Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность. Добиться такого состояния дел предпринимателям позволяет регулярно получаемая их предприятиями и фирмами прибыль. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Разумная финансовая политика должна быть основана на понимании того, что заемные средства -- это не только ускорители развития, но и усилители финансового риска. Так, при увеличении доли заемных средств в структуре капитала компании выше безопасной нормы (40--50%) банк может повысить процент за кредит из-за повышения риска невозврата ссуды. По мере увеличения задолженности фирмы возрастает и средняя ставка процента за кредит.
В то же время рентабельность
собственного капитала растет с увеличением
экономической рентабельности. Более
важен тот факт, что высокий
ожидаемый уровень
Линия 1 характеризует зависимость рентабельности собственного капитала от экономической рентабельности при условии финансирования за счет собственных средств (бездолговое финансирование). При таком финансировании постоянные финансовые издержки (плата за кредит) отсутствуют, поэтому прямая берет начало в точке 0.
Линия 2 показывает зависимость рентабельности собственного капитала от экономической рентабельности при условии финансирования с использованием заемных средств.
Рисунок 10 -- График «безубыточности» (точка безразличия) при разных вариантах финансирования (без учета налогообложения)
На рис. 10 изображены два варианта финансирования без учета налогообложения.
При долговом финансировании
возникают постоянные (независимые
от экономической прибыли и
Точка пересечения линий
1 и 2 является точкой безразличия, которая
характеризует тот уровень
Заштрихованная область
выше точки безразличия
Чем выше стоимость использования заемных средств (постоянные финансовые издержки), тем выше точка безразличия; график сдвигается вправо, и использование заемных средств по сравнению с вариантом бездолгового финансирования становится выгодным при более высоком уровне экономической рентабельности.
График зависимости
Рисунок 11 -- График «безубыточности» (точка безразличия) при различных вариантах финансирования (с учетом налогообложения)
Следует отметить, что точка безубыточности при этом не меняется, однако уровень рентабельности собственного капитала ниже в связи с уменьшением чистой прибыли на величину налогов.
В целом использование финансового рычага является одной из главных составляющих формирования эффективной финансовой политики фирмы для решения как текущих, так и стратегических задач.
Политика заимствования
должна быть направлена на определение
наилучшего соотношения между риском
и ожидаемым доходом. На рис. 11 затененная
область характеризует зону компромисса
между допустимым риском и доходом
при использовании эффекта
В рассматриваемом примере эффект финансового рычага оценивался при одинаковом уровне экономической рентабельности. В то же время уровень экономической рентабельности должен обязательно учитываться при выборе способов финансирования. Общее правило здесь таково: чем выше экономическая рентабельность, тем более предпочтительнее становится долговое финансирование (при положительном «дифференциале» и прочих равных условиях).
Знание механизма воздействия
финансового капитала на уровень
прибыльности собственного капитала и
уровень финансового риска
2.3 Основные направления
максимизации прибыли
При рассмотрении сущности прибыли и методов ее формирования выявлены следующие факторы, влияющие на ее величину:
- управленческий потенциал;
- производственный или экономический потенциал.
С целью активизации
- повышение эффективности
финансового менеджмента на
-- разработка товарной стратегии фирмы;
-- разработка ценовой стратегии фирмы;
-- разработка стратегии
взаимодействия фирмы с
Правильный выбор целей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а менеджер, действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можно работать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.
Противоречивость множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме «дерева» целей.
Если главная внутренняя цель определяется просто как «получение прибыли», то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит.
Неверна и формулировка «максимизация прибыли», так как существует много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в виде установленного процента.
Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли.
На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть сформулирована так: повышение прибыльности (дальнейшее процветание).
Критерием оптимальности
товарного ассортимента является обеспечение
в течение продолжительного периода
постоянного превышения прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия над
потребностями в финансовых ресурсах,
необходимых для поддержания
конкурентоспособности
При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ «средние издержки + прибыль», на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства предельного дохода предельным издержкам и т.д.).
Решения в этой области базируется на расчетах, так называемой «экономической прибыли», которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом.
С нашей точки зрения, процесс разработки стратегии фирмы должен основываться на концептуальной ориентации руководства фирмы по отношению к механизмам формирования прибыли.
Выделяют три основных типа ориентации фирмы на прибыль:
1) её максимализацию. Смысл этой ориентации состоит в получении максимально высокой прибыли в каждой деловой сделке как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупателей. Эта цель не может считаться оправданной с точки зрения её социальных последствий. Поэтому как долгосрочная стратегия фирмы она в таком виде применяется относительно редко. Но для краткосрочной, тактической задачи эта ориентация используется в основном в сферах быстрого экономического роста. Политика максимизации прибыли по всем видам деятельности может являться законной с юридической точки зрения, если положение компании не является монопольным;
2) получение удовлетворительной
прибыли. Эта стратегическая
3) минимаксимизация прибыли. Одна из важных задач менеджмента - создавать условия, необходимые для дальнейшего успешного функционирования организации. Именно поэтому основным принципом и ориентиром менеджмента является не максимизация прибыли, а успешное элиминирование (устранение) влияния рисковых ситуаций. Та или иная операция организации должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски будущего. При следовании этому варианту ориентации стремятся достичь максимум прибыли, но не по всем позициям, как в первом случае. При принятии решений берется в расчет не только степень риска, как во втором случае, но и необходимость страхования от возможных потерь. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
4) неприбыльная мотивация.
Это вовсе не означает, что
фирму не интересует её
· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
· позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
· публичная ответственность и имидж организации;
· техническая эффективность,
высокий уровень
· минимизация издержек производства и т. д.
Показатели и недостатки в постановке некоторых целей организации приведены в табл. 3.
Таблица 3
Цели организации