Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание маржинального анализа;
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;

Файлы: 1 файл

Экон. анализ(кур).doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

∆Sобщ=∆Sобщ З1руб.vвп +∆Sобщ Pnобщ=175920,3+18779,8=194700 тыс. руб.

Из расчетов следует, что изменение объема реализованной  продукции и выполненных СМР  в отчетном периоде по сравнению  с плановым на 198780 тыс. руб. привело  к увеличению полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 175920,3 тыс. руб. В свою очередь, увеличившиеся на 0,05 руб. затраты на 1 руб. продукции и выполненных СМР способствовали повышению рассматриваемого показателя на 18779,8 тыс. руб. Таким образом, второй фактор оказал наибольшее влияние на рассматриваемый результирующий показатель.

Теперь, получив информацию о степени влияния изменений  различных показателей на основные элементы маржинального анализа, можно  приступать непосредственно к анализу  порога рентабельности предприятия.

3.3 Анализ безубыточности ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

 

Для проведения анализа  безубыточности возникнет необходимость  в дополнительных данных, представленных в таблице 4.

Таблица 4

Дополнительные  данные для проведения анализа безубыточности

 

Показатель

Плановый период

Отчетный период

Цена 1м2, руб.

24000

27500

Объем реализации (в количественном выражении), м2

 

12008,583

 

17708,582

Себестоимость 1м2, руб.

20622

24978,51

Переменные затраты, тыс. руб.

148584,6

265400,4

Постоянные затраты, тыс. руб.

99056,4

176933,6

Переменные затраты  на 1м2,руб.

12373,2

14987,1


 

 Необходимо сделать некоторые пояснения к представленным показателям. Во-первых, важно отметить, что поскольку рассматриваемая организация является строительной, то в качестве единицы выпускаемой продукции выступает 1м2. Так же предприятие имеет право на производство определенного перечня строительных изделий, однако в качестве дополнительного вида продукции они не выступают, так как предприятие производит эти строительные материалы только для обеспечения собственной потребности в них и на реализацию сторонним фирмам не поставляет. Таким образом, в соответствии с учетной политикой предприятия, эти изделия поставляются между внутренними цехами по трансфертным ценам и отражаются в итоговой себестоимости 1м2. В качестве дополнительного вида продукции они, не принося прибыли по отдельному виду деятельности, учитываться не могут. В итоге, предприятие имеет всего лишь один вид выпускаемой продукции - м2.

В отношении указанной цены за 1м2 необходимо сделать пояснение. Стоимость 1м2 зависит от множества факторов: район застройки, тип планировки, этажность, вид здания (панельный/кирпичный) и так далее. Поэтому указанная цена является средней стоимостью 1м2, выведенной на рассматриваемый период путем проведения маркетинговых исследований.

Так же важно отметить способ формирования постоянных и переменных затрат. Бухгалтерская отчетность не дает возможности проанализировать затраты на производство и реализацию продукции по элементам с целью определения суммы постоянных и переменных затрат. Поэтому величина постоянных и переменных затрат рассчитывалась исходя из стандартного теоретического соотношения 40/60 соответственно. Таким образом:

Sпост.0= Sобщ.0*0,4 = 247641*0,4=99056,4 тыс.руб.

Sперем.0= Sобщ.0*0,6 = 247641*0,6=148584,6 тыс.руб.

Sпост.1= Sобщ.1*0,4 = 486986*0,4=176933,6 тыс.руб.

Sперем.1= Sобщ.1*0,6 = 486986*0,6=265400,4 тыс.руб.

Исходя из этого, переменные затраты на 1м2 равны:

Sперем.0 1м2 = Sперем.0/Pn0q=148584,6/12008,583=12373,2 тыс. руб.

Sперем.1 1м2 = Sперем.1/Pn1q=265400,4/17708,582=14987,1 тыс. руб.

Теперь, объяснив происхождение  данных, можно приступать непосредственно  к маржинальному анализу.

Анализ безубыточности начинается с расчета маржинальной прибыли предприятия. Маржа покрытия (маржинальная прибыль) представляет собой  разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и  переменными затратами, приходящимися  на реализованную продукцию:

Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

Таким образом, на рассматриваемом  предприятии маржа покрытия рассчитывается следующим образом:

МП=486986-265400,4=176933,6+44652=221585,6 тыс. руб.

Маржинальная прибыль достаточно велика. Это говорит о том, что предприятие способно покрыть постоянные затраты и получить положительный результат реализации производственной деятельности.

Так же важно проанализировать маржу покрытия на единицу продукции:

МП ед. =pi - bi=27500-14987,106=12512,894 руб.

Предприятие имеет только один вид производимой продукции - 1м2 – и каждая дополнительная единица товара приносит организации 12512,894 руб. маржинальной прибыли, являющейся источником генерирования прибыли.

Далее на основе рассчитанного маржинального дохода определим аналитическим способом критический объем продаж в количественном

176933,6*1000/12512,894=14,2 тыс.м2

и стоимостном выражении:

176933,6*1000/1-265400,4/486986=388865,05 тыс.руб.

Таким образом, объем  реализации продукции и выполненных СМР не может быть меньше 14,2 тыс. м2 или 388865, 05 тыс. руб., в противном случае организация не сможет покрыть своих постоянных издержек и получить прибыль от реализации производственной деятельности.

Для оценки реального  положения предприятия на рассматриваемый период времени используют разницу между общим объемом проданной продукции и ее критическим объемом (в точке безубыточности), что принято называть запасом финансовой прочности (ЗФП). Этот показатель рассчитывается как в стоимостном, так и в количественном выражении, а так же в виде удельного веса:

ЗФПN = Вобщ – Вт.б.= 486986-388865,05=98120,95 тыс. руб.

ЗФПq = Qобщ – Qт.б.= 17708,582-14200=3508,582 м2

dЗФПN = 98120,95/48698=0,2

dЗФПq = 3508,582/17708,582=0,19

Таким образом, можно увидеть, что запас финансовой прочности очень мал и предприятие находится не так далеко от точки безубыточности. То есть у организации при принятии верных управленческих решений есть возможность реализовать свой потенциал и сделать свою производственную деятельность более эффективной и прибыльной, увеличив запас финансовой прочности как в стоимостном, так и в количественном выражении. Есть несколько возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы. Во-первых, изменить положение критического объема производства, снизив его уровень при сохранении фактических финансовых показателей организации. Во-вторых, при сохранении существующего критического уровня объемов производства принять решение об увеличении фактических объемов производства в стоимостном и количественном выражении.

Для того, чтобы иметь  возможность оказывать влияние  на критический объем производства, оставляя его на прежнем уровне или  снижая, необходимо иметь представление  о факторах, на него влияющих. Итак, проанализируем количественное влияние факторов на уровень критического объема производства.

Влияние каждого фактора  на изменение критического объема продукции  в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим (или плановыми показателями) можно определить с помощью метода цепных подстановок следующим образом («отч» - показатели отчетного периода, «пред» - показатели предыдущего периода):

  1. Расчет влияния на qкр изменения постоянных расходов (Sпост):

∆ qкр. Sпост =176933,6-99056,4/2400-12373,2=6,7 тыс.руб.

  1. Расчет влияния на qкр. изменения переменных расходов (Sперем):

∆ qкр. Sперем =176933,6*(7,994-1,002)= 4,42 тыс. руб.

Расчет влияния на qкр. изменения цены (р):

∆ qкр. p =176933,6*(5,678-1,026)= -5,49 тыс. руб.

Далее проверяются расчеты  влияния факторов:

∆ qкр. = ∆ qкр. Sпост + ∆ qкр.Sперем + ∆ qкр.p=6,7+4,42-5,49=5,63 тыс. руб.

Таким образом, исходя из проведенных расчетов можно сделать  вывод о том, что увеличение уровня критического объема реализации продукции  и выполненных СМР происходит в основном за счет постоянных и  переменных затрат. Критический объем производства увеличился на 5, 63 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов:

  1. Изменение величины постоянных затрат способствовало увеличению объема реализации на 6,7 тыс.руб.
  2. Изменение величины переменных затрат способствовало увеличению объема реализации на 4,42 тыс.руб.
  3. Изменение стоимости 1 м2 способствовало снижению объема реализации на 5,49 тыс.руб.

Итак, для изменения  уровня критического объема производства необходимо снизить уровень постоянных и переменных затрат. Из анализа  стало понятно, что уровень постоянных и переменных затрат очень высок, но для большей наглядности необходимо сравнить величину постоянных и переменных затрат с их критической суммой.

Итак, предельный уровень  постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Sпост. кр. = Рn * (р - S’пер.кр.)=17708,582*(27500-14987,106)=221585,609 тыс. руб.

∆= Sпост. кр. - Sпост.= 221585,609-176933,6=44652 тыс. руб.

DSпост = Sпост /Sпост. кр. = 176933,6/221585,609=0,8

Исходя из сделанных расчетов, можно подвести итог о том, уровень постоянных затрат очень высок и приближается к предельному. Запас роста постоянных затрат до критического уровня составляет всего 44652 тыс. руб. Если рассматривать долю постоянных затрат в объеме их критической величины в отчетном периоде, то она равна 80 %, то есть запас роста равен 20%, после чего маржинальный доход не сможет покрывать постоянные затраты и организация будет иметь проблемы с финансовым состоянием.

Теперь рассмотрим критический  уровень переменных затрат на единицу продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат (Sпост), который определяется следующим образом:

S’пер.кр.=27500-176933,6/486986=27499,64 тыс.руб.

∆= S’перем. кр. – S’перем.= 27499,64-14987,1=12512,5 руб.

DSперем = S’перем. / S’перем. кр. = 14987,1/27499,64=0,54

Положение с уровнем  переменных затрат намного лучше, так  как возможность их роста до критического уровня составляет 12512,5 руб., то есть уровень  переменных затрат находится далеко от предельного и имеет запас в случае непредвиденного роста. Обо всем сказанном свидетельствует и доля переменных затрат на единицу продукции в величине переменных затрат на единицу продукции критического уровня, которая составляет 54%.

Однако, негативное влияние  на уровень критического объема реализации продукции и выполненных СМР требует поиска путей сокращения постоянных и переменных затрат. Факторы, влияющие на полную себестоимость продукции, а соответственно на постоянные и переменные затраты, были рассмотрены при проведении факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР. На этой основе в выводах


Информация о работе Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений