Максимизация прибыли в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать процесс принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на рынке в условиях монополии. В курсовой работе я попытался объяснить влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………...……….3
Монополия. Виды и функции монополий……....……..…...….……4
Прибыль и ее максимизация в условиях монополии…………...…10
Функционирование монополий в Республике Беларусь…….……25
Заключение….……………………………...……………..…………….……30
Список литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.docx

— 130.49 Кб (Скачать файл)

Теперь я хотел  бы подробнее рассмотреть законодательные  основы антимонопольной политики.

1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999г. Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. В своей работе органы контроля за ценами работают с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.

Также есть возможность  контроля со стороны общественности. Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.

Повышению эффективности  проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. Основная задача мониторинга – быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

Однако несмотря на все  вышеупомянутые меры, монополии в  Республике Беларусь всё-таки существуют.

В монопольном ведении находится  телефонная связь. Негласный монополизм держится и в сфере Интернета. Иностранных провайдеров на рынок  просто напросто не пускают.

Монополистами является государственная компания «Белтелеком» и ее структурное подразделение, занимающееся непосредственно предоставлением доступа в Интернет – провайдер «Белпак». На самом деле, «Белтелеком» является заложником заключенного в 1992 году между Беларусью и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) кредитного соглашения. Часть полученного кредита была вложена в 1995 году в создание этого самого крупного в Беларуси предприятия электросвязи.

Сохраняющаяся государственная монополия  отражается на пользователях в основном тем, что доступ дорог по сравнению с провайдерами некоторых европейских стран. Коммерческие провайдеры выставляют следующие аргументы: в условиях отсутствия монополии в Беларусь сразу придут крупные компании и не дадут шансов на существование всем тем, кто выживает на этом сложнейшем рынке.

 

А теперь я хотел бы рассмотреть  монополию в Беларуси на примере  республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком».

 «Белтелеком» создан в июле 1995 г, является национальным оператором электросвязи и первичным провайдером Интернет-услуг, оказывает около 70 видов услуг. На предприятии работает 26,5 тыс сотрудников

Основные инвестиционные проекты «Белтелеком» направлены на построение современной сети телекоммуникаций, функционирующей и развивающейся  на основе единой технической и организационной  идеологии. Современная телекоммуникационная инфраструктура является основой для  качественного развития всех видов  услуг электросвязи.

Сейчас я хотел бы представить  отчет об активах «Белтелекома» за 2003-2004г. (таблица 1).

 

(таблица 1 – Активы  «Белтелеком». 2003-2004г.)

 

Активы

На 01.01.2003

(млн. бел. руб.)

На 01.01.2004

(млн. бел. руб.)

долгосрочные активы                                                                      

1 113 309

1 425 474

нематериальные активы                                                                 

1 920

1 827

текущие активы:

запасы и затраты

19 566

30 058

денежные средства, расчеты  и прочие активы

92 878

139 220

Итого: активы

1 227 673

1 596 579


 

Из таблицы 1 можно понять, что  с 2003 до 2004 года данное предприятие  развивалось. Активы за один год увеличились более чем на 350 000 млн. бел. рублей. А это 30% прироста по сравнению с 2003 годом.

А теперь я представляю вам отчет о финансовых результатах с 1 января 2003 года до 1 января 2004года.

 

 (Таблица 2 – Отчет о финансовых результатах «Белтелекома». 2003-2004г.).

 

 

На 01.01.2003

(млн. бел. руб.)

Выручка от реализации продукции

582 574

Затраты на производство и сбыт продукции

513 392

Прибыль от реализации продукции

69 182

Прибыль от прочих операционных и внереализационных доходов  и расходов

19 222

Балансовая прибыль

88 404


 

Исходя из таблицы 2, можно сделать  вывод: предприятие «Белтелеком» является прибыльным. Все показатели прибыли  положительны. Нет отрицательных  результатов.

Таблица 3. Источники собственных  средств

 

Источники   собственных   средств  включают  в  себя:  уставный капитал, фонды специального назначения, целевые финансирования и поступления, арендные обязательства.

 

(Таблица 3 – Источники собственных средств. 2003-2004 года.)

 

 

На 01.01.2003

(млн. бел. руб.)

На 01.01.2004

(млн. бел. руб.)

Уставный капитал

17 988

17 988

Фонды специального назначения

1 090 553

1 441 062

Целевые финансирования и поступления

7 425

3 552

Арендные обязательства

0

0

Резервные источники собственных  средств

561

1 033

Убытки прошлых лет

0

0

Убытки отчетного года

0

0

Итого

1 463 605

1 116 527


 

Таблица 3 показывает нам, что у  предприятия «Белтелеком» нет убытков  ни к 2003 году, ни к 2004. Также из таблицы  видно, что Арендные обязательства  равны нулю. Это значит, что предприятие  не арендует площади для офисов, сервисных центров и т.д. Все  используемые площади находятся  во владении предприятия.

Закончив работу с финансовыми  отчетами, я хотел бы представить направления инвестиционной деятельности предприятия «Белтелеком».

Приоритетные  направления инвестиционной деятельности компании:

- развитие и модернизация сетей связи для обеспечения населения современными телекоммуникационными услугами, прежде всего при реализации социально-значимых программ;

- развитие сети передачи данных;

- повышение качества и конкурентоспособности услуг;

- реализация политики энергосбережения.

А теперь несколько слов об инвестиционных проектах на 2010 год.

 

 

В 2010 году инвестиции будут направлены на:

- развитие сетей передачи данных;

- расширение магистральных,  внутризоновых и местных сетей  связи;

- внедрение цифровых  коммутационных систем, в том  числе замена устаревших АТС;

- развитие сельских  телефонных сетей, в том числе  в агрогородках;

- внедрение технологии  беспроводного доступа WLL;

- увеличение количества  точек доступа в интернет с  использованием технологии Wi-Fi;

- оказание услуг с использованием цифровой сети электросвязи широкого спектра высококачественных дополнительных услуг;

- внедрение новых  принципов управления сетями  электросвязи;

- развитие технологии WiMax.

Но несмотря на неплохие финансовые результаты, в Беларуси готовятся изменения в закон об электросвязи, направленные на ограничение монополии госоператора «Белтелеком».

«Принятие изменений в закон  об электросвязи вызваны необходимостью приведения законодательства в соответствие с требования Всемирной торговой организации (ВТО), в частности по вопросам снятия ряда ограничений, установленных  действующим законом в пользу национального оператора «Белтелеком». Законопроект будет определять основные задачи и направления развития электросвязи на основании зарубежного и отечественного опыта реформирования электросвязи с учетом вступления Беларуси в ВТО»16.

 

 

 

 

Заключение

 

Монополия как экономическое  явление есть обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые осуществляют свои интересы. Ее сущность – обладание субъектом (группой субъектов) собственностью на факторы производства и правами, обеспечивающими важнейшее положение в какой-либо сфере деятельности, контроль над рынком, устанавливание цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.

Монопольная власть определена экономическими и неэкономическими причинами и достигается не только благодаря монопольному положению хозяйствующего субъекта, но и может быть предоставлена государством.

Как факт, можно констатировать, что монополии получают более  высокие а так же более стабильные прибыли. Одновременно они в качестве дополнительных издержек и потерь больше тратят на:

1) научно-технические исследования;

2) рекламу и маркетинг;

3) направляют средства  на капиталовложения. Эти факты  указывают на то, что монополия как и раньше пытается получить сверхприбыль и успешно достигает этой цели. Но достигает этого не грубым силовым давлением на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя. По-моему, только таким образом можно истолковать огромные вложения капитала в производство, научные исследования, рекламу.

В конце я хотел бы сказать, что монополию можно рассматривать с разных сторон. Как и у любой формы хозяйствования, у монополии есть свои плюсы и минусы. Не стоит однозначно рассуждать о ее роли и значении в экономике страны. Шумпетер, например, утверждал, что именно фирмы-монополисты уделяют больше внимания развитию новых технологий. Многие другие экономисты критиковали монополию, отмечая, что при такой форме хозяйствования ресурсы используются так удачно, как при совершенной конкуренции. В любом случае монополия существует и всегда будет существовать в экономиках многих стран. Такова логика рынка.

 

 

Список литературы:

  1. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс» 16-е издание. М – 2008.
  2. «Монополистическое ценообразование» Под ред. С. М. Никитина. М – 1980
  3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. «Экономика» М - 1993.
  4. С.Никитин, А.Никитин. «Налог на прибыль: опыт развитых стран». М – 1998.
  5. В.А.Савинов. «В погоне за сверхприбылью». М – 1980.
  6. А.В.Бузуев. «Международные монополии: новое в борьбе за рынки».- М - 1982.
  7. Г. М. Гукасьян. «Экономическая теория: ключевые вопросы.

М-1998.

  1. «Экономическая теория». Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СП – 1997.
  2. А.Ф. Шишкин. «Экономическая теория». М- 1996.
  3. Г.Г.Санько. «Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике Беларусь».
  4. www.beltelecom.by (официальный сайт РУП «Белтелеком»).

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях монополии