Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
1.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.
РОЛЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
3.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю за денежной массой, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежной политики, сутью которых является обеспечение:
• экономического роста и сведение безработицы к минимуму;
• стабильности цен и контроль над инфляцией;
• устойчивости национальной валюты и платежного баланса при росте его
составляющих.
Таким образом, основополагающая цель денежной политики - помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цеп. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. Поэтому эти цели реализуются денежно-кредитной политикой в совокупности с бюджетно-налоговой, валютной, внешнеторговой, структурной, инвестиционной, социальной и другими видами политики. Задача достижения долгосрочных целей усложняется, так как она является прерогативой не одного Национального банка, а и Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Комитета цен при Минэкономики, МИДа, министерств реального сектора экономики.
Начнем с наиболее общих положений, из которых необходимо исходить при разработке (или ретроспективной оценке) денежной политики.
Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского
государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси.
Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к шоковым потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-ком-мунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно- кредитная и валютная политика, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, ценообразования и налогово-бюджетная политика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ), или модели Манделла-Флемин-га. МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики.
Не вдаваясь в подробное изложение теоретических основ модели МОЭ, отметим, что ее главные выводы сводятся к следующему:
1) динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок (r'- r, рис. 2.1). Поэтому все множество возможных состояний МОЭ можно отобразить линией а (рис. 2.1);
r’ - внутренняя ставка процента;
r - мировая ставка процента;
(d - темп девальвации национальной валюты
Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r' = r, курс национальной валюты стабилен); линия а -множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 / > г, валютный курс растет, справа - r'< r, валютный курс снижается).
2) при заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. I)4.
Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно «автоматически» приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-Флеминга, заключается в том, что в условиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.
Важно учесть и другую группу установок, которые относятся к «внутренним» и более частным функциям и аспектам политики Национального банка.
Во-первых, денежная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности (т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного
предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать
умеренными темпами, а процентные ставки но операциям в национальной валюте обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.
Во-вторых, следует обеспечить падежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки.
В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 2010-2015 гг.
При разработке Концепции авторы ставили на 2012 г. следующие задачи:
• обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу;
• создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения;
• обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста.
Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики «валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:
• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;
• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу;
• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке (заложенный
в проекте бюджета на 2011 год дефицит в размере 344, 7 млрд. рублей продолжит провоцирование инфляции);
• резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).
Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного
регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.
В 2010 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно-кредитною и валютного регулирования, к которым относятся:
• проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей
осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета;
• достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении;
• ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому» валютному курсу, достижение «прозрачности» валютного рынка;
• наращивание золотовалютных резервов государства;
• совершенствование системы регулирования ликвидности банков, а также развитие платежной системы, освоение передовых банковских технологий и
повышение надежности банков.
По данным на 1 июля 2006 года, объём банковских вкладов составлял 6 трлн. 870,8 млрд. белорусских рублей (704,7 тыс. рублей или 328,7 доллара на человека). По данным на 1 июля 2005, на одного жителя приходилось 490,1 тыс. рублей, что было эквивалентно 228 долларам.
За 2007 год вклады населения в белорусских рублях и валюте в белорусских банках увеличились на 35,2 %, составив суммарно более $4,9 млрд. Депозиты в национальной валюте возросли за год на Br1,45 трлн. достигнув Br6,8 трлн., а в иностранной — на $600,3 млн., достигнув $1,76 млрд.[51] Таким образом, на 1 января 2008 на одного жителя страны приходится $503 банковских вкладов.
По данным Нацбанка Белоруссии, объём привлечённых денежных средств населения в банковских вкладах, облигациях и сберегательных сертификатах на 1 апреля 2007 года составил 8,3 трлн. белорусских рублей. Таким образом, в среднем на одного жителя Белоруссии на тот момент приходилось 854 тыс. рублей (400 долларов).
9 ноября 2008 года в эфире белорусской телекомпании СТВ была озвучена официальная информация о том, что в пересчёте на каждого жителя республики в банках привлечено средств уже на сумму не менее 650 долларов в эквиваленте.
Приведённые данные свидетельствуют, в целом, о доверии граждан Белоруссии к отечественной банковской системе.
На начало 2010 года около 70 % белорусских семей имеют вклады в белорусских банках. С 20 апреля 2011 года ставка рефинансирования была установлена на уровне 13 % годовых.
Обсуждение вопроса о получении суверенного кредитного рейтинга ведётся руководством Нацбанка и правительством с 2001 года. Рейтинговым консультантом был выбран голландский банк ABN Amro. 21 августа 2007 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's объявило о присвоении Белоруссии суверенного кредитного рейтинга «B+» по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте, рейтинга «BB» по долгосрочным обязательствам в национальной валюте и краткосрочных суверенных кредитных рейтингов «B». Прогноз по всем рейтингам стабильный.
Информация о работе Механизм стимулирования экономического роста