Место и роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности. В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- анализ денежно-кредитных методов регулирования экономики;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- оценка эффективности государственного регулирования экономики РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в регулировании рыночной экономики 5
1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
1.2 Место и общие функции государства в рыночной экономике 13
ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях 17
2.1. Денежно-кредитные методы и инструменты регулирования экономики 17
2.2. Бюджетная политика государства и ее средства 21
ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ 26
3.1. Финансово-кредитный механизм регулирования 26
3.2. Эффективность государственного регулирования экономики РФ 30
3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Место и роль государства в рыночной экономике.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

 

 ГЛАВА  1.Теоретические аспекты места и роли

государства в регулировании рыночной экономики  5

    1. Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
    2. Место и общие функции государства в рыночной экономике   13

 

ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях           17

2.1. Денежно-кредитные  методы и инструменты регулирования  экономики 17

2.2. Бюджетная  политика государства и ее средства     21

 

ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного

регулирования экономики  в РФ      26

3.1. Финансово-кредитный  механизм регулирования     26

3.2. Эффективность государственного  регулирования экономики РФ  30

3.3. Приоритеты развития  и совершенствования государственного 

регулирования рыночной экономики в РФ      38

 

Заключение           43

 

Список использованной литературы      45

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Регулирование экономики  осуществлялось и осуществляется в  настоящее время во всех странах  мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

Переосмысление роли государства к экономике — явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран. Фундаментальный материал для размышлений и оценок на эту тему дает Отчет о мировом развитии, подготовленный сотрудниками Всемирного банка..

В настоящее  время пришло полное понимание того, по существу неоспоримого факта, что рыночный механизм развития экономики не может справиться с множащимися проблемами свободной рыночной системы и что государственное регулирование вовсе не ограничивает свободу этого рынка, а ограничивает его анархию и стихию. Возник своеобразный симбиоз рыночной системы и государства на основе признания факта, что рынок, как и любая хозяйственная система, далеко не идеальный механизм. Весьма остроумно эту мысль высказал У. Черчилль: “Свободная экономика – это плохая, несовершенная экономика. Но все остальные системы еще хуже”1.

Тематика курсовой работы – актуальна, поскольку проблема места и роли государства, а также государственного вмешательства в экономику является основной для любой страны, независимо от того, рыночная ли это экономика, или же распределительная. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Объект  исследования – особенности регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.

Предмет исследования – методы и инструменты регулирования рыночной экономики государством.

Цель  курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.

В соответствии с целью решим следующие задачи:

- рассмотрение  теоретических аспектов государственного  регулирования экономики;

- изучение  функций государства в рыночной  экономике;

- анализ денежно-кредитных  методов регулирования экономики;

- рассмотрение  бюджетной политики;

- исследование  государственного регулирования   экономики РФ;

- оценка эффективности  государственного регулирования   экономики РФ.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, положения Бюджетного, Налогового, Гражданского кодексов РФ; Федеральные законы «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», а также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.

Теоретической базой исследования явились научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов таких, как: Дробозина Л.А., Кудрин А.Л., Сидорович А.В., Борисов Е.Ф., Бабашкина А.М., Кучуков Р.А., Кушлин В.И., Жуков Е.Ф.

В научной  литературе имеется немало периодических публикаций, посвященных отдельным аспектам и проблемам регулирования экономики. Отметим работы следующих авторов: Ивантер А.А., Ясин Е.Г., Печникова А.В., Ястребов В.Н.

 

ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в  регулировании рыночной экономики

 

    1. Необходимость и роль государственного регулирования экономики

 

Государство как субъект экономических отношений — это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности2.

Далеко за рамки нашей  темы выходит вопрос о том, почему и как государство получило возможность определять условия экономической деятельности. Этот фундаментальный вопрос изучается философией, политологией, правом, историей и экономической теорией. Здесь обратим внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, установленные государством условия носят обязательный характер для экономических  агентов. Хотя в праве, как  известно, существуют не только императивные (обязательные), но и диспозитивные нормы, допускающие выбор, — последние лишь расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.

Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности — это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов. В частности, далеко не всегда государство стремится к максимизации дохода от хозяйственной деятельности государственных предприятий и налогообложения.

Известно, что модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испытания на практике в XX столетии. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929-1933 гг. За это время выпуск продукции в промышленности уменьшился на 46%. Безработица охватила 26 млн. человек. Реальные доходы населения снизились на 60%3.

На фоне развалин мирового хозяйства для всех стран стала  очевидна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической политической экономии и новоклассической экономической теории. Стало очевидно, например, что стихийная рыночная экономика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы.

Опровергнутым оказался и тезис о том, что система  рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воздействие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы совокупного спроса и совокупного предложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного механизма цен, то его подорвало господство мезообъединений, развернувших широкую монополизацию рынка4. Выявилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупных величин спроса и предложения.

Наконец, стало очевидно, что макроэкономика неспособна успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление («институциональная ригидность») проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т. д.)5. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Итак, у рыночной системы  довольно много недостатков, которые  острее и негативнее проявляются  с развитием экономики количественно  и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

  1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
  3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;
  4. игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
  5. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);
  6. не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство6;
  7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  8. ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
  9. подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными  и инфляционными процессами.

За решение всех этих вопросов берется государство.

В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью  товарами массового производства и  строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не “справляется” иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему.

  1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь много-гранен и требует таких капитальных вложений, с которыми “справиться” не могут отдельные, даже самые крупные предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над НТП  имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т. д.).
  2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антимонопольным регулированием и антитрестовским законодательством.
  3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы – политические, экономические, законодательные – стабилизировать равновесие или способствовать  восстановлению  равновесия.
  4. Государство только тогда может эффективно вести политику – внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической  мощью, а точнее – собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.
  5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты – негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т. д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может стать на защиту экологического здоровья страны.
  6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т. д.7

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике