 

Точки А и В –  точки крайнего значения, обычно потребитель  находится в какой-то промежуточной  точке, например в точке С. Как  видно из уравнения, крутизна наклона  линии бюджетного ограничения определяется соотношением цен рассматриваемых товаров и равна K = -

Ситуация равновесия потребителя – это такая ситуация, когда потребитель получает максимальную полезность, от приобретения каких-либо товаров в рамках своих ограниченных ресурсов, т.е. в рамках своего  бюджетного ограничения.

Графический метод решения  этой задачи заключается в совмещении на одном графике линии  бюджетного ограничения потребителя относительно приобретения каких-либо товаров и  его карты безразличия.


Из графика видно, что  есть ряд кривых безразличия (U3, U4, U5), которые недоступны при имеющемся бюджете.

 


 

 

 

 

 

 

Полезность, отраженная первой кривой безразличия, может быть реализована данным потребителем, причем в точках M и N он истратит весь свой бюджет. Однако, данные варианты потребления не обеспечат максимум полезности, т. к. при его бюджете можно получить гораздо большую полезность, выраженную более отдаленной кривой безразличия U2. Максимум полезности достигается если потребитель так распределит свои средства, как это диктуется точкой С на графике. Точка С – это точка оптимума потребителя, она является общей точкой для кривой U2 и линии АВ следовательно в данной точке совпадает крутизна наклона этих линий.

 

k = -   и k = -   Þ

 

 или        условия равновесия потребителя.

Выведенное равенство имеет  тот же экономический смысл, что  и равенство, выведенное сторонниками количественного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 6

Производство, предпринимательская  деятельность

и поведение фирмы

1 Понятие производства  и предпринимательской деятельности.

2 Предприятие и фирма. Теория  организации фирмы

3 Издержки  производства, их виды.

4 Равновесие  фирмы при неизменных и снижающихся ценах.

 

1. Удовлетворение запросов потребителя обеспечивается сферой производства. Существуют разные подходы к определению понятия производства. С марксистской позиции производство – это единство двух составляющих: 1) отношение человека к веществу природы; 2) отношение между людьми.

Современные экономисты определяют производство как некую деятельность, направленную на создание блага.

Существуют серьезные  различия в трактовках факторов производства между марксистскими и немарксистскими школами.

Марксистская школа

Современные экономисты

              Факторы производства

 

Вещественные                       Личные

(средства производства)     (раб. сила)

 

средства    предметы

  труда           труда

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на вещество природы (оборудование, инструменты)

Предметы труда – это вещество природы на которое человек воздействует в процессе труда (земля, сырье, полез. ископаемые).

ВЫВОД: главный фактор – это  рабочий человек (пролетарий) и этому фактору, как единственному создателю благ, должно принадлежать все, что имеется в данном обществе.

Факторы производства

 

Труд                земля               капитал

 

Предпринимательский талант

 

Производство

Общественный заказ

ВЫВОД: Современные экономисты выделяют 4 группы факторов производства: труд, земля, капитал и предпринимательский талант и указывают на особое место такого фактора производства, как предпринимательский талант. Все то, что создается в обществе, должно распределятся между владельцами этих факторов производства, а именно: владелец фактора труд должен получать зарплату, владелец земли - ренту, владелец капитала – процент, владелец предпринимательского таланта – предпринимательский доход.


 

Предпринимательская деятельность – это организация и соединения факторов производства для создания благ, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных экономических интересов предпринимателя.

Отличительными признаками предпринимательской  деятельности является:

  1. конечная цель – максимизация прибыли;
  2. использование собственного капитала;
  3. принятие на себя риска убытков от данной экономической деятельности.

Понятие предпринимательская  деятельность часто отождествляют  с понятием бизнес или коммерческая деятельность. Считается, что понятие бизнес тождественно предпринимательской деятельности, в тоже время есть точка зрения, что бизнес – это более широкое понятие, оно означает экономическую деятельность вообще в условиях частной собственности, а предпринимательство – это инновационная сторона бизнеса, бизнес, связанный с нововведениями. Коммерческая деятельность – это более узкая сфера по сравнению с предпринимательством, она связана лишь с процессом торговли.

 

2. Предпринимательская деятельность в большинстве случаев связана с процессом производства. Первичным производственным звеном является предприятие. Предприятие – это организационно-технологический комплекс, главная функция которого создание благ, полезных для общества. На практике понятие предприятие часто отождествляют с понятием фирма.

Фирма – это та организация, которая владеет предприятием, ведет хозяйственную деятельность на каких-либо предприятиях. Фирма может владеть несколькими предприятиями. Фирма – это организационная форма предпринимательства.

Длительное время экономисты не уделяли значительного внимания фирме, затем возник закономерный вопрос: зачем в рыночной экономике нужны  фирмы, почему она не может обойтись без них? Ведь собственники ресурсов могут функционировать как независимые товаропроизводители, так как покупают факторы или услуги у других собственников,  добавляют свой вклад и реализуют готовую продукцию потребителям. Нельзя не учитывать, что фирма – это своеобразный ограничитель рынков,  ведь рынок требует экономической свободы, а фирма ее ограничивает, так как в фирме всегда есть какая-то иерархия, соподчинение сверху  вниз, элементы сознательного планирования и контроля. В качестве главной причины, определяющей необходимость существования фирмы, выделяют наличие в условиях рынка трансакционных издержек.                                                                                   Под этими издержками понимают целый ряд составляющих: поиск информации, ведение переговоров, выявление качества и контроль за его соблюдением, издержки четкого определения и защиты прав собственности, издержки от оппортунистического поведения (поведение, отклоняющееся от условий контракта). Организация фирмы – это способ экономии на всех подобных издержках, т. к. дешевле осуществлять ряд трансакций или сделок внутри фирмы, без посредничества рынка.

Если фирма позволяет  экономить трансакционные затраты, то возникает другой вопрос: зачем  вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществлять одной гигантской фирмой? Такие попытки предпринимались  в бывших социалистических странах, где существовала система централизованного планирования, но экономии трансакционных затрат не произошло. Деятельность любой иерархической структуры связана с издержками, их можно назвать внутрифирменными трансакционными издержками. При превышении определенного размера иерархия начнет терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации, на контроль, на обеспечение заинтересованности работников стремительно идут вверх. Отсюда следует, ни у фирмы, ни у рынка нет абсолютных преимуществ; и то и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому когда фирма решает, как организовать сделку, обратится к внешнему поставщику или взыскать внутренний источник, она должна взвесить плюсы и минусы обоих вариантов. В той мере, которой механизм административного контроля ведет к экономии трансакционных издержек, фирма вытесняет рынок, замещает его.

 

3. Издержки – это сложное, многоаспектное понятие; в общем плане – это совокупность расходов, которые несет производитель для обеспечения намеченного объема выпуска.

Качественная характеристика издержек

 Различают  экономический и бухгалтерский  подходы к издержкам. 

а) Издержки в бухгалтерском  смысле слова – это те, которые  связаны с использованием различных  ресурсов на производство каких-либо благ по определенным ценам, они проходят по бухгалтерским документам и отражены в бухгалтерской отчетности.

б) Издержки в экономическом смысле слова учитывает фактор редкости, ограниченности ресурсов и возможность  альтернативного использования  ресурсов, т. е. издержки в экономическом смысле слова учитывают принцип альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимается та полезность или те блага, которые можно было бы получить при наилучшем использовании ресурсов. Альтернативные издержки называют также издержками упущенных возможностей.

С учетом принципа альтернативных издержек на уровне отдельной фирмы  выделяют явные и неявные (внутренние) издержки.

Явные – это денежные выплаты поставщикам ресурсов со стороны.

Неявные – связаны с использованием собственного ресурса и равны тем доходам, которые могли бы быть получены за собственный ресурс при наилучшем из возможных способов его применения.

Наиболее наглядно смысл  неявных издержек проявляется в  случае использования:

  1. собственного производственного помещения;
  2. собственного денежного капитала;
  3. собственного труда хозяина фирмы.

Пример: Если используемое помещение является собственностью фирмы, то в бухгалтерском смысле фирма не имеет никаких издержек в связи с приобретением этого  помещения, но неявные издержки существуют, их смысл в том, что владелец фирмы жертвует возможным ежемесячным доходом в виде арендной платы, которую можно было бы получить, сдавая помещения в аренду. Аналогичным образом происходит в случае использования собственного денежного капитала и собственного труда хозяина фирмы.

С неявными издержками на уровне фирмы тесно связано понятие  нормальной прибыли. Нормальная прибыль – это размер вознаграждения, необходимый и достаточный для того, что бы удержать предпринимательский талант владельца в рамках данного бизнеса. Если такое вознаграждение не обеспечивается, предприниматель займется другим видом бизнеса или будет работать по найму.

 Бухгалтерские  издержки = явные издержки.

 Экономические  издержки = явные + неявные + нормальная  прибыль.

Т. к. существует два подхода к издержкам, то различают и два подхода к прибыли, а именно: существует бухгалтерская и экономическая прибыль.

Бухгалтерская прибыль = выручка - бухгалтерские издержки.

Экономическая прибыль = выручка  - экономические  издержки.

Как правило, в условиях конкурентного рынка фирма получает нулевую экономическую прибыль. Положительную экономическую прибыль или сверхприбыль фирма может получать, если она владеет монопольной властью или берет на себя повышенный риск. Опираясь на экономический подход к издержкам и прибыли можно гораздо более объективно оценить результат своей деятельности.

Количественная характеристика издержек.

Различают постоянные, переменные и общие издержки.

Постоянные (FC) – это те, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (аренда помещения, з/п служащих, амортизация).

Переменные (VC) – это те, которые меняются с изменением объема выпуска (электроэнергия, сырье, материалы).

Общие TC= FC + VC


                                                                

 

 


 

 

 


 

Различают средние и  предельные издержки.

Средние фиксированные  издержки 

Средние переменные издержки

Информация о работе Лекции по «Общей экономической теории»