Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6
Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6
Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13
Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17
Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его
государственной поддержки……………………..…………..……………………..21
2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21
2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23
2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсач готов.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

 Многие проблемы  и возможности для развития  малого бизнеса лежат в сфере  взаимодействия с крупными предприятиями.  С одной стороны, крупные предприятия  могут оказывать негативное влияние  на малые предприятия через  жесткую, в том числе и недобросовестную конкуренцию, постепенный захват рынков, на которых действуют малые предприятия. С другой стороны, крупные предприятия являются заказчиками для малых предприятий, делегируют им часть своих функций, используя их гибкость, сравнительно небольшую величину накладных расходов.[24]

 Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.[12]

  Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики. Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Эту доводку крупных преобразований призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления. Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития. Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу. Но так, же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.

 В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах. Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом - это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрепления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия; и это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям. [1]

 

 

 

Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость  его государственной поддержки.

 

2.1 Проблемы малого  бизнеса в России

 

В современных  условиях, вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес имеет возможность оперативно начать собственное дело, смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост экономики.

Вместе с  тем, в развитии малого предпринимательства  в России , по мнению специалистов , имеются существенные проблемы; Так по исследованию Власова В.С. имеются следующие проблемы:

Таблица 1 – Основные проблемы развития малого предпринимательства в России

Основные проблемы

1

Кризис

2

Налоги

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения  и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство  банковской системы

9

Политическая  ситуация

10

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

11

Трудности с  арендой, недостаток площадей, офисов

12

Недостаток  информации, культуры, опыта

13

Кадровые проблемы

14

Законодательство

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

Рассмотрим  проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства более подробно:

-организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);

-проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.);

-материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).[11]

Остро стоит  проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малое предпринимательство больше, чем крупный и средний бизнес, подвержено влиянию «теневой экономики». По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются:

-неразвитость и нестабильность законодательств;

-снижение платежеспособности населения;

-жесткое давление налоговой систем;

-недостаток собственных финансовых средств.

Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность получения кредитов. Основными причинами этого являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

Большинство малых  предприятий из-за неустойчивого  финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений  также существенно тормозит развитие малого предпринимательства. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.

Как показало изучение, вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются важным в деятельности государственных и муниципальных органов власти.[4]

 

 

2.2. Государственная поддержка малых предприятий.                     

 

  Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача. Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

   В  настоящее время правительство РФ уделяет много внимания на развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. [2]

  Целью государственной политики в области модернизации структуры экономики, на основе оптимизации, сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, таким образом, является расширение комплексной поддержки малого предпринимательства, которая направлена на снижение рискованности малого бизнеса.

 В соответствии  с Федеральным законом « О  государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • Формирование инфраструктурной поддержки и развития малого предпринимательства;
  • Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификация их продукции, представление государственной статистики и бухгалтерской отчетности;
  • Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.[17]

Формами государственной  поддержки малых предприятий  являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки.[20]

  В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.[3]

  Как показывает  опыт, малое предпринимательство  успешно развивается, если в  регионах страны создана и  функционирует действенная инфраструктура  малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики, в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.[25]

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике