Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:52, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучить местные бюджеты как важнейшую составляющую местных финансов.
Для достижения цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- проанализированы понятие, назначение и роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотрены бюджетные полномочия местных органов власти. Бюджет является базовой, основной составляющей местных финансов. От реализации бюджетных прав зависит состояние и развитие всей системы местных финансов. Основными бюджетными правами являются: право на бюджет, на доходы, расходы, заимствования и на установление и видение налогов.
Введение 2
1. Понятие, назначение и роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации 4
2. Особенности организации местного бюджета 12
2.1. Доходная часть местных бюджетов 12
2.2. Бюджетные расходы 25
2.3. Право муниципальных образований на заимствования 32
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от
использования имущества,
- доходы от
продажи имущества (кроме
- доходы от
платных услуг, оказываемых
- средства, полученные
в результате применения мер
гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации,
компенсации, а также средства,
полученные в возмещение вреда,
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
Отнесение сборов к неналоговым доходам привело к тому, что в настоящее время не существует закрытого перечня сборов, которые могут взиматься на территории Российской Федерации, а п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ предусматривается открытый перечень неналоговых доходов.
К доходам от имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса РФ относятся:
- доходы, получаемые в виде арендной
либо иной платы за передачу
в возмездное пользование
- средства, получаемые в виде
процентов по остаткам
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными кредитами;
- доходы в виде прибыли,
- часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
- другие предусмотренные
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»20 в п. 7 ч. 1 указываются такие доходы, как часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов. Необходимо отметить, что в один пункт объединены доходы, определяемые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ как разные виды неналоговых доходов. Доходы в виде части прибыли муниципальных предприятий отнесены к доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (ст. 42 Бюджетного кодекса РФ), а доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются самостоятельным видом неналоговых доходов, поэтому для них установлены различные коды бюджетной классификации.
Собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении созданного им юридического лица.
Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются органами местного самоуправления.
При этом следует отметить, что на практике иногда возникают проблемы с разграничением средств, получаемых в виде арендной платы, и средств в виде прибыли муниципальных унитарных предприятий. Между тем неверное определение характера поступающих доходов может привести к нарушению бюджетного (неправильное применение кода бюджетной классификации, прежде всего) и налогового законодательства.
Что касается отнесения к собственным доходам местных бюджетов части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов, то необходимо отметить следующее: бюджетные учреждения и органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на основе бюджетной сметы, поэтому все операции проводят через лицевые счета21. Соответственно, все доходы указанных лиц (в том числе от оказания платных услуг) подлежат отражению на лицевых счетах, т. е. отражаются на счетах местного бюджета. Кроме того, необходимо отметить, что органы местного самоуправления и бюджетные учреждения оказывают платные услуги в рамках той деятельности, для осуществления которой они созданы. Плата устанавливается в целях компенсации бюджетных расходов на эту деятельность, поэтому в доходах местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ учитывается не часть, а все доходы от оказания платных услуг органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями.
Штраф, являясь денежным взысканием, также выступает одним из источников пополнения доходной части бюджета. Вместе с тем, Федеральный закон №131-ФЗ О местном самоуправлении и Бюджетный кодекс РФ по-разному определяют данный вид собственных доходов местного бюджета. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 55 Федерального закона №131-ФЗ О местном самоуправлении к собственным доходам относятся только штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Статьей 46 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам местных бюджетов отнесены суммы штрафов за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности; за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд поселений, муниципальных районов, городских округов; суммы штрафов, исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, – в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам) и др.
Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Понятие средств самообложения граждан, используемое во многих муниципальных правовых актах (уставах, иных актах, регулирующих порядок самообложения), либо полностью совпадает с определением, данным в ч. 1 ст. 56 Федерального закона №131-ФЗ О местном самоуправлении, либо незначительно от него отличается, что объясняется стремлением органов местного самоуправления не допустить нарушений федерального законодательства.
В соответствии с законом выделяются следующие характерные черты средств самообложения граждан:
1) указанные средства
относятся к собственным
2) их правовое регулирование осуществляется прежде всего Федеральным законом №131-ФЗ О местном самоуправлении, Бюджетным кодексом РФ, муниципальными правовыми актами;
3) средства поступают в местный бюджет;
4) они не являются
регулярными, постоянными
5) мобилизуются только для решения вопросов местного значения (например, для ремонта памятников истории и культуры, находящихся в собственности поселения и т. д.);
6) существует особая процедура их введения (местный референдум (сход граждан).
Проведение самообложения граждан осуществляется в целях привлечения дополнительных средств для решения вопросов местного значения. В правовых актах отдельных муниципальных образований иногда указываются более конкретные цели привлечения средств.
Безвозмездными поступлениями, согласно ч. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, являются безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со ст. 62 Федерального закона №131-ФЗ О местном самоуправлении, и другие безвозмездные поступления, а также добровольные пожертвования.
Добровольные пожертвования регулируются нормами ст. 582 части второй Гражданского кодекса РФ, где пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ пожертвования относятся к безвозмездным поступлениям. Несмотря на то, что добровольные пожертвования выделяются как самостоятельный вид доходов местных бюджетов и Федеральным законом №131-ФЗ О местном самоуправлении, и Бюджетным кодексом РФ, в доходах местных бюджетов пожертвования почти не встречаются. Это связано с добровольным характером таких поступлений. Основным методом формирования доходов бюджетов является метод обязательных платежей (налоги, сборы, штрафы и др.). Кроме того, добровольный характер пожертвований не позволяет их планировать и прогнозировать, поэтому, как правило, они могут быть выявлены только на стадии исполнения местного бюджета.
Так на 2009 год в муниципальном образовании Слюдянский район22 запланирован общий объем доходов в сумме 621 247 420, 86 рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 436 605 042,76 рублей, из них объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в сумме 358 861 150 рублей. Налоговые и неналоговые доходы составляют 181 064 434,6. Из них самые крупные:
- НДФЛ – 111 866 107,19 рублей;
- Единый налог на
вмененный доход для отдельных
видов деятельности – 13 063
- Государственная пошлина
за государственную
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 25 974 155 рублей;
- Доходы от реализации
имущества, находящегося в
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 4 520 261 рублей.
Среди безвозмездных поступлений самыми крупными являются:
- Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 361 605 042, 76 рублей;
- Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований - 38 383 150 рублей;
- Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований – 132 380 000 рублей;
- Прочие безвозмездные
поступления в бюджеты
Таким образом, основными доходами Муниципального образования Слюдянский район являются налог на доходы физических лиц, безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, а также субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
2.2. Бюджетные расходы
Под бюджетными расходами стоит понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Под расходами местных бюджетов следует понимать денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления23.
Расходы между бюджетами разных уровней распределяются с учетом положений Конституции и принятых на ее основе нормативно-правовых актов.
В бюджет конкретного муниципального образования подлежат включению только его определенные расходные обязательства.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дается определение понятия расходные обязательства, где данные расходные обязательства понимаются как обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Информация о работе Местные бюджеты, их виды, назначение, особенности организации