Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучить местные бюджеты как важнейшую составляющую местных финансов.
Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- проанализированы понятие, назначение и роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотрены бюджетные полномочия местных органов власти. Бюджет является базовой, основной составляющей местных финансов. От реализации бюджетных прав зависит состояние и развитие всей системы местных финансов. Основными бюджетными правами являются: право на бюджет, на доходы, расходы, заимствования и на установление и видение налогов.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие, назначение и роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации 4
2. Особенности организации местного бюджета 12
2.1. Доходная часть местных бюджетов 12
2.2. Бюджетные расходы 25
2.3. Право муниципальных образований на заимствования 32

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Иркутский государственный  университет путей сообщения

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра финансов и антикризисного регулирования

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С  О В  А Я      Р А  Б О Т А

 

по дисциплине "Теория финансов "

 

 

Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

 

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Органы местного самоуправления независимо от уровня самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы. Для осуществления функций местного самоуправления, эффективной реализации своих властных полномочий, органы местного самоуправления должны полнее использовать финансовые ресурсы.  С одной стороны, использование всех указанных средств обеспечивает органам местного самоуправления осуществление их компетенции в полной мере, с другой стороны обеспечивается система прямых и обратных связей при выполнении всех стоящих переел государством задач, только в больших масштабах и более сложных взаимосвязях1.

В демократическом государстве одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, которые охватывают местные бюджеты, используемые для удовлетворения местных потребностей. Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Местные финансы являются составной частью финансовой системы  России, формируя самый нижний ее уровень  и их значение для всей страны в  целом трудно переоценить. Экономическое и финансовое благополучие всей России зависит от благополучия каждого отдельного муниципального образования. Поэтому создание необходимых нормативных, экономических и финансовых условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития РФ и ее регионов2.

Основной целью курсовой работы является изучить местные бюджеты как важнейшую составляющую местных финансов.

Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- проанализированы  понятие, назначение и роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации;

- рассмотрены бюджетные  полномочия местных органов власти. Бюджет является базовой, основной составляющей местных финансов. От реализации бюджетных прав зависит состояние и развитие всей системы местных финансов. Основными бюджетными правами являются: право на бюджет, на доходы, расходы, заимствования и на установление и видение налогов.

При написании курсовой работы были использованы Конституция РФ, Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, также труды ученых посвященных проблеме местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, назначение и роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации

По материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

По плановой форме  бюджет – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов3.

В Бюджетном кодексе  РФ в трактовке понятия «бюджет» превалирует правовой аспект.

Ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ4 содержит следующее определение бюджета: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». При этом, правовой формой федерального бюджета является федеральный закон, бюджета субъекта Российской Федерации – закон субъекта Российской Федерации, местного бюджета – правовой акт представительного органа.

Помимо понятия бюджета  ст. 6 Бюджетного кодекса РФ содержит определение консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированные бюджеты составляются для расчетов и анализа.

Бюджетные отношения  многогранны, поскольку опосредуют распределение денежных средств  между секторами экономики, отраслями  народного хозяйства, территориями страны и имеют различные организационно-правовые формы проявления: федеральный бюджет, областной, городской, сельский и другие5.

Бюджет является основным финансовым планом государства, что  предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России6.

Бюджет отражает размеры  необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую  политику в стране. Характер налоговой  политики определяет виды и объемы доходов бюджета7.

Бюджетное законодательство, в том числе Бюджетный кодекс РФ, упрощенно подходят к определению понятия бюджета. Бюджетный кодекс определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом определении не показано, о каком фонде денежных средств идет речь, неясна форма выражения волеизъявления органов, а поэтому данная дефиниция подходит к определению любого фонда денежных средств территории. Местный бюджет представлен в законе как форма образования и расходования фонда денежных средств муниципального образования, но что такое форма, закон умалчивает. Речь должна идти о форме, закрепленной в законодательном или ином нормативном порядке, поэтому определение требует серьезных уточнений. Схожие определения понятия местного бюджета установлены на региональном уровне8.

Термин «местный бюджет» имеет несколько значений и должен пониматься с различных  точек зрения. Местный бюджет представляет собой и форму образования и расходования финансовых средств муниципального образования, и его финансовый план, и нормативный правовой акт органов местного самоуправления.

В материальном понимании местный бюджет является основным фондом муниципального образования, который по отношению к другим фондам по удельному весу своих доходов, по характеру мобилизованных денежных средств является ведущим, определяющим. Этот фонд централизован на общие нужды местного значения, т.е. именно из него финансируются все основные расходы.

Местный бюджет – это особый юридический документ, в котором закрепляются все планируемые  на очередной финансовый год денежные доходы и расходы муниципального образования. Он имеет установленную  законом структуру. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением местного бюджета осуществляются с соблюдением особой процедуры.

Таким образом, местный бюджет для многих российских муниципальных образований есть основной финансовый план (финансово-плановый документ) муниципального образования, утверждаемый представительным органом местного самоуправления в форме решения и представляющий собой роспись доходов и расходов и элементов несбалансированности основного централизованного фонда денежных средств, мобилизованного и используемого на общие нужды местного значения. В целях искоренения упрощенного и неясного до конца определения понятия бюджета предлагается данное определение закрепить в Бюджетном кодексе РФ9.

С точки зрения экономической теории местный бюджет рассматривается как «совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти»10. Здесь местный бюджет рассматривается как составная часть механизма перераспределения национального дохода страны в рамках локальной территории. Местный бюджет позволяет планировать на тактическом уровне деятельность органов местного самоуправления по решению возложенных на них задач. В связи с этим А.Г. Воронин характеризует местный бюджет как план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов11. Переход на программно-целевое управление бюджетом и «трехгодичный бюджет» делает местный бюджет инструментом стратегического плана. Интересно, что в качестве отличительных признаков местного бюджета как инструмента экономического регулирования в финансово-экономической системе муниципального образования Н.В. Герасименко выделяет: широкую сферу влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; высокую степень действенности, обусловленную перераспределительной природой данной экономической категории; гибкость, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития12.

Нормальное  функционирование бюджетных механизмов внутригородских территорий городов  федерального значения основано на безупречной и правильной реализации финансово-правовых принципов организации местного самоуправления, особенно принципов, имеющих прямое отношение только к ним13.

Все централизованные фонды  государства образуют бюджетную  систему, которая является трех уровневой.

Понятие бюджетной системы  Российской Федерации закреплено в  ст.6 Бюджетного Кодекса РФ. Бюджетная  система РФ - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной  системы РФ относятся (в соответствии ст. 10 Бюджетного кодекса РФ):

- федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов РФ;

- бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты,  в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений.

Новеллой Бюджетного кодекса РФ явилось включение  с 1 января 2000 г. в состав бюджетной  системы первого и второго уровня бюджетов государственных внебюджетных фондов. Понятие государственного внебюджетного фонда было ранее закрепленное в ст. 13 Бюджетного кодекса РФ14.

Государственные внебюджетные фонды выполняют на практике социальную функцию государства, поскольку  предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Однако следует заметить, что в состав бюджетной системы  входят лишь только бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Средства же внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Государственные внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат15.

Таким образом, на современном  этапе развития нашего государства мы имеем трехуровневую бюджетную систему РФ.

Нужно уделить особое внимание, что все местные бюджеты  находятся на одном третьем уровне. Они подразделяются на подуровни  в связи с тем, что была произведена  реформа муниципальных образований

На ряду с понятием бюджетная система РФ применяется  категория  Бюджетного устройства РФ, которая законодательно не раскрывается, но применяется в Бюджетном кодексе  РФ. Анализ положений Бюджетного кодекса  позволяет сделать вывод, что  бюджетное устройство РФ раскрывает построение бюджетной системы на единых общих началах – принципах.

Бюджетная система  РФ основана на принципах (ст. 28 Бюджетный  кодекс РФ):

- единства бюджетной  системы РФ;

- разграничения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- самостоятельности  бюджетов;

- равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

- полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;

Информация о работе Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации