Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является маржинальный анализ как база принятия управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание маржинального анализа;
- раскрыть понятие и значение маржинального анализа;
- раскрыть анализ безубыточности предприятия;
- методики принятия управленческих решений;
- обоснование различных вариантов управленческих решений;

Файлы: 1 файл

Экон. анализ(кур).doc

— 404.50 Кб (Скачать файл)

Обоснование структуры выпуска продукции

Важным источником резервов увеличения суммы прибыли является оптимизация структуры производства продукции, то есть увеличение доли тех изделий, которые вносят большой вклад в общую маржу покрытия предприятия. Однако нужно иметь ввиду, что руководство предприятия никогда не сведет свою производственную программу только к одному, самому доходному изделию или услуге, чтобы минимизировать вероятность банкротства в связи с изменением конъюнктуры рынка.

Оценку вариантов структуры  продукции можно дать путем сравнения  суммы прибыли по ним. Прибыль  рассчитывается по следующей формуле:


П = Pn * D Рмарж - Sпост,

где Pn - выручка от реализации продукции;

DРмарж - средняя доля маржи покрытия в выручке, которая рассчитывается по формуле:

Дмп = ∑Удi * DРмаржi= Удi * .


Соответственно наиболее выгодным является тот вариант, получаемая прибыль при котором больше.

 Выбор решения с учетом  ограничений на ресурсы

Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения. Примерами ограничений  при принятии решений в бизнесе  могут быть:

  • объем реализации продукции (существуют границы спроса на продукцию);
  • трудовые ресурсы (общее количество или по профессиям);
  • материальные ресурсы (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве);
  • недостаток фонда рабочего времени оборудования и так далее.

Процесс принятия решений  с учетом ограничений предусматривает определение маржинальной прибыли, которую дает каждое изделие на единицу недостающего ресурса. Предпочтение отдается производству тех видов продукции, которые обеспечивают более высокую маржу покрытия на единицу недостающего ресурса.

Обоснование эффективности толлинга

Толлинг - производство продукции  из давальческого сырья, является одной  из форм кооперирования предприятий  и углубления их специализации. Он приносит определенные выгоды, как заказчику, так и изготовителю продукции. Заказчик получает возможность увеличить объем производства и получить дополнительную прибыль, чего он не может сделать из-за недостатка своих производственных мощностей. Изготовитель, напротив, работая на давальческом сырье, более полно использует свои недогруженные мощности и за счет этого добивается снижения себестоимости основной профильной продукции, поскольку часть постоянных затрат переносится на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, в результате чего и у него улучшается финансовый результат. Кроме того, работа на давальческом сырье снижает потребность в кредитных ресурсах на формирование запасов сырья, обеспечивает гарантийный сбыт продукции без дополнительных затрат на рекламу, повышает конкурентоспособность продукции при использовании брендов и современных технологий ведущих Предприятий.

Цена услуги предприятия-переработчика  формируется исходя из плановых затрат по переработке давальческого сырья (зарплаты производственных рабочих, отчислений от зарплаты, налогов и Сборов, включаемых в себестоимость продукции, стоимости потребленной энергии и топлива, услуг вспомогательных производств, амортизации основных средств, части общепроизводственных и общехозяйственных расходов), а также определенной суммы прибыли для обеспечения расширенного воспроизводства. При форсировании цены учитываются также качество услуги и конъектура рынка.

Цена предприятия-давальца складывается из стоимости переработанного  сырья, стоимости услуг предприятия-переработчика, необходимой нормы прибыли, обязательных налоговых платежей. В итоге через механизм цен происходит перераспределение прибыли между производителем продукции и заказчиком, и от того, насколько совершенен этот механизм, зависит эффективность толлинговых операций для обеих сторон. Поэтому предприятия, работающие на давальческом сырье, должны всесторонне оценивать эффективность толлинга, осуществлять постоянный мониторинг прибыли, рынка с целью обеспечения собственного роста.

Для обоснования эффективности  толлинга предприятие-переработчик оценивает  чувствительность к нему себестоимости продукции, прибыли, рентабельности, безубыточного объема продаж, зоны безопасности предприятия10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО  АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО ПСК  «СТРОИТЕЛЬ АСТРАХАНИ»

3.1. Общая характеристика ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

Полное официальное  название – Открытое акционерное  общество производственно – строительная компания «Строитель Астрахани», сокращенное название - ОАО ПСК «СА». Местонахождение – город Астрахань, улица Рыбинская 17.

ОАО ПСК «Строитель Астрахани» имеет уставный капитал на сумму 819,9 тысяч рублей и количество акций 409950 шт. Акции выпущены полностью и полностью оплачены. Номинальная стоимость акций, находящихся в собственности акционерного общества составляет два рубля.

На балансе  общества находится подсобное производство по выпуску керамзитного гравия и  сборного железобетона, данная продукция в общем объеме строительно – монтажных работ (СМР) составляет более 45%. Кроме того на балансе общества находится транспортно – механизированное управление, которое занимается распределением транспортных средств для выполнения строительно – монтажных работ, техническим обслуживанием и выполнением работ по инженерным сетям и благоустройству, а также на балансе находится отдел материально – технического обеспечения и комплектации, занимающийся комплектацией материальными ценностями, изготовлением столярных изделий, сантехнических приборов.

Основной целью ОАО  ПСК «Строитель Астрахани» является получение прибыли. Основными видами деятельности акционерного общества является:

  • заключение генеральных договоров подряда с предприятиями, местными органами власти и гражданами;
  • осуществление посреднической и коммерческой деятельности;
  • проверка и согласование проектно-сметной документации, а также разработка проектно-сметной документации;
  • участие в открытии финансирования по объектам строительства;
  • согласование внутрипостроечных титульных списков;
  • согласование договорных цен на строительно-монтажных работы на объекты строительства;
  • обеспечение предприятия (ПСК) централизованно распределительными ресурсами и через системы оптовой торговли; содействие в их реализации в соответствии с заключенными договорами с учредителями;
  • осуществление через базу производственно-технической комплектации объектов строительства необходимыми материалами, включая изготовление отделочных материалов, погонажных и столярных изделий, конструктивного и теплового гравия, доборных материалов;
  • производство расчетов за выполнение работы с субподрядными организациями по сметным или договорным ценам, согласно заключенным договорам;
  • осуществление эффективной технической политики, определение приоритетного направления научно-технического прогресса и организация финансирования соответствующих исследований, разработок и опытного производства;
  • осуществление ссудной деятельности за счет свободных средств;
  • оказание субарендным предприятиям юридической защиты их прав и законных интересов по выполнению договорных обязательств смежникам и поставщикам. Осуществление единой правовой и юридической работы, направленной на использование правовых норм для укрепления хозяйственного расчета, улучшение экономических показателей работы;
  • рассмотрение хозяйственных споров между хозрасчетными предприятиями и принятие по ним решений;
  • оказание помощи в проведении экономической работы, формирование отношений с бюджетом, проведение экспертизы цен и прейскурантного хозяйства, организация и введение статистической и бухгалтерской отчетности;
  • осуществление проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и открытие в банках расчетных счетов для денежно-расчетных операций с предприятиями;
  • обеспечение сбора, анализа и обобщение передового зарубежного и отечественного опыта, обобщение опыта работы предприятий;
  • осуществление за счет собственных и заемных средств строительства жилья для собственных нужд и коммерческой продажи юридическим и физическим лицам.

Тип структуры ОАО  ПСК «Строитель Астрахани» можно  отнести к линейно-функциональному, так как наблюдается наличие  линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу, а  так же специализированных обслуживающих  функциональных подразделений (рис.2).

Линейные звенья принимают  решения, а функциональные подразделения  информируют и помогают линейному  руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих  решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Линейно-функциональный тип структуры ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

 

Сравнительный анализ технико-экономических  показателей позволит оценить тенденции  развития предприятия и сделать  вывод об общей эффективности  его деятельности и выделить направления его совершенствования. Рассмотрим расчет динамики развития основных показателей результативности деятельности предприятия (табл. 1)

 

 

 

 

Таблица 1

Технико-экономические  показатели ОАО ПСК «Строитель Астрахани»

 

Показатели

2005

2006

2007

Абсолютные изменения (+/-)

Темп роста (%)

2006 от 2005

2007 от 2006

2007 от 2005

2007 к 2005

2006 к 2005

2007 к 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Выручка от реализации продукции и СМР, тыс. руб.

 

234486

 

288206

 

486986

 

53720

 

198780

 

252500

в 2,1 раза

 

123,0

 

169,0

  1. Полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР, тыс. руб.

 

195491

 

247641

 

442334

 

52150

 

194693

 

246843

 

226,3

 

126,7

 

178,62

  1. Затраты на 1 руб. реализованной продукции и выполненных СМР, руб.

 

0,834

 

0,86

 

0,91

 

0,026

 

0,05

 

0,076

 

109,12

 

103,12

 

105,82

  1. Среднесписочная численность ППП, чел.

 

658

 

564

 

548

 

-94

 

-16

 

-110

 

83,3

 

85,7

 

97,16

  1. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб.

 

356,36

 

511,01

 

888,66

 

154,65

 

377,65

 

532,3

 

249,4

 

143,4

 

173,91

  1. Годовой фонд оплаты труда ППП, тыс. руб.

 

53708

 

55693

 

88591

 

1985

 

32898

 

34883

 

164,95

 

103,7

 

159,1

  1. Среднегодовая заработная плата 1 работающего, руб.

 

81623

 

98746

 

161662

 

17123

 

62916

 

80039

 

198,06

 

121

 

163,72

  1. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

 

42570

 

72914

 

77987

 

30344

 

5073

 

35417

 

183,2

 

171,3

 

107

10.Фондоотдача, руб.

5, 51

3,95

6,2

-1,56

2,25

0,69

112,52

71,7

156,96

11.Фондовооруженность  труда 1 работающего, тыс. руб. 

 

64,7

 

129,3

 

142,3

 

64,6

 

13

 

77,6

в 2,2 раза

в 2 раза

 

110,05

12.Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

 

5495

 

28238

 

44610

 

22743

 

16372

 

39115

в 8,2 раза

в 5,2 раза

 

158

13.Прибыль от реализации  продукции и СМР, тыс. руб. 

 

38995

 

40565

 

44652

 

1570

 

4087

 

5657

 

114,5

 

104,03

 

110,1

14.Рентабельность основной  деятельности, %

 

19,95

 

16,4

 

10,87

 

-3,55

 

-5,53

 

-9,08

 

-

 

-

 

-

15.Рентабельность продаж, %

 

16,63

 

14,07

 

9,17

 

-2,56

 

-4,9

 

-7,5

 

-

 

-

 

-


 

Для общей характеристики тенденции развития финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за период с 2005 года по 2007 год необходимо выделить несколько базовых показателей, на основе анализа динамики которых можно будет сделать вывод о степени продуктивности организации. Во-первых, рассмотрим изменения объемов реализованной продукции и выполненных работ. За весь анализируемый период тенденция развития данного показателя была положительной. Важно отметить, что темп роста объемов реализованной продукции и выполненных СМР в период 2006 - 2005 гг. по сравнению с периодом 2007 - 2006 гг. увеличился на 46%. Объективной причиной тому могло стать снижение конкуренции в сфере деятельности предприятия или повышение конкурентоспособности за счет различных факторов, например, качества продукции или более низких цен на продукцию. За счет этого компания приобрела новых клиентов и способствовала повышению уровня спроса на свою продукцию, что вынудило организацию повысить объем производства с целью получения дополнительной прибыли.

Важным показателем  успешности деятельности компании, естественным образом, является прибыль до налогообложения. В рассматриваемом случае наиболее высокий темп роста прибыли наблюдается в период с 2005 года по 2006 год и составляет превышение в 5,2 раза. В дальнейшем предприятию удается сохранить тенденцию роста прибыли до налогообложения, но менее успешно, так как темп прироста данного показателя в период с 2006 года по 2007 год составляет только 158%. Повлиять на такой ход событий могло резкое увеличение затрат на производство продукции, связанное, например, с ростом цен на исходный материал, услуги поставщиков, инфляцией и т.д.

Поэтому следующим этапом данного анализа станет наблюдение динамики развития таких показателей, как полная себестоимость реализованной  продукции и выполненных СМР  и затраты на 1 рубль реализованной  продукции и выполненных СМР. Показатель себестоимости продукции сохранял на протяжении всех трех лет рассматриваемого периода четкую направленность на рост, что оправдано при стабильном росте объемов производства и реализации товаров и услуг. Важно отметить, что рост себестоимости в данном случае должен пропорционально соотносится с ростом объемов производства для сохранения рентабельности основной деятельности и затрат на единицу продукции. В рассматриваемом случае в 2006 году по сравнению с 2005 годом наблюдается абсолютный рост себестоимости на 52150 тыс. руб., а абсолютный рост объемов реализованной продукции и выполненных СМР равен 53720 тыс. руб. Таким образом, затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных работ увеличиваются на 0,026 руб. или 3,12% , что является незначительным увеличением и позволяет достичь более высокого уровня прибыльности организации при увеличившемся объеме производства. Это говорит о пропорциональности изменения взаимосвязанных показателей, что характеризует правильную управленческую политику.

Информация о работе Маржинальный анализ как база принятия управленческих решений