Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, роль малого бизнеса в предпринимательской деятельности разных стран. Вторая глава рассматривает правовые основы деятельности малых предприятий. Третья глава даёт возможность понять основные направления поддержки малого предпринимательства в области налогообложения со стороны государства. Здесь же я попыталась раскрыть основные недостатки и недоработки действующей налоговой системы, проанализируя имеющуюся практику применения новаций в области налоговой поддержки малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение
1. Специфика малого бизнеса как особой формы организации бизнеса и его роль в экономике
1.1. Сущность малого предпринимательства
1.2. Роль малого бизнеса в экономике
1.3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание и ликвидация малых предприятий
2.2. Государственная регистрация
2.3. Управление предприятием
2.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия
3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
3.1. Налоговые льготы
3.2. Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности
3.3. Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности
3.4. Налогообложение малого предпринимательства: проблемы и пути совершенствования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

МП (выпускная).doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

 Предприятие считается утвержденным  и приобретает права юридического  лица со дня его государственной регистрации.

 

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

 Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения о запрете  деятельности предприятия из-за  невыполнения условий, установленных  законодательством РФ, если в  предусмотренный решением срок  не обеспечено соблюдение этих  условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными  учредительных документов и решения  о создании предприятия,

- по другим основаниям, предусмотренным  законодательными актами РФ и  входящих в его состав республик.

 Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

2.2.Государственная регистрация  предприятия.

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

 Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании предприятия или договор учредителей,

- свидетельство об уплате государственной  пошлины.

 

Решение о регистрации или отказ  в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в  месячный срок с момента выдачи заявления  учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

2.3.Управление предприятием.

 Управление предприятием осуществляется  учредителем являющийся высшим  органом предприятия – юридического  лица. (вариант: на случай, когда  учредителей несколько - высшим  органом управления предприятием  и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).

 Вариант: для осуществления  текущего руководства деятельностью  предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

 С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания.

 Трудовой коллектив предприятия,  состоящий из всех лиц, участвующих  своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора,  решает простым большинством  голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

2.4.Хозяйственная и иная деятельность  предприятия.

 Предприятие самостоятельно  планирует свою деятельность  определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

 Предприятия могут приобретать  необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

 Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

 Прибыль, остающаяся у предприятия  после уплаты налогов и других  платежей в бюджет(чистая прибыль)  поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

 

 

 

2.1.3. Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

 

В настоящее время в условиях экономического и финансового кризиса, а также хронического недобора налогов  российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов, среди которых особый интерес представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.

Данный налог носит преимущественно фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Введение этого налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.

 Кроме того, налог  позволит расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволит снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволит подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.

Следует также отметить, что  по расчетам экспертов Минэкономики, если сейчас предприниматели малого бизнеса  уплачивают в среднем 3 млрд. рублей в месяц, то после введения такого налога они будут платить 15 млрд. рублей. Кроме того, особый эффект этот налог будет иметь в сфере розничной торговли. Там также уплачивается в среднем в месяц сегодня по России 2,6 млрд. рублей в месяц - после введения данного налога эта цифра вырастет, по оценкам Минэкономики, до 13,4 млрд. рублей в месяц. Всего же на сегодняшний день в России в сфере малого бизнеса занято 26 млн. человек.

Таким образом, на единый налог на вмененный доход возлагаются  большие надежды и его введение будет выгодным прежде всего  для  государства и в меньшей степени для субъектов малого предпринимательства

Единый налог на вмененный  доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему  экономических отношений, возникающих  между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.

Применительно к единому  налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся  предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.

Следует отметить, что  с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.

Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.

Большая часть экономистов  склонны выделять две основные функции  налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что  налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.

Применительно к единому  налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз.

Регулирующая сторона  единого налога на вмененный доход  проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде всего  с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.

Особое внимание заслуживает  объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов  в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.

С экономической точки  зрения доходы в рамках народного  хозяйства в целом делятся  на первичные и производные.

Информация о работе Малое предпринимательство в системе рыночных отношений и особенности его налогообложения