Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 17:47, курсовая работа
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ
1.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.
РОЛЬ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
3.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В области налоговой системы и политики доходов совершенствование должно проводиться за счет:
1) сокращения малоэффективных налогов и сборов;
2) оптимизация методов их расчета;
3) уменьшения времени на учет показателей для расчета налогов;
4) сокращение количества налоговых льгот;
5) совершенствования и сокращения административных процедур в налогообложении, в том числе отмены излишних документов.
Налоговая система Беларуси должна формировать комфортные условия для внешнего и внутреннего инвестирования. В этой связи необходимо проработать вопросы отмены сохранившихся на местном уровне мелких налогов и сборов.
Главной задачей в области совершенствования бюджетного процесса является повышение эффективности бюджетных расходов.
1) Усиление контроля со стороны Минфина за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах.
2) Исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств.
3) Проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития.
4) Обеспечение своевременного возврата в республиканский бюджет выданных займов и ссуд.
5) Эффективное управление государственным долгом.
6) Привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприятий [9, с 6-7].
Таким образом, становление бюджетных отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.
На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется со значительным профицитом, что в полной мере позволяло выполнять различные государственные программы, оказывать значительную поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигалось довольно значительным налоговым бременем, что определенно служило сдерживающим фактором для развития национальной экономики. Исполнение бюджета в 2009 году с профицитом было достигнуто во многом за счет сокращения государственных расходов, что не могло не отразиться на доходах как предприятий, так и населения.
В 2010 году бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.
Таким образом, фискальная политика РБ определяется, прежде всего, своей социальной направленностью. Это говорит о том, что в Беларуси большая часть бюджетных средств идет на финансирование социальной сферы: пособия, льготы, различные социальные программы и т.д. Это снимает социальную напряженность в обществе и несколько выравнивает доходы. Однако глядя на доходную часть бюджета, было выявлено несколько проблем. Прежде всего, это касается налоговой сферы. В Беларуси одна из самых сложных систем налогообложения в мире. И хотя она реформируется в данное время, система остается сложной и сегодня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таки образом, в результате написания курсовой работы, можно сделать следующие выводы. В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.
Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.
Среди основных функций государства, которое оно вынуждено выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.
Система индикаторов оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет оценить прогресс не только с количественной, но и с качественной стороны. Более 80 индикаторов разделены на три группы, основными из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации, размер антропогенной нагрузки на окружающую среду, численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья.
На фоне исключительно благоприятных внешних условий, в частности дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной – в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества. Если министры в своих отчетах оперируют лишь поверхностными показателями, то более глубокий анализ указывает на слабую основу экономического роста в стране с позиций долгосрочного планирования.
Государство регулирует экономический рост преимущественно методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О некоторых вопросах государственной градостроительной политики. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 19 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА). 2007. № 15, 1/8258.
2. О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций. Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 2006 г. № 27//НРПА. 2006. № 9, 1/7164.
3. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182//НРПА. 2006. № 53, 1/7392.
4. О мерах по финансовому оздоровлению убыточных акционерных обществ. Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 538//НРПА. 2006. № 143, 1/7879.
5. О бюджете Республики Беларусь на 2007 г. Закон Республики Беларусь//НРПА. 2007. № 3, 2/1288.
6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006.
7. Бурак П. Словакия: притяжение капитала// Журнал «Директор». - №9. – 2009. – с. 40-41
8. Бурак П. Чехия: рост после стагнации// Журнал «Директор». - №8. – 2005. – с. 48-50
9. Кобяков, А.С. Задачи сложные, но реальные // Финансы, учет, аудит –2010. - № 3. – с. 6-7
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. – 16-е изд./ пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940 с.
11. Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.
12. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А. Неверов. – Минск:БГЭУ, 2009. – 179 с.
13. Об итогах исполнения бюджета за 2010 год и задачах на 2011 год (доклад министра финансов Республики Беларусь А.М. Харковца) // Финансы, учет, аудит. – 2010 - №2 – С. 3-17
14. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год: Указ президента Республики Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2009 г. - № 1/10732
15. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450 -3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2008 г. - №2/1546
16. Рыбинская, О.И. Влияние налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятий // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2008. - №6. - с.29.
17. Современная экономика: Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 416 с.
18. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. – Мн. : БГЭУ, 2008 – 289 с.
19. Харковец, А.М. Основные подходы к формированию нового бюджета // Финансы, учет, аудит. – 2009 - № 6 – С. 7-9
20. Шинкевич, Н.Н. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост Республики Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2010. - №4. - с. 74.
21. http://minfin.gov.by/rmenu/
Информация о работе Механизм стимулирования экономического роста