Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – является исследование малого бизнеса в условиях рыночной экономики России.
В связи с поставленной целью, основными задачами работы явились:
исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
определение роли и место малого бизнеса в России, выяснение проблемы малого бизнеса, изучение условий и факторов развития;
отличия и преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его основные признаки.…………..……....6
Малый бизнес и его особенности ………………….…………………............6
Малый бизнес – основа современной рыночной экономике…………..…...13
Взаимодействие малого бизнеса с крупной промышленностью……………17
Глава 2. Актуальные проблемы малого бизнеса в России и необходимость его
государственной поддержки……………………..…………..……………………..21
2.1 Проблемы малого бизнеса в России…………………………………………....21
2.2.Государственная поддержка малых предприятий……………………….…....23
2.3.Малый бизнес в Челябинской области…………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….…..34 Список используемой литературы………………………………………………….36
Важным инструментом
государственного содействия
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Одним из стимулирующих факторов в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Правительство России рассмотрело поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, налоги на прибыль, добавленную стоимость, с продаж и на имущество заменены единым налогом. При этом предприниматели будут освобождены от уплаты единого социального налога.[26]
Другим важным
направлением поддержки малого
предпринимательства является
Также делается ставка на развитие системы региональных гарантийных фондов, позволяющих преодолеть кризис недоверия, снижение ликвидности бизнеса, компенсировать увеличенные требования к размеру залога и, возможно, частично заместить кредиты, выдаваемые под залог готовой продукции и без обеспечения.
«…Помимо этого президент поручил главе минэкономразвития Андрею Белоусову проработать возможность сокращения социальных платежей для самозанятых категорий граждан. В следующем году это сделать, правда, не удастся, потому что бюджет уже рассчитан, но в последующие годы, считает Путин, нужно будет принять решение о сокращении. За эту идею выступает и бывший глава "ОПОРЫ России", а ныне руководитель ее попечительского совета Сергей Борисов. По его словам, нынешний размер социальных платежей самозанятого населения негативно влияет на развитие бизнеса. Только в 2015 году такие предприниматели должны будут заплатить 52 тысячи рублей. Хотя размер среднегодового оборота самозанятых граждан, например, Ульяновской области составляет 62 тысячи рублей. Поэтому вмешательство государства, по мнению Борисова, необходимо.
Кроме того, власти рассмотрят вопрос о ситуации с молодыми предпринимателями, которые открыли свое дело, но затем были вынуждены уйти на службу в армию. "Если человек открыл предприятие, а потом уходит на срочную службу, он совершенно очевидно не может заниматься предпринимательской деятельностью", - пришел к выводу Путин, комментируя осуществление социальных платежей с их стороны. Для них такие платежи в будущем могут быть максимально минимизированы.»[19]
Как отмечается
в Послании Президента РФ
В Стратегии
развития страны до 2020 года на
малый бизнес возлагаются
2.3. Малый бизнес в Челябинской области
Малое предпринимательство Челябинской области – динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность в условиях рыночных отношений, оказавшая позитивное влияние на занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами, развитие конкуренции ,формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований и области в целом. Малые предприятия способны сыграть также ведущую роль в развитии инновационной среды. Поэтому развитие и поддержка предпринимательства является одним из приоритетных направлений работы органов власти Челябинской области, стратегической целью которой является создание экономических и организационных общеправовых условий для формирования в регионе благоприятного климата, обеспечивающего эффективный рост бизнеса.[6]
На начало 2010 года на территории Челябинской области осуществляли деятельность 31169 малых предприятий (из них 26969 микропредприятий ) и 101628 индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию).
В 2009 году число малых предприятий увеличилось на 11,5%по сравнению с 2008 годом и в 1,6% раза по сравнению с 2000 годом.
Рисунок 3 – Динамика числа малых предприятий Челябинской области (на конец года; единиц).
Как показало изучение в период с 2000 года по 2009 год в целом, в динамике развития малых предприятий наблюдается положительная тенденция. Вместе с тем, деятельность этого сектора экономики в 2009 году формировалась под влиянием мирового финансового кризиса, в результате чего основные экономические показатели 2009 года были ниже, чем в 2008 году: при росте числа малых предприятий, численности занятых, оборот предприятий (в фактических ценах) снизился на 6,1% , объем инвестиций в основной капитал сократился в 2,5 раза.
На сегодняшний день малый бизнес испытывает острый дефицит четырех самых важных ресурсов для своего развития: административного, инфраструктурного (транспортного и энергетического), финансового, интеллектуального.
Как будет показании
далее в последнее время
С 2009 года в Челябинской области реализуется уже пятая областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 2009-2011 годы. Приоритетными направлениями поддержки и развития предпринимательства в 2009 году являлись: сокращение административных барьеров, снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, имущественная и финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.[15]
Рисунок 4 – Структура отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств малых предприятий в 2009 году.
В структуру отгрузки товаров включено:
- производство
пищевых продуктов, включая
- текстильное и швейное производство (2,3%)
- производство
кожи, изделий из кожи и
- обработка
древесины и производство
- целлюлозно-бумажное
производство; издательская и
- химическое производство (2,4%)
- производство
резиновых и пластмассовых
- производство
прочих неметаллических
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (14,5%)
- производство машин и оборудования (23,0%)
- производство
электрооборудования,
- производство
транспортных средств и оборудо
- прочие обрабатывающие производства (5,9%).
Сегодня почти половина малых предприятий относится к сфере торговли и услуг, между тем, многие из предпринимателей, начинавших свой путь в традиционных для малого бизнеса видах деятельности , готовы применит свою энергию и активность в инновационной сфере. Государственная поддержка малых предприятий в сфере материального производства и содействие их инновационной деятельности является одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти.[14]
Государственная
поддержка малого предпринимательства
в Челябинской области
Настоящий Закон (Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» (в ред. от 24.09.2009 г. № 474-ЗО) на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Устава (Основного Закона) Челябинской области определяет порядок реализации полномочий органов государственной власти Челябинской области в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.
Областные целевые программы могут включать мероприятия, направленные на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Общественная экспертиза проектов областных целевых программ проводится координационными органами в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.
Областные целевые программы разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Финансовое
обеспечение областных целевых
программ осуществляется за счет средств
областного бюджета и иных источников,
предусмотренных законодательст
В настоящее
время в области реализуется
пятая областная целевая програ
Приоритетными направлениями реализации Программы в 2010 году являлись:
-сокращение административных барьеров;
-развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
-снижение налоговой нагрузки;
-имущественная поддержка;
-финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуются - СМСП).
В рамках реализации Федерального закона № 294 заработал «институт» согласования с прокуратурой внеплановых проверок и ежегодных планов контрольных мероприятий, уведомительный порядок о начале осуществления предпринимательской деятельности. На сайте Прокуратуры Челябинской области размещается Сводный ежегодный план проверок субъектов малого и среднего предпринимательства (далее именуются - СМСП) контрольно-надзорными органами.
На снижение административных барьеров нацелено также проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов общественными координационными советами (комиссиями) по вопросам предпринимательства (их количество с начала 2010 года увеличилось с 66 до 82). Такие советы также действуют при Правительстве и Прокуратуре Челябинской области, 11-ти территориальных подразделениях федеральных органов власти. [20]
По поручению
Губернатора Челябинской
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:
Малое предпринимательство - хорошо развитая современная рыночная структура, которая имеет широкие перспективы развития;
Органы власти Челябинской области регулярно принимают к реализации программы дальнейшего развития малого бизнеса в Челябинске;
Органы власти
Челябинской области
Показатель плотности малого предпринимательства в Челябинской области выше общероссийского и составляет 840 на 100 тыс. населения. С 2004 года число занятых в малом бизнесе увеличилось в 1,5 раза и составило 560 тыс. человек. Каждый третий, занятый в экономике житель области, участвует в малом бизнесе;
Таким образом, Челябинская область - весьма развитый экономический регион, который имеет обширные перспективы развития малого и среднего бизнеса в интересах своего социально-экономического развития.[6]
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике