Ликвидность и платежеспособность предприятия и пути их повышения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время, в период современного мирового экономического кризиса, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значения финансовой устойчивости и субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния, наличия, размещения и использования денежных средств. Предприятиям в нынешнее время нестабильной экономики, когда наблюдается спад промышленного производства и значительно сокращаются инвестиции в производство, для эффективной работы необходимо уметь анализировать свою прошлую деятельность (для того, чтобы не повторять ошибок и использовать положительные моменты) и планировать будущую деятельность (чтобы избежать ошибок и представить результаты своей работы).

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы ликвидности и платежеспособности предприятия
1.1. Сущность, значение и порядок проведения анализа финансового состояния
1.2. Методы финансового анализа
1.3. Финансовая устойчивость
1.4. Ликвидность и платежеспособность предприятия
1.5. Платежный календарь как оперативный метод управления платежеспособностью предприятия
2. Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия ЗАО "Натусана"
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния организации табличным способом
2.3. Анализ финансового состояния организации коэффициентным способом
3. Мероприятия по совершенствованию ликвидности и платежеспособности ЗАО "Натусана"
3.1. Разработка стабилизационной программы
3.2. Пути повышения платежеспособности организации
3.3. Повышения рентабельности собственных средств
3.4. Предложения по развитию деятельности ЗАО "Натусана"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ликвидность и платежеспособность предприятия и пути их повышения в современных условиях.docx

— 265.32 Кб (Скачать файл)

Показатели ликвидности, характеризующие платежеспособность ЗАО "Натусана", находятся на разных уровнях нормы, кроме того наблюдается их незначительное повышение. В целом вывод о платежеспособности можно сделать по общему коэффициенту ликвидности Кло. Его значение на конец 2009 года составило 0,94, то есть в среднем предприятие не сможет покрыть 6% обязательств в порядке их очередности.

Из-за финансового мирового кризиса Правительством РФ разработано постановление от 31.12.08г. №1102 "О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" по Правилам предоставления средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ 22.04.05г. № 249. ЗАО "Натусана" имеет право получить государственную поддержку на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам на срок не более 3 лет для осуществления предпринимательской деятельности в размере 50% произведенных затрат на уплату процентов, в том случае, если предприятие напишет заявление с копией кредитного договора, будет ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие целевое использование средств, и ежеквартально – справку из налогового органа об отсутствии задолженности.

Если ЗАО "Натусана" возьмет кредит в банке сроком на 1 год в размере 130 тыс. руб., то это существенным образом отразится на платежеспособности предприятия. Денежные средства и сумма оборотных активов увеличатся соответственно на 130 тыс. руб. Приведем в табличной форме (таблица 10) расчет коэффициентов, характеризующих платежеспособность, если сумма оборотных активов увеличится на 130 тыс. руб.

Таблица 10. – Прогнозные коэффициенты, характеризующие платежеспособность

Наименование показателя

Способ расчета

Норма

Исходные данные на конец 2009 года

Прогнозные значения

Отклонения

Общий показатель ликвидности

Кло=(А1+0,5А2+0,3А3) / (П1+0,5П2+0,3П3)

≥1

0,94

1,24

0,3

Коэффициент абсолютной ликвидности

Кла = А1/(П1+П2)

≥0,2÷0,7

0,6

1,07

0,47

Коэффициент текущей ликвидности

Клт = (А1+А2+А3) / (П1+П2)

≥2

1,55

2,02

0,47


 

Из таблицы 10 видно, что все показатели ликвидности оказались чуть выше нормативного значения, что свидетельствует о благоприятной тенденции.

Из расчетов видно, что ЗАО "Натусана" сможет покрыть 100% обязательств в порядке их срочности, т.к. общий показатель ликвидности равен 1,24, т.е. повысит свою платежеспособность.

То, что показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на уровне ниже нормы, объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы кредиторской задолженности. Это говорит о том, что на предприятии не очень хорошо организовано управление кредиторской задолженностью, скорость оборота которой составляет 1333 дня, что свидетельствует о том, что ее погашение происходит очень медленными темпами.

Для решения сложившейся ситуации, предприятию необходимо четко структурировать все долги по срокам выплаты и стараться выплачивать их в порядке очередности.

Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет, кто из кредиторов долго ждет оплаты и скорее всего начнет проявлять нетерпение. ЗАО "Натусана" необходимо, прежде всего, рассчитаться с долгами по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, так как отсрочки по этим платежам обычно влекут за собой выплату штрафов (пени). Затем необходимо четко структурировать долги перед поставщиками и подрядчиками, и выявить какие из них требуют безотлагательного погашения. В последнюю очередь необходимо рассчитаться с персоналом организации.

Погашение части кредиторской задолженности можно осуществить за счет имеющейся на ЗАО "Натусана" суммы дебиторской задолженности, которая на конец 2009 года составляет 84 тыс. руб.

Из-за дефицита денежных средств ЗАО "Натусана" необходимо выработать новую политику предоставления кредитов и управления дебиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

- контроль расчетов с  дебиторами по отсроченной или  просроченной задолженности;

- задание условий продажи, обеспечивающих гарантийное поступление  денежных средств;

- оценка реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности;

- постоянный контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей;

- определение конкретных  размеров скидок долгосрочной  оплаты.

Доля оборотных средств в составе имущества очень высокая (94%). Не смотря на это, предприятие испытывает некоторую потребность в оборотных средствах. Такое положение на предприятии сложилось из-за замораживания части оборотных средств в виде готовой продукции и товаров для перепродажи (39%). За отчетный период предприятие не только не смогло уменьшить остатки готовой продукции на складах, но и произошло их увеличение почти в 3 раза. Причинами такого положения являются проблемы со сбытом, которые обусловлены жесткой конкуренцией на рынке данного товара.

Для решения сложившейся ситуации необходимо четко изучить рынок своего товара, возможности создания новых каналов сбыта продукции, повышения конкурентоспособности продукции за счет увеличения качества или снижения цены, изучение спроса потребителей, расширение ассортимента продукции, чтобы цены на запасные части были доступны для любого потребителя. Различные стороны сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, относительными характеристиками которых являются показатели рентабельности.

3.3. Повышения  рентабельности собственных средств

Для повышения рентабельности собственных средств ЗАО "Натусана" может использовать эффект финансового рычага.

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, не смотря на их платность. Эффект финансового рычага определяется по формуле:

ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)*ЗС/СС

где: ЭР – экономическая рентабельность; СРСП = 20%; ЗС – заемные средства; СС – собственные средства.

ЭФР = 2/3(0,37-0,2)*1,55 = 0,18

Формула определения финансового рычага выводится из определения экономической рентабельности (или рентабельности актива):

ЭР= НРЭИ/Активы

где НРЭИ – прибыль до выплаты налогов и процентов.

ЭР = (167 тыс. руб./451 тыс. руб.)*100% = 37%

Из приведенных выше расчетов видно, что в 2009 году на ЗАО "Натусана" эффект финансового рычага положительный. Такой эффект дает приращение, а не вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы эффект финансового рычага стал более высоким, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие использует эффект финансового рычага для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, потому что такая необходимость существует.

Для увеличения рентабельности собственных средств нужно увеличивать как чистую прибыль, так и сумму собственных средств или привлекать заемные средства на выгодных условиях, чтобы их привлечение способствовало увеличению рентабельности собственных средств, а не ее уменьшению.

Для увеличения собственных оборотных средств необходимо:

- нарастить собственный  капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыль и резервы, повысив рентабельность с помощью  контроля затрат и агрессивной  коммерческой политики);

- внедрить долгосрочные  заимствования;

- увеличить объем продаж  и прибыли при рациональном  управлении последней.

Повысить объем собственных финансовых ресурсов можно также путем сокращения суммы постоянных расходов на содержание управленческого персонала, ремонт основных средств. Нужно проанализировать использование прибыли: сокращение доли участия работников в прибыли, отчисление в резервный и страховые фонды следует рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.

3.4. Предложения  по развитию деятельности ЗАО "Натусана"

Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными средствами, оценить которую позволяет анализ денежных потоков. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств было достаточно как минимум для покрытия всех расходов, связанных с реализацией продукции.

Приведем в табличной форме (таблица 11) перечень краткосрочных и долгосрочных мер, принятие которых позволит увеличить поток денежных средств на ЗАО "Натусана".

Эффективное управление ассортиментом продукции позволяет увеличить прибыль и поток денежных средств. Ресурсы предприятия ограничены, следовательно, продавать необходимо только то, что приносит достаточную прибыль и стабильный поток денежных средств.

Для принятия решения относительно ассортимента, объема продаж и цены недостаточно только финансовой информации, необходима оценка внешних условий деятельности предприятия – рынок. Необходимо очень тщательно изучить спрос потребителей, их вкусы, ориентиры, ценности, а также финансовые возможности, т.е. платежеспособность населения.

В целях максимизации потока денежных средств, предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты с покупателями.

Таблица 11. – Меры по увеличению потока денежных средств

 

Увеличение притока денежных средств

Уменьшение оттока денежных средств

Краткосрочные меры

- Рационализация ассортимента  продукции (т.е. продажа запасных  частей по ценам, доступным любому  покупателю);

- Реструктуризация кредиторской  задолженности;

- Введение и использование  кредитной системы продаж;

- Разработка системы скидок  для потребителей;

- Работа по заявкам (поставка  товаров по предварительному  заказу);

- Привлечение клиентов  акциями (подарок в придачу к  покупке (сопутствующий товар)).

- Сокращение затрат;

- Использование скидок  поставщиков, т.е. постоянные отлаженные  каналы;

- Налоговое планирование, т.е. стремление к снижению налога.

Долгосрочные меры

- Разработка финансовой  стратегии предприятия;

- Поиск стратегических партнеров.

- Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или  отсрочки платежей.


 

На ЗАО "Натусана" можно предложить следующую стратегию расчетов с покупателями:

- нужно ввести систему  скидок, вместо ряда разрозненных  скидок;

- следует оценить влияние  скидок на финансовые результаты  деятельности предприятия;

- установить целевые ориентиры  для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может  быть зарезервирована: только для  перспективных клиентов, которые  в данный момент не имеют  в наличии денежных средств; для  выхода на новые рынки.

Если ЗАО "Натусана" перейдет к данной стратегии, оно не только создаст себе имидж в глазах покупателей, но сделает себе рекламу, тем самым привлекая новых клиентов.

Составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование, направленное на минимизацию налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот.

Элементами налогового планирования являются:

– Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности без задержек, влекущих за собой штрафные санкции;

– Стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

– Четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги) на срок свыше 4 месяцев;

– Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получать правильную информацию о хозяйственной деятельности, в том числе и для целей адекватного налогового планирования.

В составе группы методов налогового планирования необходимо выделить следующие, наиболее эффективные:

– выбор эффективных, с точки зрения налогового планирования, элементов учетной политики предприятия;

– выбор оптимальных, с точки зрения налоговых последствий, форм коммерческих сделок и их правильное юридическое оформление.

– минимизация объекта налогообложения (без учета налоговых льгот);

– использование льгот, связанных с исключением из налогооблагаемой базы определенных элементов объекта налога;

– использование льгот, связанных с понижением налоговой ставки.

Реализация данных методов осуществляется прежде всего в процессе планирования деятельности предприятия и заключения хозяйственных договоров путем анализа их потенциальных налоговых последствий и выбора наиболее эффективного варианта.

Заключение

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях мирового экономического кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Главная цель коммерческого предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Информация о работе Ликвидность и платежеспособность предприятия и пути их повышения в современных условиях