Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание маржинального анализа;
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;
Как только порог рентабельности преодолен, график выручки оказывается выше графика совокупных затрат. В этой ситуации постоянные затраты полностью компенсированы продажами, а каждая дополнительно проданная единица продукции несет в себе частицу прибыли при условии, что цена реализации превышает сумму переменных затрат, приходящихся на единицу продукции. Чем дальше от точки безубыточности окажется точка фактических продаж, тем больше прибыли получит предприятие. Графическое отображение порога рентабельности рассматривается на рис. 1.
Рисунок 5. Графическое отображение порога рентабельности*
*Ивашкевич В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия Бухгалтерский учет. - 2007. - с. 96-102
Наряду с графическим методом для определения точки безубыточности используется так же метод уравнений, который отличается большим удобством, поскольку его реализация предполагает ограниченное количество задаваемых начальных параметров: общей величины постоянных затрат, цены за единицу продукции и удельных переменных затрат на единицу продукции. Основа метода уравнений – формализованное описание точки безубыточности и ее моделирование:
Nкр = Sпер.кр. + Sпост ;
Исходя из формул (1), имеем:
qкр
А так же:
Nкр. = qкр. * p,
где Nкр. - выручка от продаж в точке безубыточности;
Sпер.кр. - переменные затраты в точке безубыточности;
S’пер.кр. – удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции;
Sпост - постоянные затраты;
qкр. - объем продукции в точке безубыточности в количественном выражении;
p - цена единицы продукции;
Умножив величину критического объема продукции в количественном выражении на цену, получим выручку от продаж в точке безубыточности (Nкр):
Nкр. = qкр. * p =
где Р’марж - удельная маржинальная прибыль в расчете на единицу продукции;
D Рмарж – доля маржинальной прибыли в выручке (доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции).
Разницу между общим объемом проданной продукции и ее критическим объемом (в точке безубыточности) принято называть запасом финансовой прочности (ЗФП), который рассчитывается как в стоимостном, так и в количественном выражении, а так же в виде удельного веса по отношению к объему продаж (dЗФПN):
ЗФПN = отношение запаса финансовой прочности к общей величине выручки от продаж
ЗФПq = отношение финансовой прочности в количестве единиц продукции к общему объему продаж в количественном выражении6.
Существует несколько методик принятия управленческого решения, которые помогают обосновать аналитические расчеты и сделать результаты более наглядными и понятными.
Рассмотрим одну из таких методик. Если сумму прибыли представить в виде формулы:
П = Рn * (p - S’перем ) - Sпост = Рn * Смп - Sпост,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (Рn), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
Рn1 * Смп 1 - Sпост1 = Рn2 * Смп2 – Sпост2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
Рn1 * S’перем1 + Sпост1 = Рn2 * S’перем2 + Sпост2,
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений7.
Кроме того существует еще одна методика, основанная на построении «Дерева решений». Схему «Дерево решений» используют, когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего или исходов испытаний.
Составляя «дерево» решений, нужно нарисовать «ствол» и «ветви», отображающие структуру проблемы. Располагаются «деревья» слева направо. «Ветви» обозначают возможные альтернативные решения, которые могут быть приняты и возможные исходы, возникающие в результате этих решений. На схеме мы используем два вида «ветвей»: первый - пунктирные линии, соединяющие квадраты возможных решений, второй - сплошные линии, соединяющие кружки возможных исходов.
Квадратные «узлы» обозначают места, где принимается решение, круглые «узлы» - появление исходов. Так как руководитель, принимающий решение, не может влиять на появление исходов, ему остается лишь вычислять вероятность их появления.
Когда все решения и их исходы указаны на «дереве», просчитывается каждый из вариантов, и в конце проставляется его денежный доход.
Все расходы, вызванные решением, проставляются на соответствующей «ветви».
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.)8.
2.2 Обоснование различных вариантов управленческих решений
C помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.
Окончательное решение об увеличении производственной мощности надо принимать с учетом окупаемости инвестиций на строительство дополнительных помещений, приобретение и модернизацию оборудования. Принимают во внимание также возможности сбыта продукции, создание новых рабочих мест, наличие необходимых материальных и трудовых ресурсов и т.д.
Следует учитывать также эффект кривой опыта: по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствованием техники, технологии и организации производства.
Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции вновь созданная стоимость на единицу продукции снижается примерно на 20-30%.
Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений.
Администрация предприятия должна постоянно заботиться о проведении текущих улучшений, способствующих снижению затрат на производство продукции9.
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Таким образом, для начала рассчитывается себестоимость одного изделия, прибыль, безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия при условии работы предприятия на полную производственную мощность, а затем те же показатели рассчитываются для условий в изменившейся ситуации, когда предприятие испытывает недостаток заказов на производство продукции. Затем производится аналитика выполненных расчетов и принимается решение о целесообразности принятия заказа.
Дополнительный заказ
позволяет значительно снизить
себестоимость единицы
Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборудования.
Необходимо определить,
при каком объеме производства выгоднее
применять тот или иной вариант
оборудования. Для этого нужно
найти критический объем
Минимизации затрат и увеличению прибыли содействует оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и так далее. Для решения проблемы «производить или покупать» также может быть использован маржинальный анализ.
Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:
З = р * х,
где р - цена за единицу продукции;
х - требуемое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:
3 = Sпост + S’перем * х.
Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:
Р * х = Sпост + S’перем *х.
Оценивая результаты расчетов, выбираем, соответственно, тот вариант, величина потребности которого будет при этом соотношении больше. Он будет наиболее рациональным и выгодным.
Аналогичным образом можно обосновать выгодность создания собственного парка грузовых автомобилей, собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка, собственных программных продуктов и так далее.
Производить самому или приобретать со стороны - это задача из области стратегических решений, связанная с долгосрочной оптимизацией производственной программы. Это решение сложное и должно быть тщательно продумано и обосновано. Оно должно оцениваться не только с экономической, но и с технологической, качественной, организационной позиции. Нужно при этом учитывать многие условия: степень использования мощности, качество продукции и услуг, создание или сокращение рабочих мест, колебания объемов спроса и так далее.
При наличии свободных производственных мощностей покупка на стороне выгоднее тогда, если совокупные затраты по приобретению ниже, чем переменные затраты собственного производства.
Если собственное производство предполагает расширение производственных мощностей, то открывать его можно только при условии стабильного спроса и роста его в будущем. В противном случае при наступлении спада рыночного спроса мощности становятся избыточными со всеми вытекающими последствиями.
Обоснование варианта технологии производства
Важным источником сокращения затрат и увеличения суммы прибыли является выбор из нескольких альтернативных оптимального варианта технологии производства.
Есть два возможных способа обоснования варианта технологии производства – графический и аналитический.
Наилучший способ графического решения проблемы выбора варианта технологии производства - построение графика зависимости прибыли от объема реализации по каждому варианту. С помощью графика определяется порог рентабельности (безубыточный объем реализации продукции) и максимальная прибыль по каждому варианту.
Если же использовать аналитический способ расчета, для выбора того или иного варианта технологии производства, то руководствуются следующей методикой. Если предположить, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен x единиц, то суммарная прибыль есть суммарная маржа покрытия минус постоянные затраты, а суммарная маржа покрытия - ставка маржи покрытия на единицу продукции, умноженная на x единиц. Отсюда прибыль равна:
П = МП - Sпост = СМмп* x - Sпост.
Приравнивая уравнения, выражающие прибыль, определяем объем реализации, при котором прибыли по обоим вариантам одинаковые. Результатом является значение этого объема реализации. Таким образом, производство продукции по одной из технологий является более выгодным при спросе, не превышающем полученное значение объема продаж, а по другой – если спрос превысит.
Информация о работе Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений