Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание маржинального анализа;
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;
В период с 2006 года по 2007 год так же замечена пропорциональность уровней изменения объемов реализации и полной себестоимости – изменение осуществляется в сторону увеличения затрат на 1 руб. реализуемой продукции и услуг. В 2006 году по сравнению с 2007 годом абсолютное изменение объемов реализации составило 198780 тыс. руб. в сторону увеличения, а абсолютный рост полной себестоимости – 194693 тыс. руб. В данном случае произошло повышение затрат на 1 руб. реализованной продукции в период с 2005 года по 2006 год по сравнению с периодом с 2006 года по 2007 на 0,05 или 5,82%.
Темп роста среднесписочной численности работающих за период с 2005 года по 2006 год составил 83,3%, т.е. за рассматриваемый период количество ППП было сокращено на 110 человек. Причин сокращения численности персонала достаточно много, поэтому необходимо дополнительно рассмотреть показатель выработки 1 работающего, который поможет выявить истинные основания такого мероприятия. Среднегодовая выработка 1 работающего за период с 2005 года по 2007 год увеличилась в 2,49 раза, или на 532,3 тыс. руб. Таким образом, можно предположить, что изначально количество промышленно-производственного персонала (ППП) было избыточным, что мешало нормальному выполнению обязанностей работниками и нарушало нормальный ход производственного процесса, кроме того увеличивая затраты на производство за счет оплаты труда излишним работникам. Поэтому, руководство организации после проведения соответствующих исследований решило произвести оптимизацию численности работников путем перераспределения обязанностей и сокращения ППП.
Сокращение излишнего
персонала позволило
Кроме того, снижение среднесписочной численности работников является одним из способов повышения показателя фондоотдачи, характеризующего эффективность развития организации в целом. Снижение среднесписочной численности работников на 16 человек в период с 2006 года по 2007 год, явилось, на мой взгляд, одним из способствующих факторов абсолютного роста фондоотдачи на 2,25 руб.
Важно отметить стабильный рост фондовооруженности труда 1 работающего за рассматриваемый период на 77,7 тыс. руб., что составляет темп роста в 2,2 раза. Этому способствует как снижение численности работников, так и устойчивый рост среднегодовой стоимости ОПФ, составивший за период с 2005 года по 2007 год 183,2%, а именно 35417 тыс. руб.
Показатель рентабельности
основной деятельности, в целом характеризующий
эффективность организации
Во-первых, сложившиеся на рынке условия высокой конкуренции требуют от предприятия мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, которые могут заключатся во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию фирмы, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль выпускаемой продукции.
Кроме того, будут оправданы
затраты на создание или развитие
уже существующего научно-
Осуществление факторного анализа деятельности предприятия в рамках рассматриваемой темы является необходимым по нескольким причинам.
Во-первых, факторный
анализ позволяет не только увидеть
взаимосвязь различных технико-
Во-вторых, факторный
анализ помогает оценить эффективность
принимаемого управленческого решения,
так как позволяет
В данной работе рассматривается
тематика принятия управленческих решений
на основе маржинального анализа, то
есть на основе взаимосвязи объема
реализованной продукции и
Итак, начнем с факторного анализа полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР, рассматривая факторы, влияющие на данный показатель с использованием метода цепной подстановки. В основе расчета лежит следующая факторная модель:
Sобщ=Чппп*В1раб. *З1руб.vвп,
где Sобщ – полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.;
Чппп – среднесписочная численность ППП, чел.
В1раб. – среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.
З1руб.vвп – затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.
Для того, чтобы облегчить расчеты, составим табличку с данными за отчетный и плановый период по всем показателям (табл.2).
Таблица 2
Данные для
факторного анализа полной себестоимости
реализованной продукции и
Показатель |
План |
Отчет |
Отклонение | |
по ∑ |
в % | |||
Полная себестоимость
реализованной продукции и |
247641 |
442334 |
+194693 |
+78,62 |
Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел. |
564 |
548 |
-16 |
-2,84 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб. |
511,01 |
888,66 |
+377,65 |
+73,91 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, З1руб.vвп, руб. |
0,86 |
0,91 |
+0,05 |
+5,82 |
Sобщ.0=Чппп0*В1раб.0 *З1руб.vвп0= 564*511,01*0,86=+247860,29 тыс. руб.
Sобщ.Чппп =Чппп1*В1раб.0 *З1руб.vвп0= 548*511,01*0,86=+240828,8 тыс. руб.
Sобщ.В1раб. =Чппп1*В1раб.1 *З1руб.vвп0= 548*888,66*0,86=+418807,68 тыс. руб.
SобщЗ1руб.vвп.=Чппп1*В1раб.1 *З1руб.vвп1= 548*888,66*0,91=+443156,97 тыс. руб.
Влияние изменения среднесписочной численности ППП:
∆ Sобщ.Чппп = Sобщ.Чппп - Sобщ.0 = 240828,8-247860,29= -7031,49 тыс. руб.
Влияние изменения среднегодовой выработки 1 работающего:
∆Sобщ.В1раб. = Sобщ.В1раб. - Sобщ.Чппп =418807,68-240828,8=+177378,88 тыс. руб.
Влияние изменения затрат на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР:
∆SобщЗ1руб.vвп.= SобщЗ1руб.vвп. -Sобщ.В1раб.= 443156,97-418807,68=+24349,3 тыс. руб.
Таким образом, общее влияние всех показателей составляет:
∆ Sобщ=Sобщ.Чппп +SобщЗ1руб.vвп +Sобщ.В1раб = -7031,49 + 177378,88 + 24349,3 = 194696,69 тыс. руб., что равно абсолютному отклонению данного показателя.
Таким образом, из расчетов можно сделать вывод о том, что на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в отчетном периоде произошло увеличение полной себестоимости реализованной продукции и выполненных СМР на 194693 тыс. руб. или 78,62%. На это отклонение оказали решающее влияние следующие факторы:
Далее рассмотрим факторы, влияющие еще на один немаловажный показатель, как объем реализованной продукции и выполненных СМР (табл. 3).
Таблица 3
Данные для факторного анализа объема реализованной продукции и выполненных СМР
Показатель |
Расчеты | ||
Среднесписочная численность ППП, Чппп,чел. |
564 |
548 |
548 |
Среднегодовая выработка 1 работающего, В1раб, тыс. руб. |
511,01 |
511,01 |
888,66 |
Pnобщ =Чппп*В1раб. |
288209,64 |
280033,48 |
486985,68 |
Используя способ абсолютных разниц, рассмотрим количественные изменения данного показателя, заключающегося в следующей факторной модели:
Pnобщ=Чппп*В1раб.
∆ PnобщЧппп = PnобщЧппп - Pnобщ0=280033,48-288209,64= - 8176,16 тыс. руб.
∆ PnобщВ1раб.= PnобщВ1раб. - PnобщЧппп =486985,68-280033,48= +206952,2 тыс. руб.
∆ Pnобщ= PnобщВ1раб. + PnобщЧппп = 206952,2- 8176,16=198776,04 тыс. руб., что равно абсолютному отклонению.
Из расчетов можно сделать вывод о том, что на исследуемом предприятии ОАО ПСК «Строитель Астрахани» в отчетном периоде произошло увеличение объема реализованной продукции и выполненных СМР на 198780 тыс. руб. или 69%. На это отклонение оказали решающее влияние следующие факторы:
Последняя факторная модель выявляет зависимость между такими показателями, как полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, объемом реализованной продукции и выполненных СМР и затратами на 1 рубль реализованной продукции и выполненных СМР и выглядит следующим образом:
Sобщ.=Pnобщ*З1руб.vвп
∆Sобщ Pnобщ = ∆ Pnобщ*З1руб.vвп0+∆ Pnобщ*∆ З1руб.vвп= 198780* 0,86+198780*0,05=
=+175920,3 тыс. руб.
∆Sобщ З1руб.vвп = ∆З1руб.vвп *Pnобщ0 +0,5*∆ Pnобщ*∆ З1руб.vвп= 0,05*288206+ 0,5* *198780* 0,05=+18779,8 тыс. руб.
Информация о работе Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений