Максимизация прибыли в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать процесс принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на рынке в условиях монополии. В курсовой работе я попытался объяснить влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………...……….3
Монополия. Виды и функции монополий……....……..…...….……4
Прибыль и ее максимизация в условиях монополии…………...…10
Функционирование монополий в Республике Беларусь…….……25
Заключение….……………………………...……………..…………….……30
Список литературы………………………………………….31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!.docx

— 130.49 Кб (Скачать файл)

Исключением из этого правила  являются естественные монополии. Сам  термин "естественная монополия" в последние годы стал очень распространенным.

Естественная монополия – состояние рынка, при котором одна фирма способна производить продукцию более эффективно (с меньшими издержками), чем это бы делали несколько фирм.

Таким образом, слово "естественная" можно прибавить к монополии только тогда, когда она объективно справляется со своими функциями лучше, чем компании, действующие в условиях чистой конкуренции.

С одной стороны, естественные монополии неустранимы. С другой стороны, в отличие от прочих предприятий они не имеют стимулов к самоограничению монополистических злоупотреблений, так как клиент не может уйти от них к конкурентам. Следствием этого становятся завышение цен, неэкономное отношение к затратам, безразличие к потребностям клиентов, искусственное занижение объема производства и полный набор других последствий монополизма, сопровождающийся к тому же получением сверхвысоких монополистических прибылей.

Это одно из классических противоречий, с которыми сам рынок без вмешательства государства справиться не может. Поэтому во всех странах естественные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким контролем государственных органов власти.

Основным рычагом государственного вмешательства обычно служит принудительное установление цен на продукцию естественных монополий. Эти цены, разумеется, оказываются  намного ниже того уровня, который бы выбрала монополия. Конкретнее, цена обычно выбирается с таким расчетом, чтобы либо сделать невыгодными для монополии попытки искусственного занижения объема производства, либо установить цену на уровне покрытия издержек, то есть нулевой прибыли.

 

 

Теперь несколько слов о потерях от монополий.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем  производства, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

MR=MC  (5)

 

 Монопольная цена и  объем производства обозначены  как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

 

Рисунок 1.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть  излишка, показанную прямоугольником  А. Те потребители, которые не могут  купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Именно поэтому антитрестовские  законы запрещают фирмам монополизацию  большинства рынков. Когда положительный  эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

 

 

А теперь собственно о максимизации прибыли монополистом.

"В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:

    • в одних утверждается, что цель фирмы максимизация не прибыли, а объема продаж.
    • согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
    • в «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

Однако в этих и в  других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью  фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике"10. Большинство этих теорий рассматривается и критикуется в книге "Монополистическое ценообразование"11.

Можно сказать, что сущность монопольной прибыли состоит  в ее максимизации. Ведь "сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие  развития монополии. Неотъемлемой чертой монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авансированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли"12. Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. "Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих прибылей. Невысокая прибыльность предприятий приводит к тому, что крупные корпорации падают на более низкие ступени монополистической иерархии или терпят финансовый крах. Так, в США за 1919-1960 гг. список 100 крупнейших промышленных компаний поменялся примерно наполовину. Анализ хода дел в концернах, исчезнувших за 1960-1971гг. из списка крупнейших фирм ФРГ и переместившихся в нижнюю подгруппу либо поглощенных другими монополиями, показывает, что они находились в тех отраслях, где норма прибыли была ниже, чем в большинстве других отраслей, что меньшая доходность капитала за длительный промежуток времени неизбежно ведет к отставанию, ослаблению конкурентоспособности, утрате позиций и в конечном счете к подчинению более быстро растущим концернам"13. Максимальная прибыль нужна для инвестирования, расширения производства, ведения конкурентной борьбы, поддержания темпа роста капитала. Поэтому максимизация прибыли является необходимым условием развития монополий.

Теперь стоит обратить внимание на сам механизм максимизации прибыли. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками. Фирма стремится максимизировать эту разницу. Это правило является верным и для условий совершенной конкуренции, и для монополии. Производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки на величину MC и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR. С каждой следующей произведенной единицей продукции предельная выручка снижается, а предельные издержки увеличиваются. Затем предельные издержки будут превышать предельную выручку и общая прибыль станет отрицательной. Общая прибыль будет увеличиваться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Отсюда получается, что первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам или

 

MC=MR    (6)

рисунок 2.

 

             

В условиях монополии, как  мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции  произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка ниже средней. В условиях монополии кривая средней выручки не совпадает с кривой предельной выручки (MR<AR). Монополист максимизирует прибыль при MR=MC, но предельная выручка меньше цены в отличие от фирмы в свободной конкуренции (рис. 3).

Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Покажем, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, что монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста больше предельных издержек, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

 

Рисунок 3.

 

               

 

На рис.2 больший объем  производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.

Итак, фирма выбирает объем  продукции Q* (рис.3)14. Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC* ), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 4).

 

               Рисунок 4.

 

 

Из всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли 

 

P=MR=MC  (7)

 

 для отрасли с совершенной  конкуренцией не подходит монополисту, который может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Ведь при этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.

Итак, подытожим вышесказанное: "Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной."15

 

 

 

 

Глава 3: Функционирование монополий в Республике Беларусь

 

В Беларуси, как и в  остальных европейских странах, существуют монополии. В нашей республике монополии большей частью являются государственными. Это объясняется  тем, что белорусская экономика  не является чистой рыночной. В экономике  нашего государства  преобладает  государственный сектор. Белорусская  экономика не является ни рыночной, ни командной. Правительство РБ разработало  план развития экономики с элементами рыночной и командной экономик. Также правительство Беларуси разработало ряд антимонопольных законов.

Главная цель антимонопольного законодательства – обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг монопольных предприятий за счет установления экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. В нашей стране используется характерная система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим монопольным положением. При этом господствующее положение означает положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования определяется по доле рынка, которую занимает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30%, а два - более чем 54% рынка, то такие предприятия считаются монополистами и включаются в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

Контроль за соблюдением  законодательства о ценообразовании  является составной частью общей  системы регулирования цен.

Информация о работе Максимизация прибыли в условиях монополии