Механизм стимулирования экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

2.
РОЛЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

3.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Тема 27 Сухого.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Интенсификация производства позволяет преодолеть ограничение на экономический рост со стороны факторов предложения, и получить больший объем продукции при тех же объемах вовлекаемых производственных ресурсов. В силу ограниченности природных ресурсов особую актуальность приобретает внедрение ресурсосберегающих технологий, которые также охватывают условия труда и способствуют развитию его творческого характера.

Важной частью повышения эффективности и качества экономического роста является увеличение инвестиций в человеческий фактор. Человеческий фактор представляет собой меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Эта категория включает в себя не только врожденные способности, но также образование и квалификацию человека. Инвестиции в человеческий капитал со временем окупаются, давая отдачу как индивидууму, так и обществу в целом.

В условиях рынка экономический рост сталкивается не только с ограниченными ресурсами, но и со спросом и распределением. После либерализации цен и внешней торговли произошли существенные изменения не только в объеме, но и в структуре совокупного спроса, т.е. увеличился спрос на более качественную импортную продукцию. В этих условиях многие отечественные предприятия впервые столкнулись с проблемой сбыта, неплатежеспособностью и банкротством.

Такие факты потребовали от отечественных предприятий качественной переориентации в производственной и инвестиционной деятельности, в целях получения устойчивого дохода в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры. Проблема не в сбыте того, что освоено производством, а в производстве продукции, пользующейся спросом. На уровне микроэкономики эта переориентация проявилась в концепциях чистого и социально-экономического маркетинга, а в макроэкономике – в концепции инновационного типа экономического роста.[17, с. 201]

Инновационный экономический рост базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Особенность такого типа роста – снятие барьеров, накладываемых факторами спроса и распределения.

Переход к инновационному типу экономического роста, развитие страны началось в середине 70-х годов, а так называемых «новых индустриальных стран» (Южная Корея, Бразилия, Мексика и др.) – в 80-90-е годы.

Таким образом, динамическая эффективность, как одна из важнейших целей роста заключается в максимизации прибыли на долгосрочном временном интервале.

Последствия экономического роста заключаются в повышении жизненного уровня населения. Экономический рост желателен, он дает возможность обществу потреблять больше реального материального продукта и услуг, а также увеличивает объем предоставляемых общественных благ, повышая, таким образом, реальный уровень жизни. Повышение уровня жизни посредством экономического роста находит выражение:

- в увеличении свободного времени. Досуг — одно из жизненных благ. Сегодня этот фактор признается едва ли не основной ценностью собственно человеческого существования  и служит мерилом общественного прогресса. При достижении определенных стандартов благосостояния все больше работающих предпочитает совмещать работу с более длительным отдыхом. В 1960-е гг. в развитых странах началась революция свободного времени, выразившаяся в резком  увеличении его объема в большинстве развитых стран. За последние 100—130 лет страны Запада добились впечатляющих результатов: средний годовой фонд отработанного времени на одного работника за весь период его трудовой жизни Снизился в Великобритании на 50 %, в США, Германии и Франции — на 46—47 %, в Японии — на 36 %;

- росте среднедушевых доходов и снижении дифференциации по доходам. Экономический рост выражается в росте национального дохода на душу населения. Более справедливое распределение доходов в обществе становится весомым психологическим стимулом, обуславливающим участие широких слоев населения в экономической жизни общества. В экономической литературе не так много работ о взаимосвязи экономического роста и распределении доходов. Саймон Кузнец, впервые исследовавший модель роста современных развитых стран, предположил, что на ранних стадиях роста распределение дохода имеет тенденцию к ухудшению, а на более поздних — к улучшению. Графически эта зависимость представлена на рисунке.1.1.

Рисунок 1.1 – Кривая Кузнецова

 

Не существует достоверных эмпирических данных, свидетельствующих в пользу или против этой точки зрения. Однако существует множество косвенных доказательств, говорящих о необходимости снижения степени неравенства по доходам для достижения экономического прогресса;

- улучшении качества и росте разнообразия благ. ВВП является чисто количественным показателем. И его динамика не отражает в полной мере улучшений в качестве продукции и услуг. Качество продукции — способность продукции  выполнять свои функции. Потребитель отдает свои предпочтения той продукции, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам по­требителя, т. е. на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребительских запросов. Однако очевидно, что более высокое качество и разнообразие продукции способствует росту потребительской удовлетворенности. Экономический рост также позволяет более эффективно решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне: проблемы здравоохранения, образования, бедности, безработицы, экологии без снижения уже достигнутого уровня благосостояния. Напомним, что сохранение неизменного уровня безработицы возможно при ежегодном расширении реального объема национального производства на 2,5 %..[11, с. 51]

Таким образом, под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения. Это позволяет рассматривать проблемы роста с позиции жителей страны.

2 РОЛЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТИМУЛИРОВАНИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

 

Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [9, с.13].

В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога разрабатывают систему индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее время посвящено разработке и расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения последних между собой. Чаще всего это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор индикаторов зависит от того, для каких целей и задач он может быть использован. В Беларуси перед разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [14].

Особый интерес вызвали разработанные системы индикаторов, отражающие качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов «проблема – индикатор». Основными проблемами были названы экономический рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:

- душевой доход;

- структура или качество инвестиций;

- производство основных видов продукции;

- развитие малого бизнеса;

- объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

- уровень бедности;

- затраты на природоохранные мероприятия;

- состояние общественного здоровья и др. [14]

Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в 2009 году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2010 году ВВП Республики Беларусь составил более 63 трлн. руб., показав меньший рост по сравнению с 2009 г. – 9,2%. При этом ИПЦ составил 108%, индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 10%. Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Минстата в 2010 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,1 %, что тем не менее, не отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны – замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на росте инвестиций в основной капитал (здесь рост составил 2 процентных пункта – 123% в 2010 г. против 121% в 2009 г.).

Нельзя не признать, что стихийно найденная белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации [10].

Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной – в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь: это, во-первых, выборочное ограничение белорусского экспорта в ЕС и США (нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, черных металлов, продукции деревообработки и строительных материалов), а также импорта из них высокотехнологического оборудования и, во-вторых, фактическое блокирование всех переговоров по вступлению Беларуси в ВТО путем выдвижения заведомо неприемлемых условий.

Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года – 2007-2010 гг. – были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6 % ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48 % или в среднем по 14 % в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства – примерно на треть в 2010 г. по сравнению с 2007 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время [10].

Важно, однако, обратить внимание на нарастание одной весьма характерной тенденции в растущих денежных доходах белорусского населения. Это увеличение удельного веса в совокупных денежных доходах доли оплаты и труда и социальных трансфертов при одновременном падении доходов от предпринимательской деятельности и собственности. В 2009 г. удельный вес оплаты труда наемных работников составлял 46,9 %, социальные трансферты – 18,1 %, доходы от предпринимательской деятельности и собственности – 33,9 %. В 2010 г. эти показатели выглядели уже следующим образом: 55,7 %, 20,9 % и 23,4 %. В 2005 г. – 58,4 %, 21,3 % и 20,3 %. С политэкономической точки зрения это означает, что за счет труда по найму и выплат из бюджетных фондов в 2008 г. было получено 67,4% всех денежных доходов, из независимых источников – 32,6%. В 2009 г. это соотношение составило уже 76,6% и 23,4%. А в 2010 г. разница увеличилась еще больше: 79,7 % и 21,3 %. Т.е. белорусское население стремительно превращается в наемных работников, преимущественно – на госпредприятиях, или же финансируется за счет бюджета. Т.е. примерно 3,7 млн. работоспособных индивидов переходит на содержание государства [10].

До тех пор пока рост уровня внутреннего потребления сохранится, большинство населения будет вполне удовлетворено. Но возможности для роста экономики практически уже исчерпаны. За весь период нахождения Лукашенко у власти белорусская экономика не предложила рынку, прежде всего – внешнему, ни одного значимого нового товара или услуги. Не создано ни одного сколько-нибудь крупного бизнеса: ни государственного, ни частного. Неизбежное в ближайшие годы замедление темпов экономического роста и тем более – вероятного спада, может спровоцировать в Беларуси весьма нецивилизованную смену власти.

Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного кредитно - денежного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В 2010 г. белорусское правительство обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки [2].

Запланированное снижение налоговой нагрузки позволило накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал. За 2009 год правительству удалось немного уменьшить налоговую нагрузку – на 1,6 процентных пункта от ВВП, а также части оборотных налогов. Одной из форм политики государственной поддержки реального сектора является стимулирование сверхнормативного роста производства промышленных предприятий. В 2010 г. льготы по уплате ряда налогов при превышении плана производства получило 61 предприятие. Было также определено 101 предприятие, которые находились под мониторингом со стороны правительства с тем, чтобы эффективно и своевременно решать проблемы, с которым они сами совместно с отраслевыми министерствами справиться не могли [2].

Информация о работе Механизм стимулирования экономического роста