Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание маржинального анализа;
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;
Маржинальный анализ
как один из многочисленных приемов
в поиске резервов повышения экономической
эффективности производства впервые
появился за рубежом, в капиталистических
странах, в которых товаропроизводители
свою предпринимательскую деятельнос
Методика маржинального
В ходе производственно-хозяйственной деятельности эти затраты должны возмещаться за счет выручки от реализации изготовленной продукции. Себестоимость служит основой соизмерения расходов и доходов. Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором увеличения прибыли и рентабельности, роста эффективности производства.
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Продемонстрируем это с помощью сравнительного анализа.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;
- принятия управленческих решений на основе маржинального анализа на предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани».
Предметом исследования – маржинальный анализ сметы прибыли, определение принятия управленческих решений на предприятии, безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность и содержание маржинального анализа
Принятие управленческого решения реализует ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция
решений реализуется через
Каждое управленческое
решение затрагивает
Экономическая сущность управленческих решений проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненным, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании.
Организационная сущность
управленческого решения
Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на людей для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги.
Правовая сущность управленческого решения состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при разработке управленческого решения может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку.
Технологическая сущность управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческих решений.
Важно отметить, что практически во всех случаях для руководителя было бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего отрицательных последствий. Каждое решение должно уравновешивать настолько противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения оно будет хуже оптимального. Каждое решение, затрагивающее все предприятие, будет иметь негативные последствия для каких-то его частей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная тематика всегда актуальна для любой организации вне зависимости от ее финансового состояния и каких-либо других факторов. Управление предприятием осуществляется непрерывно на протяжении всего времени существования организации, а соответственно, сложности выбора из существующих альтернатив и принятия того или иного решения возникают постоянно. Как уже было отмечено, принятие управленческих решений осуществляется на базе маржинального анализа, поэтому рассмотрим данное понятие, основные термины и взаимосвязи, содержащиеся в нем1.
1.2 Понятие и значение маржинального анализа
Маржинальный анализ – это анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений максимально достичь предельной полезности (приращение полезности не единицу затрачиваемы ресурсов)2.
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов.
Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.
Представление информации,
при котором формируется
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
Прежде чем принимать те или иные управленческие решения на базе маржинального анализа, то есть осуществлять альтернативный выбор вариантов решения проблемы на основе наиболее оптимального соотношения трех основных показателей – прибыли, издержек и объема производства, необходимо определить такое их соотношение, при котором предприятие не будет являться убыточным. А затем уже рассматривать варианты, которые позволят сделать его более рентабельным. Это сокращает диапазон возможным вариантом, делая расчеты более рациональными и менее трудоемкими.
1.3 Анализ безубыточности предприятия
Анализ безубыточности предприятия позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации. Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия не приносит не убытков, не прибыли.
Продажа ниже точки безубыточности означают для предприятия убытки, выше точки равновесия – прибыль.
При проведении анализа безубыточности для определения порога рентабельности и его моделирования традиционно используется два метода анализа: метод уравнений и графический.
Для определения координат точки безубыточности с помощью графического метода соблюдается такая последовательность. На координатной плоскости (ось абсцисс - объем продукции в количественном выражении, ось ординат – стоимостное изменение показателей выручки, затрат, прибыли) проводится горизонталь – график прямой, описывающий поведение постоянных затрат, которые по мере наращивания объема продукции не изменяются. График постоянных затрат берет свое начало на вертикальной стоимостной оси на уровне, соответствующем сумме постоянных затрат.
Далее строится график выручки - прямая, начало которой в нулевой точке координат, окончание - в точке, соответствующей координатам: по оси абсцисс - общему количеству продукции; по оси ординат – денежному выражению продаж (Количество продукции * Цена единицы продукции).
График совокупных
затрат представляет собой
Информация о работе Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений