Максимизация прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления развитых рыночных отношений каждый хозяйствующий субъект старается обеспечить себе финансовую независимость и самостоятельность. Добиться такого состояния дел предпринимателям позволяет регулярно получаемая их предприятиями и фирмами прибыль. Прибыль - это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая вариан333.docx

— 93.99 Кб (Скачать файл)

Пусть на рынке однородной продукции, суммарный спрос на которую  составляет Q (p) = a - bp, действует 2 независимых конкурента. Зафиксируем цену pвторой фирмы. Если первая фирма установит такую же цену p= p2, рынок разделится пополам: q1 = q2 = Q (p1) / 2 = (a - b*p1) / 2.

Пусть спрос qна продукцию второй (более дорогой) фирмы линейно убывает с падением цены pпервой (более дешевой) и становится нулевым в точке p= p*, в которой суммарный спрос Q(p1) вдвое больше, чем при цене p2. Найдем критическую цену p*: = a - b * p= 2 (a - b * p2),

p= 2 p- a / b, (4)

Такое условие более адекватно, чем захват первой фирмой рынка при  фиксированном количественном и  даже процентном (тем более, практически  нулевом) сокращении цены, поскольку  на некоторые товары спрос очень  сильно изменяется при незначительном изменении цены, а на другие - остается почти прежним даже при существенных колебаниях цен.

С учетом равновесия Нэша первым результатом модификации модели Бертрана становится то, что вместо разрушительной ценовой войны мы получаем равновесие, в котором каждая из фирм получает прибыль.

Второй особенностью будет  то, что в этом равновесии цены, объемы производства и прибыли фирм, изначально одинаковых, будут различны. Дело в  том, что первая позиционирует себя как дешевая фирма и захватывает  большую долю рынка, а вторая, более  дорогая, работает на меньшем сегменте, но получает большую удельную прибыль. На реальных рынках подобная ситуация достаточно распространена и слабо  объясняется существующими моделями.

Суммарная прибыль в ситуации картеля при классических предпосылках будет максимальна. Действительно, одновременное изменение цен  фирм как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения сократит их прибыли, а одностороннее  изменение приведет к полному  захвату рынка более дешевой  фирмой, что выгодно для нее, но обнулит прибыль конкурента и  уменьшит суммарную прибыль.

В нашей ситуации, когда  остаются покупатели, по каким-либо причинам покупающие продукцию в более  дорогой фирме, можно получить суммарную  прибыль, больше картельной с помощью  ценовой дискриминации: покупатели, ориентированные на минимум цены, покупают у более дешевого производителя, а часть из обеспеченных (кому все  равно или почти все равно) заплатит больше. При этом для более  дорогой фирмы есть огромные стимулы  снизить цену и увеличить свою долю на рынке. Однако в случаях, если соглашения между фирмами достаточно жесткие (или, например, в случае, когда  существуют 2 торговых точки, принадлежащих  одному производителю), суммарная прибыль (которая затем может перераспределяться) будет максимальна и больше монопольной.

Численный пример данных ситуаций приведен в Приложении А. Одним из способов регулирования процесса максимизации прибыли монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым  сталкивается монополист, показано на рис. 4. Здесь D и MR ? кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm ? установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена (англ, price ceiling ? потолок цены).

Рисунок 4 -- Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым  сталкивается монополист

Эффективная кривая предельной выручки также будет состоять из двух сегментов: горизонтального  сегмента РmA и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно:

MR(Q) = P(Q) + Q(dP/dQ).

Пока Q < Q' и действует  предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm.

При Q > Q' дополнительный объем  продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmA, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса.

Наконец, при Q = Q' эффективная  кривая предельной выручки имеет  разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка  неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q' MR < OR', а при малом сокращении MR = OРm.

Рассмотрим влияние максимально  допустимых цен на поведение монополиста  подробнее. На рис. 5 оптимум нерегулируемой монополии достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит  решения монополиста, его оптимум  останется прежним (Q*, P*). Однако при  более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне P1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, а эффективной кривой предельной выручки ? кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат (SMC) «пройдет» через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.

Рисунок 5 -- Влияние максимально  допустимых цен на поведение монополиста

Чтобы побудить монополиста  увеличить объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне Pможет побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене Pкривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены P= minSATC, при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок.

1.3 Характеристика  видов прибыли и методы их  формирования

В зависимости от объективных  условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения  прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения  прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение  доли прибыли, аккумулируемой в доходах  бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Различают следующие виды прибыли: балансовую; общую прибыль; чистую; экономическую; бухгалтерскую; нормальную и чистую (рисунок 1 Приложения Б).

В составе валовой прибыли  учитывается прибыль от всех видов  деятельности.

Во-первых, валовая прибыль  включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов  и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль  от реализации товарной продукции -- основная часть валовой прибыли.

Во-вторых, в состав валовой  прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного  предприятия.

В-третьих, в состав валовой  прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Наконец, в составе валовой прибыли  отражаются внереализационные доходы и расходы, т. е. результаты внереализационных  операций.

Бухгалтерская прибыль - разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими издержками).

Экономическая прибыль возникает  в том случае, если общая выручка  превышает все издержки и внешние, и внутренние, включая в исследование и нормальную прибыль на капитал в размере процента, являющегося количественным выражением чистой производительности капитала.

Балансовая прибыль - прибыль  по балансу, включает прибыль от реализации продукции и внереализационную, которая образуется от разницы штрафов  взысканных и уплаченных, дивидендов на приобретенные акции и вложенные  паи.

Общая прибыль равна разнице  между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и затратами (издержками) на их производство и реализацию.

Чистая прибыль определяется после уплаты из общей прибыли  налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия, из нее образуются различные фонды (потребления, социального  и производственного развития, страховые  фонды). В акционерных обществах  и товариществах с ограниченной ответственностью из чистой прибыли  выплачиваются дивиденды на купленные  акции и вложенные паи:

Пб(в) = Поб(оп) + Пвр

Пвр =+ (-)Ш + (-)Рс+Дд+Ап+Лс-У

Поб(оп) = В-Сс- Рвп

Пч = Пб(в) - Фр - Н

где: Пб(в) - балансовая (валовая) прибыль, р.; Поб(оп) - прибыль общая (операционная), р.; Пвр - прибыль внереализационная, р.; Ш - штрафы уплаченные и неуплаченные, р.; Рс - расходы (доходы) на страхование, р.; Ап - арендная плата, р.; Дд - доход по ценным бумагам и др.финансовым вложениям, р.; Лс - ликвидационная стоимость оборудования, р.; У - убытки от предпринимательской деятельности, р.; В - выручка от реализации продукции, р.; Сс - себестоимость реализованных товаров и услуг, р.; Рвп - расходы внепроизводственные, связанные с реализацией продукции, р.; Фр - финансовые расходы (расходы на выплату процентов, уплаченная арендная плата, различные убытки); Н - уплачиваемые субъектом налоги, р.

Из балансовой (валовой) прибыли  исключаются доходы от сдачи в  аренду и других видов использования  имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которым осуществляется в ином порядке. В процессе дальнейшего  распределения часть валовой  прибыли отчисляется в резервный  или другие аналогичные ему фонды. Эти фонды создаются на предприятиях исходя из действующего законодательства, но не выше 25% уставного капитала. Общий  размер отчислений в резервные фонды  ограничивается 50% налогооблагаемой прибыли  предприятия.

Уплатив в бюджет соответствующий  налог с прибыли (за исключением  налоговых льгот), организация получает в свое распоряжение оставшуюся так  называемую чистую прибыль. Эта прибыль  используется ею самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской  деятельности Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления  использования собственной прибыли. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных  средств. Кроме прямого направления  на производственные нужды чистая прибыль  является источником уплаты процентов  по кредитам, полученным на восполнение  недостатка собственных оборотных  средств, на приобретение основных средств, а также процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с  финансированием производственного  развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость  резервировать средства в связи  с проведением рисковых операций и, как следствие этого, -- потерей  доходов. Поэтому при использовании  чистой прибыли организация вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.

Размер этого резерва  должен составлять не менее 15% уставного  капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении организации. Кроме  покрытия возможных убытков от деловых  рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты  по расширению производства и социальному  развитию, на разработку и внедрение  новой техники и технологии, прирост  собственных оборотных средств  и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим  развитием коллектива.

Размер прибыли может  быть рассчитан через (рисунок 2 Приложения Б):

1. Абсолютную величину  прибыли;

2. Абсолютную величину  прибыли в сопоставлении с  годовым оборотом фирмы;

3. Абсолютную величину  прибыли в сопоставлении с  капиталом фирмы.

Относительным показателем  прибыльности (эффективности фирмы  является норма прибыли (Нпр) или рентабельность (таблица1 и таблица 2 Приложения Б).

Рентабельность предприятия  может измеряться по фондам и по текущим затратам. Рентабельность по фондам это отношение Пб(в) к сумме  основных производственных фондов (основного капитала и оборотного капитала. Рентабельность предприятия по текущим затратам есть отношения балансовой прибыли к полной себестоимости реализованной продукции.

Уровень рентабельности позволяет  судить о целесообразности производства продукции, выполнение работ, услуг, об использовании инвестиций, возможностях их окупаемости.

В зависимости от управленческих задач, решаемых фирмой и внешними ее контрагентами, в системе показателей  финансовых результатов может быть выделены следующие подсистемы (рисунок 2 Приложения Б).

1. Подсистема, включающая  совокупность показателей прибыли  для принятия управленческих  решений и оценки результатов  деятельности фирмы различными  субъектами хозяйственных отношений.

2. Подсистема показателей,  отражающая процесс формирования  и распределения прибыли предприятия  в хозяйственном механизме, основанном  на налогообложении прибыли.

3. Подсистема показателей,  отражающая процесс использования  прибыли фирмой.

Информация о работе Максимизация прибыли