Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать процесс принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на рынке в условиях монополии. В курсовой работе я попытался объяснить влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.
Введение………….…………………………………………………...……….3
Монополия. Виды и функции монополий……....……..…...….……4
Прибыль и ее максимизация в условиях монополии…………...…10
Функционирование монополий в Республике Беларусь…….……25
Заключение….……………………………...……………..…………….……30
Список литературы………………………………………….31
Теперь я хотел
бы подробнее рассмотреть
1 февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности. В дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г. Определена ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании статьей 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», вступившего в действие в мае 1999г. Органы контроля за ценами действуют как на высшем республиканском, так и на местном уровнях управления. Высшим исполнительным органом, который определяет политику цен и осуществляет контроль за ее соблюдением, является Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики. В своей работе органы контроля за ценами работают с министерствами и ведомствами, на которые возложена ответственность за правильность установления и применения цен на подведомственных предприятиях. Проверкой правильности установления и применения цен занимаются также Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Министерство финансов, органы статистики.
Также есть возможность контроля со стороны общественности. Для улучшения информационного обеспечения и организации более действенного контроля за ценообразованием правительство республики в 2000 г. приняло специальное постановление. Согласно этому постановлению, предприятия и предприниматели обязаны не менее трех лет хранить у себя решения об установлении цен на производимую ими продукцию, а также на товары, ввозимые на территорию Беларуси в режиме «выпуск товаров для свободного обращения». Информация о ценах должна представляться в Министерство экономики в течение пяти дней с даты принятия решения об установлении цен.
Повышению эффективности проводимой ценовой политики в стране способствует также проведение ценового мониторинга, который осуществляется как органами ценообразования, так и службами государственной статистики. Основная задача мониторинга – быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.
Однако несмотря на все вышеупомянутые меры, монополии в Республике Беларусь всё-таки существуют.
В монопольном ведении находится телефонная связь. Негласный монополизм держится и в сфере Интернета. Иностранных провайдеров на рынок просто напросто не пускают.
Монополистами является государственная компания «Белтелеком» и ее структурное подразделение, занимающееся непосредственно предоставлением доступа в Интернет – провайдер «Белпак». На самом деле, «Белтелеком» является заложником заключенного в 1992 году между Беларусью и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) кредитного соглашения. Часть полученного кредита была вложена в 1995 году в создание этого самого крупного в Беларуси предприятия электросвязи.
Сохраняющаяся государственная монополия отражается на пользователях в основном тем, что доступ дорог по сравнению с провайдерами некоторых европейских стран. Коммерческие провайдеры выставляют следующие аргументы: в условиях отсутствия монополии в Беларусь сразу придут крупные компании и не дадут шансов на существование всем тем, кто выживает на этом сложнейшем рынке.
А теперь я хотел бы рассмотреть монополию в Беларуси на примере республиканского унитарного предприятия электросвязи «Белтелеком».
«Белтелеком» создан в июле 1995 г, является национальным оператором электросвязи и первичным провайдером Интернет-услуг, оказывает около 70 видов услуг. На предприятии работает 26,5 тыс сотрудников
Основные инвестиционные
проекты «Белтелеком» направлены на
построение современной сети телекоммуникаций,
функционирующей и
Сейчас я хотел бы представить отчет об активах «Белтелекома» за 2003-2004г. (таблица 1).
(таблица 1 – Активы «Белтелеком». 2003-2004г.)
Активы |
На 01.01.2003 (млн. бел. руб.) |
На 01.01.2004 (млн. бел. руб.) | |
долгосрочные активы |
1 113 309 |
1 425 474 | |
нематериальные активы |
1 920 |
1 827 | |
текущие активы: |
запасы и затраты |
19 566 |
30 058 |
денежные средства, расчеты и прочие активы |
92 878 |
139 220 | |
Итого: активы |
1 227 673 |
1 596 579 |
Из таблицы 1 можно понять, что с 2003 до 2004 года данное предприятие развивалось. Активы за один год увеличились более чем на 350 000 млн. бел. рублей. А это 30% прироста по сравнению с 2003 годом.
А теперь я представляю вам отчет о финансовых результатах с 1 января 2003 года до 1 января 2004года.
(Таблица 2 – Отчет о финансовых результатах «Белтелекома». 2003-2004г.).
На 01.01.2003 (млн. бел. руб.) | |
Выручка от реализации продукции |
582 574 |
Затраты на производство и сбыт продукции |
513 392 |
Прибыль от реализации продукции |
69 182 |
Прибыль от прочих операционных и внереализационных доходов и расходов |
19 222 |
Балансовая прибыль |
88 404 |
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод: предприятие «Белтелеком» является прибыльным. Все показатели прибыли положительны. Нет отрицательных результатов.
Таблица 3. Источники собственных средств
Источники собственных средств включают в себя: уставный капитал, фонды специального назначения, целевые финансирования и поступления, арендные обязательства.
(Таблица 3 – Источники собственных средств. 2003-2004 года.)
На 01.01.2003 (млн. бел. руб.) |
На 01.01.2004 (млн. бел. руб.) | |
Уставный капитал |
17 988 |
17 988 |
Фонды специального назначения |
1 090 553 |
1 441 062 |
Целевые финансирования и поступления |
7 425 |
3 552 |
Арендные обязательства |
0 |
0 |
Резервные источники собственных средств |
561 |
1 033 |
Убытки прошлых лет |
0 |
0 |
Убытки отчетного года |
0 |
0 |
Итого |
1 463 605 |
1 116 527 |
Таблица 3 показывает нам, что у предприятия «Белтелеком» нет убытков ни к 2003 году, ни к 2004. Также из таблицы видно, что Арендные обязательства равны нулю. Это значит, что предприятие не арендует площади для офисов, сервисных центров и т.д. Все используемые площади находятся во владении предприятия.
Закончив работу с финансовыми отчетами, я хотел бы представить направления инвестиционной деятельности предприятия «Белтелеком».
Приоритетные направления инвестиционной деятельности компании:
- развитие и модернизация сетей связи для обеспечения населения современными телекоммуникационными услугами, прежде всего при реализации социально-значимых программ;
- развитие сети передачи данных;
- повышение качества и конкурентоспособности услуг;
- реализация политики энергосбережения.
А теперь несколько слов об инвестиционных проектах на 2010 год.
В 2010 году инвестиции будут направлены на:
- развитие сетей передачи данных;
- расширение магистральных, внутризоновых и местных сетей связи;
- внедрение цифровых коммутационных систем, в том числе замена устаревших АТС;
- развитие сельских телефонных сетей, в том числе в агрогородках;
- внедрение технологии беспроводного доступа WLL;
- увеличение количества точек доступа в интернет с использованием технологии Wi-Fi;
- оказание услуг с использованием цифровой сети электросвязи широкого спектра высококачественных дополнительных услуг;
- внедрение новых принципов управления сетями электросвязи;
- развитие технологии WiMax.
Но несмотря на неплохие финансовые результаты, в Беларуси готовятся изменения в закон об электросвязи, направленные на ограничение монополии госоператора «Белтелеком».
«Принятие изменений в закон
об электросвязи вызваны необходимостью
приведения законодательства в соответствие
с требования Всемирной торговой
организации (ВТО), в частности по
вопросам снятия ряда ограничений, установленных
действующим законом в пользу
национального оператора «
Заключение
Монополия как экономическое явление есть обусловленный собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами, которые осуществляют свои интересы. Ее сущность – обладание субъектом (группой субъектов) собственностью на факторы производства и правами, обеспечивающими важнейшее положение в какой-либо сфере деятельности, контроль над рынком, устанавливание цен и объемов производства, присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
Монопольная власть определена экономическими и неэкономическими причинами и достигается не только благодаря монопольному положению хозяйствующего субъекта, но и может быть предоставлена государством.
Как факт, можно констатировать, что монополии получают более высокие а так же более стабильные прибыли. Одновременно они в качестве дополнительных издержек и потерь больше тратят на:
1) научно-технические
2) рекламу и маркетинг;
3) направляют средства на капиталовложения. Эти факты указывают на то, что монополия как и раньше пытается получить сверхприбыль и успешно достигает этой цели. Но достигает этого не грубым силовым давлением на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя. По-моему, только таким образом можно истолковать огромные вложения капитала в производство, научные исследования, рекламу.
В конце я хотел бы сказать, что монополию можно рассматривать с разных сторон. Как и у любой формы хозяйствования, у монополии есть свои плюсы и минусы. Не стоит однозначно рассуждать о ее роли и значении в экономике страны. Шумпетер, например, утверждал, что именно фирмы-монополисты уделяют больше внимания развитию новых технологий. Многие другие экономисты критиковали монополию, отмечая, что при такой форме хозяйствования ресурсы используются так удачно, как при совершенной конкуренции. В любом случае монополия существует и всегда будет существовать в экономиках многих стран. Такова логика рынка.
Список литературы:
М-1998.
Информация о работе Максимизация прибыли в условиях монополии