Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность. Добиться такого состояния дел предпринимателям позволяет регулярно получаемая их предприятиями и фирмами прибыль. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Показатели рентабельности дают наиболее обобщенную оценку эффективности (таблицы 1 и 2 Приложения Б), хозяйственной деятельности фирмы. Каждый из них характеризует определенный аспект этой деятельности.
Рассматриваемая подсистема
показателей прибыли ввиду
Формирование прибыли
от всей финансово-хозяйственной
2. Максимизация прибыли предпринимательской деятельности в современных условиях
2.1 Характеристика
механизма максимизации
Важнейшая роль прибыли в деятельности организации определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П= (В * Ц) - (В * С)
где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в планируемом
периоде в натуральном
Расчету прибыли
предшествует определение выпуска
сравнимой и несравнимой
Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в таблице 1.
Таблица 1
Пример расчета прибыли от реализации товарной продукции
Наименование продукции |
Товар-ный выпуск по плану, т |
Цена за 1 прод. За минусом НДС, акцизов, руб. за 1 т |
Плановая полная себестои-мость ед. прод., руб. за 1 т |
Товарный выпуск по плану, руб |
Прибыль, руб. (гр.5-гр.6) |
||
В ценах (гр.3*гр.2) |
По полной себестоим(гр.4*гр.2) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Сравнимая продукция |
|||||||
Лак |
254 |
1420 |
1270 |
360680 |
322580 |
38100 |
|
Эмаль 3А |
300 |
1969 |
1700 |
59070 |
510000 |
80700 |
|
Эмаль АВ |
224 |
2050 |
1640 |
459200 |
367360 |
91840 |
|
Алгидные смолы |
172 |
1400 |
1200 |
240800 |
206400 |
34400 |
|
ИТОГО |
- |
- |
- |
1651380 |
1406340 |
245040 |
|
Несравнимая продукция |
|||||||
Лак ГМ |
200 |
1600 |
1360 |
320000 |
272000 |
48000 |
|
ИТОГО |
- |
- |
- |
1971380 |
1678340 |
293040 |
|
Остатки готовой продукции на начало планируемого года |
- |
- |
- |
180000 |
60000 |
120000 |
|
Остатки готовой продукции на конец планируемого года |
- |
- |
- |
40000 |
18998,7 |
21001.3 |
|
ВСЕГО от реализации товарной продукции |
- |
- |
- |
2111380 |
1719341, |
392038,7 |
|
Расчет прибыли
методом прямого счета прост
и доступен. Однако он не позволяет
выявить влияние отдельных
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
б) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на продукцию исходя
из базовой рентабельности;
в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества се и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
При этом методе прибыль
по несравнимой продукции
План по прибыли
на следующий год разрабатывается
в конце текущего периода. Поэтому
для определения базовой
Прибыль в отчетном
периоде принимается в
На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора -- изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам продукции готовой и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли аналитическим методом приведен в Приложении В.
Таким образом, результат аналитического метода планирования прибыли в данном примере подтвердил итог метода прямого счета, т. е. и в том и в другом случае плановая прибыль от реализации товарной продукции определена в сумме 392 038,7 руб. (таблица 1 и таблица 3 Приложения В).
Необходимо подчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.
Значительный рост прибыли (на 361 512,4 руб.) планируется из-за предполагаемого увеличения цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляционными процессами, Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
В рамках этой схемы
могут быть осуществлены в системе
директ-костинг различные
Положительной стороной такой системы планирования максимизации прибыли является возможность учета «эффекта производственного рычага», т.е. такого явления, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются. Исходя из «эффекта производственного рычага», можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации продукции, тем сильнее этот эффект. Однако это не значит, что можно бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, так как, если при этом сократится выручка от реализации продукции, потери в прибыли будут большими.
Ориентировочные расчеты
прибыли важны не только для самих
предприятий и организаций, производящих
и реализующих продукцию (услуги),
но и для акционеров, инвесторов,
поставщиков, кредиторов, банков, связанных
с деятельностью данного
Одной из важнейших особенностей
организации анализа при учете
эффекта производственного
Анализ проводится при
помощи графика (рисунок 8) взаимосвязи
объема производства, себестоимости
и прибыли и различных
При построении графика делаются следующие допущения:
1. Существуют неизменные
цены реализации, с одной стороны,
и цены на потребляемые
2. Затраты предприятия
строго подразделяются на
3. Поступающая выручка
пропорциональна объему
4. Наличествует одна точка
критического объема
5. Ассортимент изделий постоянный. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода в этом случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом уровне объемов будут разными для различного ассортимента производства или реализация.
6. Объем производства равен объему реализации.
Все графики взаимосвязи строятся, как правило, на измерении объема в физических единицах. Практически такой расчет возможен на предприятиях или в их подразделениях, выпускающих изделия одного вида. В качестве других единиц измерения объема производства и реализации могут выступать процент мощности, станко-часы, нормо-часы. График взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли широко распространен в аналитических расчетах. Точка критического объема производства («мертвая точка», точка рентабельности), показывает тот объем производства (или реализации) продукции, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, т. е. выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Алгебраически точку критического объема производства можно найти следующим образом: