Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность. Добиться такого состояния дел предпринимателям позволяет регулярно получаемая их предприятиями и фирмами прибыль. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
- прибыль рантье или акционера, которая сближается с процентом.
Рассмотрение этих исходных
проблем приводит к выводу, что
прибыль является формой дохода, которая
не может быть сведена к какой-либо
другой форме (зарплате, проценту, ренте)
и структура которой в
В статичном экономическом
мире, функционирующем по замкнутому
кругу, нет места для прибыли:
предприниматель не получает прибыли
и не терпит убытков; его доход - плата
за управление. Но стоит только начаться
развитию благодаря нововведениям,
применяемым динамичными
Объективные теории прибыли обращаются при ее анализе к институциональным факторам (теория эксплуатации), к структурным факторам (теория форм рынка) и к конъюнктурным факторам (теория излишков).
Институциональное объяснение
прибыли: эксплуатация. По мнению К. Маркса
и его последователей, источником
прибыли является эксплуатация трудящихся
капиталистами: капиталистическая
«прибавочная стоимость» есть продукт
капиталистических институтов. Здесь
необходимо отметить, что институциональное
объяснение превращает прибыль в
необязательную категорию, связанную
лишь с особыми формами
Структурное объяснение прибыли: формы рынка. Согласно знаменитой формуле Вальраса, «при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю». И действительно, в условиях чистой и совершенной конкуренции (атомизация, однородность, делимость, полная информированность) каждый фактор оплачивается по стоимости своего предельного продукта; из этого следует, что сумма заработной платы, процента и ренты исчерпывает стоимость валового продукта. Этот вывод вытекает из знаменитой теории Эйлера.
Но для объяснения прибыли
нельзя ограничиваться лишь анализом
несовершенства конкуренции. Структуры
рынка, правила игры на нем не даны
раз и навсегда; они моделируются
предпринимателями, которые оказывают
на них силовое воздействие и
«пытаются усугубить
Воздействие предпринимателей на структуру рынков, где они подвизаются, было выявлено Жаном Маршалом, который определил проявление этого воздействия на рынок товаров и на рынок факторов:
на рынке товаров
на рынке факторов они стремятся недоплачивать за труд и капитал с целью снизить издержки на них.
Общая черта всех приведенных
объяснений состоит в том, что
они связывают прибыль не с
экономической ролью
При объяснении явления прибыли
в современной
Функциональный аспект прибыли:
прибыль предприятия выступает
в различных формах и реализуется
в сложных институциональных
условиях. Прибыль индивидуальной фирмы
- это прибыль предпринимателя, посвятившего
жизнь своему предприятию, отдавшего
на это свои собственные капиталы
и свой труд. Прибыль крупной фирмы
- это, очевидно, прибыль учреждения,
организации, которая отдалилась от
своих акционеров и зависит в
своем функционировании от людей, юридически
являющихся наемными лицами, а экономически
«хозяевами» предприятия. Прибыль
функционально связана с
Размеры прибыли. Размеры прибыли меняются в зависимости от условий работы отдельной фирмы и ряда других факторов:
а). деятельность предприятия может обеспечиваться с большей или меньшей степенью эффективности.
б). прибыли могут варьироваться в зависимости от фаз конъюнктуры: их размеры могут вздуваться из-за колебаний конъюнктуры, из-за элементов, «упавших с неба». Случайные прибыли зачастую возникают либо благодаря изменениям общего уровня цен, либо из-за перемещения спроса из одного сектора в другой;
в). размеры прибылей зависят от экономических структур, а точнее, от форм рынка;
г). размеры прибылей, наконец, не оторваны и от социальных структур; в этой сфере определяющей является деятельность групп и государства.
Внутри групп производителей
высокодоходные предприятия дают возможность
существовать и мелким, отсталым фирмам,
которые способствуют поддержанию
на искусственно высоком уровне цен
на товары и услуги; мощные фирмы
обеспечивают себе, таким образом, значительную
дифференциальную ренту. Социально-экономические
группы оказывают давление на государство
и через него воздействуют на объем
прибылей. При помощи субсидий, своей
терпимостью по отношению к официальным
и официозным соглашениям, кредитной
и налоговой политикой
Распределение прибыли. Распределение прибыли не является в настоящее время внутренней проблемой предприятия; оно имеет также социальный и политический аспекты, проявляющиеся в поисках формул, которые позволяли бы обеспечить участие трудящихся в благах, порождаемых ростом экономики.
Распределение прибыли внутри
предприятия зависит от его формы
и структуры. Вопрос о нем вообще
не стоит в случае индивидуальной
фирмы: прибыль достается владельцу
фирмы. Если предприятие имеет форму
общества, распределение прибыли
носит сложный характер, поскольку
оно вытекает из соотношения сил,
существующего между
Эффективность работы предприятия зависит от вклада различных участников производства, и в частности наемных работников. Трудности с определением результата деятельности той или иной категории участников не отменяют самого факта участия.
Более того, практика самофинансирования
ведет к росту стоимости
1.2 Теоретические
особенности максимизации
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи -- максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности. Максимизация прибыли для фирмы означает поиск путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть большей разницы между общим доходом и общими издержками:
Pm = TR - TC, (1)
где: Pm - общая или чистая экономическая прибыль;
TR - общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену;
TC - общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.
Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.
Можно сформулировать общее правило увеличения прибыли: фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты (MC) на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом (MR) от её продажи. Это называется правилом максимизации прибыли:
MC = MR, (2)
Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска.
Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли.
Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума.
Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции. Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рисунок 1).
Рисунок 1 -- Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы
Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника. В данной модели была описана модель максимизации прибыли применительно к условиям рынка совершенной конкуренции. Но различные типы конкурентных рынков накладывают свои ограничения и определяют специфику максимизации прибыли для каждого участника такого рынка.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска (см. рис. 1), а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли:
где ?0 - заданная величина прибыли.
Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рисунок 2).
Рисунок 2 -- Изопрофиты
Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рисунок 3) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях. Рыночные структуры, которые нельзя считать полностью конкурентными и которые в то же время не контролируются продавцом-монополистом, относятся к случаям несовершенной конкуренции.
Рисунок 3 -- Технологические
и экономические условия
Одной из ее форм, отличающейся небольшим числом фирм на рынке, является олигополия. Модель ценовой войны Бертрана была предложена как альтернатива модели Курно. В качестве стратегических переменных были предложены цены, а не объемы выпуска продукции.
Олигополисты вырабатывают решения независимо друг от друга, принимают цены конкурентов как данные и выбирают уровень своей цены. При этом все потребители приобретают продукцию у олигополиста, установившего минимальную цену. В случае равных цен рынок делится полностью.
Итогом предпосылок такой модели в случае постоянства и равенства средних издержек является парадокс Бертрана: фирмы поочередно снижают цены до уровня себестоимости, и в точке равновесия получают нулевые прибыли, что полностью эквивалентно ситуации совершенной конкуренции.
Решение парадокса Бертрана
как правило связывают либо с
существенно возрастающими
На рынках многих товаров и услуг такие предположения выглядят необоснованными. Также идеализированным выглядит предположение о покупателях, выбирающих исключительно самую дешевую фирму - действительно, даже в случае однородного продукта имеются различия в месторасположении фирм, ассортименте сервисе, существуют издержки на поиск самой дешевой фирмы и т.д. Таким образом, можно постулировать, что при больших различиях в ценах дорогая фирма потеряет всех покупателей, однако если цены различаются незначительно, некоторая доля покупателей, уменьшающаяся с ростом разницы, у нее останется.