Место и роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности. В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- анализ денежно-кредитных методов регулирования экономики;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- оценка эффективности государственного регулирования экономики РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в регулировании рыночной экономики 5
1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
1.2 Место и общие функции государства в рыночной экономике 13
ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях 17
2.1. Денежно-кредитные методы и инструменты регулирования экономики 17
2.2. Бюджетная политика государства и ее средства 21
ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ 26
3.1. Финансово-кредитный механизм регулирования 26
3.2. Эффективность государственного регулирования экономики РФ 30
3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Место и роль государства в рыночной экономике.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Основные показатели денежного обращения показаны в  таблице 3.4.

Таблица 3.4

Основные показатели денежного обращения в РФ, на начало года

Показатель 

2007

2008

2009

2010

Денежная масса M2 (национальное определение), млрд. руб.

8995,8

13272,1

13493,2

15697,7

в том числе:

       

наличные деньги M0

2785,2

3702,2

3794,8

4038,1

безналичные средства

6210,6

9569,9

9698,3

11659,7

Удельный вес наличных денег М0 в общем объеме денежной массы М2, процентов

31,0

27,9

28,1

25,7

Скорость обращения  денежной массы, число оборотов

3,9

3,1

3,0

3,0

Денежная база, млрд. руб.

4122,4

5513,3

5578,7

6467,3


 

Данные таблицы 3.4 показывают довольно динамичный рост денежной массы, так за последние четыре года она выросла на 174,5%. При этом имеет место сокращение удельного веса наличных денег в обращении – с 31% до 25,7%. Также обращает на себя внимание – сокращение обращения денежной массы на начало 2010 г., что расценивается негативно.

Далее, по рассмотрим коэффициент монетизации (насыщение экономики России деньгами) - (см. рис. 3.4).

Рис. 3.4. Динамика коэффициентов монетизации, %

Итак, уровень монетизации  экономики (по денежному агрегату М2) за 2008 год увеличился с 32,2 до 32,8%, однако можно заметить некоторое замедление темпов роста насыщенности экономики деньгами в 2008 г. (рост всего лишь 0,6%). В 2009 году вообще наблюдается сокращение данного показателя на 0,7 п.п.

Важно подчеркнуть, что  по сравнению с большинством экономически развитых стран, коэффициент монетизации в России все еще остается достаточно  низким.

Высокие нормативы обязательных резервов, наблюдаемые с середины 2004 г., во многом инициировали завышение  кредитных ставок коммерческих банков при снижении рентабельности реального  сектора экономики, препятствуя установлению сбалансированности денежного спроса и предложения, а значит, - и экономическому росту нашей страны.

Основной канал воздействия  денежно-кредитной политики на предложение  денег в России – валютный рынок  – не отвечает потребностям нашей экономики и не способствует ее росту, так как приводит к концентрации денежного запаса преимущественно в экспортно-ориентированных отраслях промышленности, рентных регионах, а также в финансовом секторе, которые не способны стать основой долгосрочного роста экономики России.

Бюджетная политика, проводимая в настоящее время в России и подчиненная валютной политике, также несколько угнетает экономический рост в стране. Воспроизводственные функции бюджета свернуты, а государством проводится стратегия финансово-экономической политики, в основе которой лежит ограничение денежного предложения методом снижения бюджетных расходов на внутренние цели, а также стерилизация денежной массы через замораживание бюджетных доходов, превышающих показатели, установленные в законе  о бюджете.

Важно отметить, что в  последние годы властям не удается  выйти на прогнозируемые темпы инфляции. Предполагалось, что в 2006 г. они удержатся  в пределах 8-10%, на деле получилось 11,7%. На 2007 г. прогнозировалось 8,0-8,5%. Фактически же в течение всего года годовые темпы потребительской инфляции колебались в пределах 12,7-13,8%  и лишь в последние месяцы стали постепенно снижаться - до 12,5%  в  августе и  12,3%  в  сентябре29.

Годовой рост инфляции отразим  на рисунке 3.5.

Рис. 3.5. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю пред. года), %

 

Так, данные показывают достаточно высокие темпы роста инфляции, причем неофициальные данные показывают куда более угрожающие цифры в  данной области.

Анализ денежной политики ЦБ приводит к выводу, что она не является самостоятельной, а лишь пассивно следует за меняющимися приоритетами курсовой политики с учетом текущего состояния платежного баланса. Неудивительно, что ЦБ допускает не мотивированные состоянием внутренней хозяйственной конъюнктуры колебания номинальной и реальной денежной массы, негативно сказывающиеся не только на инфляции, но и на динамике промышленного производства и инвестиций.

Таким образом, следует отметить, что  проводимые бюджетная и денежно-кредитная политика не достаточно эффективны, последняя в свою очередь весьма противоречива. Вместе с тем регулирование национальной экономики встало на «нужный лад», на что указывают положительные сдвиги большинства макроэкономических показателей. Проблемы: инфляция, низкая инвестиционная активность, дисбаланс спроса и предложения денег, валютная зависимость и др. – остаются и требуют скорейшего разрешения.

 

3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ

 

По нашему мнению приоритеты в развитии и совершенствовании  государственного регулирования рыночной экономики в РФ, в целом должны быть следующими.

1. Осуществить смену  ориентиров денежно-кредитной политики  Банка России и дополнить цели  его деятельности целью содействия экономическому росту национальной экономики. Одна из целей деятельности Банка России, а соответственно и его денежно-кредитной политики - снижение инфляции, защита и обеспечение устойчивости национальной валюты - является изначально деструктивной по отношению к экономике страны. Следуя этой цели, главный банк страны оставляет за пределами своего внимания самое важное – обеспечение потребности оборота денежной массой в объеме, достаточном для авансирования  экономического роста.

2. Банку России следует проводить экспансионистскую денежно-кредитную политику, способствующую увеличению денежного предложения, снижению ставки кредитного рынка, стимулирующей спрос на деньги, обратной стороной увеличения которого являются оживление деловой активности и экономический рост. Активное использование средств кредитной эмиссии позволит усилить инвестиционные начала денежно-кредитной политики и вывести российскую экономику  на  качественно иной уровень экономического роста. Изъятие ликвидности из российской экономики, проводимое Банком России, выглядит безосновательным, принимая во внимание монетизацию российского ВВП и объемы кредитования реального сектора.

Наращивание денежного  предложения - необходимое условие  поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности.

Особо стоит подчеркнуть, что в отличие от эмитентов  мировых валют кризис в России вызван не избытком денежного предложения  и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала на износ вследствие острого недостатка инвестиций30. Ставка на их привлечение из-за рубежа обернулась бегством собственного капитала и установлением иностранного контроля за значительной частью высокоприбыльных российских активов, ориентацией экономики на экспорт сырья.

Сегодня необходимо сконцентрировать внимание на расширении внутреннего  рынка, структурной перестройке  экономики на основе нового технологического уклада, создании самодостаточной, опирающейся  на внутренние источники денежного предложения инвестиционной системы31.

3. Банку России приступить к более активному рефинансированию банковского сектора. Появление такого источника денежного предложения, как рефинансирование банков, позволит снять проблему возможного отсутствия в среднесрочной перспективе других источников роста денег и обеспечит удовлетворение спроса на деньги в той мере, в какой этого требуют складывающиеся темпы роста экономики. Селективную политику рефинансирования необходимо дополнить государственной политикой создания инвестиционных банков с преобладающим или полным участием государства в их уставных капиталах под жестким контролем общественных институтов за направлениями использования средств этих банков. Расширение инвестиционного кредитования преимущественно через крупные эффективные государственные банки позволит исключить негативные последствия кредитной экспансии.

4. В целях стимулирования  кредитования реального сектора экономики со стороны банковской системы России использовать различные стимулы для банков к активизации кредитования приоритетных с точки зрения экономической политики отраслей экономики, промышленности и регионов. Такими стимулами могли бы стать дифференцированные в зависимости от степени участия конкретного банка в кредитовании реального сектора российской экономики нормативы отчислений в фонд обязательных резервов. При этом, на наш взгляд, было бы целесообразным поощрение в виде снижения норматива отчислений в ФОР предоставлять не определенным банкам в целом, а некоторым их филиалам в зависимости от характера работы последних с населением и предприятиями в регионах.

5. В целях активизации  кредитного процесса российской  банковской системы Банку России предоставлять гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих свои средства на кредитование  приоритетных  с  точки зрения задач государственной экономической политики отраслей экономики, промышленности и регионов. В случае задержек отдачи от проектов отраслей и регионов он мог бы временно пополнять ликвидность таких банков.

6. Для расширения масштабов кредитования реального сектора экономики со стороны банковской системы России необходимо установить административные ограничения на кредит, направляемый в финансовый сектор (на современном этапе — это вложения банков в иностранные активы, достигающие почти половины валового накопления РФ). Монетарные же власти России, интенсифицируя операции по связыванию якобы избыточной рублевой ликвидности, напротив, поощряют российские банки к сокращению операций кредитования, росту вложений в валюту США и Евросоюза.

7. В условиях мирового  финансового кризиса и выделения  средств на поддержку банковской  системы РФ, в первую очередь  важно данными мерами активизировать  и улучшить инвестиционную деятельность  реального сектора экономики.  В данном случае необходимо добиться того, чтобы деньги, которые сегодня выделяются для предотвращения кризисных проявлений, доходили непосредственно до предприятий - реального сектора экономики. Нельзя допустить, чтобы кредиты, которые банки получают под 6 - 10% от денежных властей, затем передавались предприятиям реального сектора под 25 - 30% или еще хуже - конвертировались в зарубежную валюту. В настоящее время, назрела необходимость ввести достаточно жесткий режим контроля за этими кредитами и снижения процентных ставок для предприятий до уровня рентабельности  производственной сферы.

Необходимо создать условия для удержания в реальном секторе экономики как можно большего количества денег.

8. Далее, важно снижать  зависимость российской экономики  от валютных рисков. В данном случае речь идет о переходе в российских экспортных операциях по сырью «на рубли». Понятно, что  «нет смысла брать на себя чужие валютные риски» - следует заботиться о создании своей собственной российской рублевой зоны. Кстати данного мнения придерживаются ряд отечественных авторитетных ученых и правительственных чиновников: Рогов О.Л., Глазьев С.А., Приимкова Е.М.  и др.

Следует обратить внимание, что в совокупности вышеуказанные  меры, конечно, ведут к ремонетизации экономики, причем довольно быстрой. И главная угроза - это инфляция, которая уже имеет серьезную тенденцию к росту. Чтобы предотвратить ее рост, целесообразно ввести стабилизационную паузу - заморозить тарифы на газ, тепло, электроэнергию, железнодорожный транспорт, для того чтобы реальный сектор что называется «мог видеть свет в конце тоннеля».

9. Правительству РФ и Министерству  финансов РФ в дальнейшем проводить политику бюджетного дефицита как условия активного использования бюджетно-налогового механизма в реализации инвестиционной стратегии российского государства.

Технические и организационные  рекомендации государственного регулирования  рыночной экономики в отдельных  аспектах в стране, будут следующие:

1. Восстановить валютный  контроль, запретив вывоз капитала  без разрешения Правительства России. При этом сохранить свободное приобретение иностранной валюты для финансирования текущих операций. Ввести норму, позволяющую задерживать вывоз иностранного спекулятивного капитала на срок до года.

2. Отказаться от административного  планирования количества денежной массы и базы. Перейти на косвенное регулирование денежного предложения посредством регулирования ставки рефинансирования. Вести эмиссию рублей преимущественно на цели рефинансирования коммерческих банков, а также на приобретение золота, ограничив приобретение иностранной валюты задачей поддержания курса рубля на установленном уровне.

3. Снизить ставку рефинансирования  до уровня, соответствующего средней  норме рентабельности обрабатывающей  промышленности. В дальнейшем снижение ставки рефинансирования увязывать с целями повышения экономической активности.

4. Ввести временное  регулирование ставок процента, по кредитам и депозитам, увязанное  со ставкой рефинансирования. Ограничить  предельную величину банковской  маржи  4%.

5. Ввести полное государственное гарантирование банковских вкладов в рублях. Одновременно отменить государственные гарантии на валютные вклады.

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике