Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6
Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6
Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13
Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17
Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его
государственной поддержки……………………..…………..……………………..21
2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21
2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23
2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы………………………………………………….36
Заключение
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны, малый бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Главным аргументом в пользу приоритетности государственной поддержки малого предпринимательства должна стать эффективность реализуемых мер, именно малый бизнес может оказать на экономику благотворное влияние.
Индивидуальное предприятие является базовой ячейкой рыночной экономики. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая налоги, он служит главной опорой социальной политики государства. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам.
Малый бизнес максимально мобилен, у него нет значительных капиталовложений, которые могут потянуть его на дно. Более того, любой кризис обостряет творческие способности, он заставляет придумывать что-то новое, интересное и максимально экономичное. Поэтому именно в секторе малого и предпринимательства могут появиться идеи, которые окажутся привлекательными для капиталовложений, малый бизнес может сыграть и положительную роль в краткосрочной перспективе, поскольку он отвечает за такие элементарные потребности людей, как еда, одежда и т.д., то есть за то, что людям необходимо вне зависимости от финансового положения. Благодаря своей оперативности он может быстро заполнить пустоты, которые есть на рынке. И как следствие, такой бизнес будет являться одним из привлекательных секторов для банковского кредитования.
Однако уязвимость рыночных позиций малого бизнеса, обусловленная сравнительной слабостью его финансовой базы, требует от государства оказания этому сектору активной и многосторонней поддержки, без чего использование имеющегося у него потенциала становится невозможным.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.
Список используемой литературы
Приложение №1.
«Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой...»
Алексей Херсонцев - Глава департамента госрегулирования Минэкономразвития о снижении барьеров для малого бизнеса.
Нашу борьбу с барьерами можно сравнить с попытками повлиять на погоду. Есть законы, снижающие число препятствий для ведения бизнеса, — это разгон облаков. При этом мы занимаемся и изменением климата — пытаемся продвигать новую культуру отношения государственных служащих к предпринимателям. Определенные успехи уже есть.
Ключевой историей для улучшения госрегулирования в сфере малого бизнеса был ФЗ-294. Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила проведения проверок. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса. Последним в этот перечень мы включили деятельность турагентств. Список и дальше будет расширяться, туда должно попасть все, что не требует получения лицензии.
Недавний закон о лицензировании сильно сократил число бизнесов, для которых требуется получение лицензии. Если в 1990-х лицензированию подлежали тысячи видов деятельности, то в 2009 году — всего 80, сейчас в законе их 49. Лицензия нужна только там, где перед началом бизнеса надо подтвердить, что у вас есть квалифицированные сотрудники и необходимое оборудование. При этом теперь не нужно продлевать ее каждый год или раз в три года — она бессрочная. Но если ты что-то нарушаешь, лицензию после проверки могут приостановить или аннулировать.
Число проверок тоже было ограничено законом. Плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который висит на сайте ведомств. При этом мы оставили возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП. Контролирующие органы поначалу стонали и переживали, а теперь привыкли. По статистике число проверок не сильно уменьшилось, но это не показатель: раньше контролеры ходили не туда, где действительно надо что-то проверить, а туда, где удобнее. Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса. При этом законодательство развивается, в отдельных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан. Вы сами бы не обрадовались, если бы детсады и больницы проверяли раз в три года, — теперь их можно проверять чаще, школы будут инспектировать перед началом учебного года.
Все эти меры можно назвать разгоном облаков. Если бы культура отношения к предпринимателю была иной, возможно, эти меры и не потребовались бы.
Но «погоду» мы также пытаемся менять, например, путем улучшения качества госуслуг. Когда человек обращается в госорган, он исполняет обязанность перед государством. По идее оно с благодарностью должно отмечать каждый приход предпринимателя за госуслугой, но часто человеку, наоборот, указывают на его место.
Получение разрешения на открытие бизнеса и регистрация юрлица — это услуги. У предпринимателя всегда есть выбор: торговать семечками в черную или вступить в отношения с государством. Проще всего было бы разрешить регистрировать бизнес по интернету. Налоговая опасается, что это повлечет за собой создание фирм-однодневок. Но индивидуальный предприниматель однодневкой быть точно не может — так что нужно дать человеку возможность зарегистрироваться онлайн. Инфраструктура для электронных госуслуг практически создана: приняты все законы, есть портал, он уже работает по части услуг. Но важны также стоящие за сайтом бизнес-процессы: как чиновник получит вашу онлайн-заявку и т. д. Эти процессы надо выстраивать. Пока не все ведомства к этому готовы: у некоторых до сих пор все выданные лицензии хранятся в одном файле формата Excel.
После открытия бизнеса
предприниматели также
С октября 2011 года количество бумаг, необходимых предпринимателям, уже сократилось. ФЗ-210 предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Это колоссальный проект, ведь только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 госуслуг. Любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, а теперь не надо туда идти, стоять в очереди и платить деньги.
Сейчас практически во всех регионах создаются центры предоставления госуслуг нового типа, где руководство воспринимает посетителей как клиентов в магазине. В хорошем смысле. Они оформляются как офисы банков с электронной очередью, можно будет у одного специалиста получить услуги от разных ведомств. Есть идея создавать специализированные центры одного окна и для малого бизнеса. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать такие центры в Москве. Там можно было бы зарегистрировать фирму, получить консультацию, подать уведомление о начале бизнеса, документы на лицензию, узнать о государственных грантах. Открытие подобных центров — сигнал о глобальных изменениях в отношении государства к своему населению. Фактически речь идет о становлении принципиально новой культуры взаимоотношений чиновника с гражданином. Это уже совсем не те чиновники, которые были пять лет назад и которых все привыкли ругать.
Со сменой правительства наши приоритеты не поменяются. Мы начинали эту работу, когда президентом был Медведев. Путин уже 7 мая подписал указ, согласно которому Россия должна подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го на 20-е место. Для этого еще многое нужно улучшить.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике