Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучить местные бюджеты как важнейшую составляющую местных финансов.
Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- проанализированы понятие, назначение и роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотрены бюджетные полномочия местных органов власти. Бюджет является базовой, основной составляющей местных финансов. От реализации бюджетных прав зависит состояние и развитие всей системы местных финансов. Основными бюджетными правами являются: право на бюджет, на доходы, расходы, заимствования и на установление и видение налогов.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие, назначение и роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации 4
2. Особенности организации местного бюджета 12
2.1. Доходная часть местных бюджетов 12
2.2. Бюджетные расходы 25
2.3. Право муниципальных образований на заимствования 32

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Статья 86 Бюджетного кодекса  РФ регулирует правовой статус расходов, осуществляемых из третьего звена бюджетной  системы - местных (муниципальных) бюджетов.

Перечень вопросов местного значения содержится в главе 3 Федерального закона №131-ФЗ О местном самоуправлении. Расходные обязательства муниципальных образований, связанные с осуществлением данных полномочий по решению вопросов местного значения, возникают на основании:

1) принятия муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) заключения от имени  муниципального образования договоров  (соглашений) муниципальными бюджетными  учреждениями.

Возникшие расходные  обязательства муниципального образования  устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета;

3) принятия муниципальных  правовых актов при осуществлении  органами местного самоуправления  переданных им отдельных государственных  полномочий.

Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в форме субвенций из регионального фонда компенсаций (ст. 140 Бюджетный кодекс РФ). Превышение нормативов, исходя из которых были предоставлены соответствующие субвенции, финансируется за счет собственных средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления самостоятельны в определении условий  оплаты труда депутатов, выборных должностных  лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.

Как и на региональном уровне (органы субъектов Российской Федерации), органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять  расходные обязательства, связанные  с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации24. Такое установление расходных обязательств допускается только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Исходя из абзаца второго ч. 1 ст. 53 Федерального закона №131 О местном самоуправлении органы местного самоуправления обязаны вести реестр расходных обязательств муниципальных образований. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) муниципальных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. По своей сути реестр расходных обязательств отражает сферу ответственности органа публичной власти и служит основой для финансовой оценки разграничения полномочий между уровнями публичной власти в РФ.

Бюджетные расходы подлежат бюджетной классификации. В соответствии со ст. 6 и гл. 4 Бюджетного кодекса РФ устанавливается ведомственная структура расходов бюджета, которая представляет собой распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств местного бюджета устанавливается решением представительного органа муниципального образования о бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Пунктом 3 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются единые для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. В частности, выделяются следующие разделы:

1) общегосударственные  вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное  хозяйство;

6) охрана окружающей  среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Расходы местного бюджета  могут осуществляться в форме  бюджетных ассигнований на следующие цели:

– оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе  ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

– социальное обеспечение  населения;

– предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

– предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

– предоставление межбюджетных трансфертов;

– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– исполнение судебных актов  по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.

Общий объем расходов бюджета муниципального образовании  Слюдянский район на 2009 год25 запланирован в сумме 641 861 035,55 рублей (размер дефицита бюджета составляет в сумме 20 613 614,69 рублей).

Основные расходы составляют:

- общегосударственные  вопросы – 74 902 508,13 рублей, в том числе:

- функционирование местных  администраций – 31 648 486,79 рублей;

- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора – 20 636 557,48 рублей;

- другие общегосударственные  вопросы – 14 502 883 рублей и др.;

- национальная экономика  – 9 329 000 рублей;

- жилищно-коммунальное  хозяйство – 21 610 000 рублей;

- образование – 357 734 763,68 рублей, в том числе:

- дошкольное образование  – 120 560 761,68 рублей;

- общее образование  – 215 719 155,15 рублей  и др.

- здравоохранение, физическая  культура и спорт – 98 517 365, 12 рублей;

- социальная политика  – 39 812 261 рублей;

- межбюджетные трансферты  - 15 775 490 рублей.

Таким образом, основные расходы Муниципального образования Слюдянский район составляют связанные с расходами на дошкольное и общее образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Кроме того, в расходной  части местных бюджетов в соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса РФ предусматривается создание резервных фондов местных администраций муниципальных образований. При этом прямо запрещается создание резервных фондов представительных органов муниципальных образований и депутатов этих представительных органов.

Средства резервных  фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами местных администраций муниципальных образований. Особое значение для определения направлений расходования средств из резервного фонда имеет такой фактор, как непредвиденность расходов.

Местная администрация  муниципального образования обязана  ежеквартально информировать представительный орган муниципального образования  о расходовании средств резервного фонда.

 

2.3. Право муниципальных образований на заимствования

Как правило, многие местные бюджеты дефицитны. Под дефицитом бюджета понимается – превышение расходов бюджета над его доходами (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Для борьбы с дефицитом  муниципальные образования прибегают  к муниципальным заимствованиям.

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (п. 7 ст. 103 Бюджетный кодекс РФ). Следует отметить, что муниципальные заимствования могут порождать только внутренний муниципальный долг.

Основными целями осуществления муниципальных заимствований являются финансирование дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств26.

Особо следует отметить, что заимствования муниципальных  образований в иностранной валюте не допускаются, за исключением случая, определенного   п. 2 ст. 104 Бюджетный кодекс РФ: муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов. При этом заимствования в иностранной валюте у Российской Федерации муниципальными образованиями не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования27.

Бюджетное законодательство Российской Федерации устанавливает  требования по предельному объему муниципальных заимствований: их предельный объем в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств местного бюджета.

При осуществлении муниципальных  заимствований разрабатывается  программа муниципальных заимствований  на очередной финансовый год (очередной  финансовый год и плановый период), которая представляет собой перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)28.

Право осуществления  муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

Порядок отражения в  местном бюджете поступлений средств от муниципальных заимствований определяется в ст. 113 Бюджетного кодекса РФ.

Данная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться в четком соответствии с федеральным бюджетным законодательством. Так, ст. 114 Бюджетного кодекса РФ определяется требование о соблюдении предельного объема выпуска муниципальных ценных бумаг, который по номинальной стоимости на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливаются представительным органом муниципального образования в соответствии с верхним пределом муниципального долга, установленным решением о местном бюджете.

Процедура эмиссии муниципальных  ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»29, в котором определено, что эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством РФ и уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. 3 вышеназванного закона муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций  или иных ценных бумаг, относящихся  к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

В отдельных муниципальных  образованиях принимаются собственные  правовые акты, регулирующие порядок  заимствований.

В некоторых случаях  муниципальные образования при  осуществлении заимствований могут претендовать на получение государственных гарантий Российской Федерации.

Информация о работе Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации