Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6
Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6
Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13
Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17
Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его
государственной поддержки……………………..…………..……………………..21
2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21
2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23
2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсач готов.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «Экономической теории и регионального развития»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая теория. Макроэкономика»

Тема: «Малый бизнес и  его роль в рыночной экономике»

 

                                                                 

 

Выполнила:

Студентка  гр. ЭЭВ-201

Арслангареева Ю.Д.

 

 Проверил:

Доктор экономических наук, профессор, преподаватель

кафедры экономической теории и регионального развития

Седов В.В.

 

 

 

 

Челябинск 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3 

Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6                                                

    1. Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6                     
    2. Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13     
    3. Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17      

Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его

государственной поддержки……………………..…………..……………………..21

2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21

2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23                     

2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….…..34                                                                                         Список используемой литературы………………………………………………….36                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

  Формирование и  развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное  сосуществование и развитие различных  форм собственности, и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно выделить три группы предприятий – крупные, средние и малые предприятия, в зависимости от их размеров.

  Крупный бизнес – в основном  определяет экономическую и техническую  мощь страны, т.к. именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Данное производство эффективно за счет экономии на объеме выпуска (масштаб производства), в противном случае крупная компания по возможности не берется за выпуск неприбыльных товаров.

  Средние фирмы – характеризуются  меньшими объемами выпуска, но  осуществляют свою деятельность  только там, где сформировались  особые и достаточно долговременные потребители. Она идет на связанные затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу.

Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий  действующих в основном на местных  рынках, и непосредственно связан с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью, это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъектуру рынка. Малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

  Актуальность темы состоит в том, что малый бизнес в условиях современности остается преимущественно неизменным и мало развивающимся, как в масштабах экономического развития государства, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета, позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.

  Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.  

В связи с поставленной целью, основными  задачами работы явились:

  • исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
  • определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий  и факторов развития;
  • отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом;
  • определение государственных мер поддержки малого предпринимательства в период экономического кризиса и возможности улучшения развития малого бизнеса;
  • рассмотрение основных аспектов малого бизнеса в рамках Челябинской области, проблемы и поддержка, а также основные целевые программы Министерства финансов.

    Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской экономике. В работе использованы положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах, а также материалы всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.

  Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемой литературы, изложена на 39 страницах компьютерного текста, содержит 1 таблицы, 4 рисунка.

  Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цели, задачи работы.

 В первой главе раскрыты теоретические основы малого бизнеса, его структура, субъекты, особенности развития и основные функции, дана оценка малому бизнесу – как основе современной рыночной инфраструктуры, а также ее взаимодействие с крупной промышленностью.

Вторая глава посвящена вопросам основных проблем малого бизнеса государственной поддержки малых предприятий и основным положения антикризисных мер по развитию малого бизнеса в России. Также эта глава посвящена малому бизнесу в Челябинской области, развитие и основные проекты поддержек от Министерства финансового развития Челябинской области.

 В заключении сделаны теоретические выводы и отражены основные результаты курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки                                             

    1. Малый бизнес и его особенности

 

  В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относятся фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности.

  Правовой основой малого бизнеса в настоящее время является, прежде всего, Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определение предпринимательства. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Малое предпринимательство - как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта. Субъектами малого предпринимательства являются организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводятся различия между собственным капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Поскольку малый бизнес занят либо мелкосерийным производством, связанным с научно-техническим прогрессом, либо с мелкомасштабной деятельностью в отраслях производства и услуг с относительно короткими сроками оборачиваемости капитала, в целом с небольшими объектами основного капитала, он легче вписывается в экономику.[13]

На первоначальном этапе  становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек.

Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

  По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Одной из основных категорий, относящихся к малому бизнесу является собственность. Она служит основным определяющим общественным отношением, которое формирует экономическую систему, выражая ее тип в целом, и предопределяет набор свойственных ему предпринимательских структур. В экономическом смысле собственность - экономические отношения, в которой происходит присвоение субъектами имущества (материальных благ, ценностей, ресурсов, продукции услуг). В отличие от этого правовое отношение собственности, определяющее организационно-экономические формы предпринимательства, состоит в отношении субъекта собственности (физического или юридического лица) к ее объекту. Конституционное закрепление права частной собственности создает предпосылки для развития предпринимательства, в том числе и малого бизнеса. [7]

 Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством. Основные особенности малого предпринимательства состоит в следующем:

-малые предприятия благодаря своему большому числу, обеспечивают работой большую часть населения;

- в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка.

Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению. За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия, в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как: работодателя; производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического   прогресса, налогоплательщика и агента рыночных отношений. Роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

-валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

-национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе; 

-мелких предприятий  в общем количестве промышленных  предприятий;

-трудоспособность  населения, занятого в мелком  бизнесе; 

-малого бизнеса  в экспорте продукции; 

-налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;

-основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; 

-отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

   Не менее значимы  функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.

   Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

    В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, уставный капитал. Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не на - столько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями. Как правило, все малые предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия – чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.[21]

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике