Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6
Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6
Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13
Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17
Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его
государственной поддержки……………………..…………..……………………..21
2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21
2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23
2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсач готов.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

В малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Очень часто все зависит от его настроения, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане. Предпринимательство малого бизнеса немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценится в деловом мире. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.[22]

Отсюда можно выделить ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.                                                                        

1. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

   2. Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

3. Постоянная нехватка финансовой поддержки малого бизнеса со стороны государства. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) — отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.

Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.

4. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. [8]

 

Рисунок  1 – Кредитование малого и среднего бизнеса по данным

  рейтингового агенства «Эксперт РА» за 2010 год.

 

  Весьма существенными  препятствиями на пути становления  и развития малых предприятий  в России являются нехватка  квалифицированных кадров, отсутствие надлежащей системы материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической деятельности. Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.[9]

 

 

1.2. Малый бизнес – основа современной рыночной экономике.

 

  Степень развития  малого бизнеса и активности  предпринимателей во многом определяет  уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.[22]

  Темпы развития малого бизнеса во многом зависит от того, в какой именно рыночной среде оно функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. Основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается, в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства. Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода в России. [23]

 

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство

1,7

Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, 
газа и воды

0,9

Обрабатывающие производства

8,7

Строительство

9,2

Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранстпортных  средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

66,9

Транспорт и связь

2,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7,3

Другие виды деятельности

2,4

 

100,0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Основные отрасли малого бизнеса в России

  Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества и характерные черты, присущие малому бизнесу:

 а) возможность  более гибких и оперативных  решений. По сравнению с крупными  корпорациями в малом бизнесе  упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости  и создание новых рабочих мест. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

г) выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность  производства в малых предприятиях. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

 ж) инновационный  характер малых предприятий.

Малые предприятия создаются  именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с  изменением конъюнктуры, диверсифицировать  свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, управляют наиболее экономически активные и способные люди. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.[17]

  Согласно экспертным  оценкам, экономика России начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3 млн. фирм.[12]

Сфера торговли остается наиболее привлекательной для малого бизнеса в РФ: здесь работают более трети малых и средних юридических лиц и более половины индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщила журналистам начальник управления статистики предприятий Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Елена Шустова, комментируя предварительные данные сплошного обследования малых и средних предприятий РФ.

По данным Росстата, 38% малых и средних предприятий - юридических лиц в РФ работают в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 21% - в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. На долю строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды приходится по 11%.

При этом 53% индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; по 11% - транспортной деятельностью и операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Почти 7% индивидуальных предпринимателей работают в сельском хозяйстве.

По данным сплошного  наблюдения, на долю малого и среднего бизнеса приходится 23,6% всей выручки  предприятий в экономике, что, по словам Шустовой, может быть сопоставимо с долей в ВВП. В общем объеме инвестиций на долю малых предприятий приходится 8,1%, в общем объеме основных фондов - 4%.

При этом каждый пятый  занятый в экономике РФ работал  в секторе малого и среднего предпринимательства (22% общего количества занятых).

В расчете на 1 тысячу человек населения в среднем по России, по предварительным данным, приходится 12 малых и средних предприятий - юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 году) и 20 индивидуальных предпринимателей.

  Малый бизнес должен  способствовать решению ряда экономических задач: поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; наполнить рынок товарами и услугами; создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности.[5]

 

1.3. Взаимодействие малого бизнеса с отраслями крупной промышленности.      

  Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза. Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

  Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. Для России процессы взаимодействия крупного и малого бизнеса актуальны еще и потому, что в состоянии неустойчивости, в котором находится и крупный, и малый бизнес процессы взаимного перетекания различных видов ресурсов между предприятиями должны приводить к повышению эффективности их использования.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике