Место и роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности. В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- анализ денежно-кредитных методов регулирования экономики;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- оценка эффективности государственного регулирования экономики РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в регулировании рыночной экономики 5
1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
1.2 Место и общие функции государства в рыночной экономике 13
ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях 17
2.1. Денежно-кредитные методы и инструменты регулирования экономики 17
2.2. Бюджетная политика государства и ее средства 21
ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ 26
3.1. Финансово-кредитный механизм регулирования 26
3.2. Эффективность государственного регулирования экономики РФ 30
3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Место и роль государства в рыночной экономике.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное  регулирование как на панацею  от всех социально-экономических проблем  неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства.

Итак, мы выяснили, что вмешательство государство необходимо. Подведем итоги и посмотрим, в каких основных областях требуется государственное вмешательство в рыночное хозяйство, а также каковы  его границы.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров и благ.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов.

Функции, выполняемые  государством по организации денежного  обращения, предоставлению общественных товаров, благ и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка.

Если обратиться к  реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

  1. Перераспределение доходов. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
  2. Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем.
  3. Монополизм и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в проводимой антимонопольной и антиинфляционной политике.
  4. Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.
  5. Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
  6. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные  курсы,  управление  платежными  балансами  и многое другое8.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство  пытается делать больше, чем ему  отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет  рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

С уверенностью можно  сказать, что вмешательство государства  в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики – добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и  рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит  к нежелательным негативным результатам9.

Итак, всякая эйфория  рынка – недопустима, равно как  и тотальное огосударствление хозяйства  в целом. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике – проблема не национальная, а общемировая.

 

    1. Место и общие функции государства в рыночной экономике

 

Функции государства в рыночной экономике довольно явственно разделяются на две составляющие.

Во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Они выражаются в следующем:

- в законодательном  обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление процедур и норм);

- в контроле над  соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушение;

- в принятии и выполнении  принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям  (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов).

Во-вторых, наряду с административно-правовыми  функциями государство выполняет функции собственно экономического субъекта. Это следующие функции:

- воздействие на поведение других экономических субъектов путем регулирования цен, заработной платы, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов, а также путем осуществления денежной эмиссии;

- осуществление непосредственной  хозяйственной деятельности с  целью производства общественных благ или извлечения прибыли (управление госсектором, государственным акционерным капиталом);

- перераспределение финансовых  потоков с помощью налогов,  пошлин, субсидий, дотаций и иных  методов финансирования.

Вполне очевидно, что  содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Ключевая функция государства состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться характер экономики, тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления10.

Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них.

1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области — поддержка права собственности.

2. Организация денежного обращения,

3. Производство так  называемых общественных товаров  и услуг (которые призваны удовлетворять  коллективные потребности). Это,  например, продукция оборонного  назначения, дороги, коммуникации, иная  инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

4. Минимизация трансакционных  издержек. Под трансакционными издержками  понимают издержки эксплуатации экономической системы.

  1. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого и среднего бизнеса.
  2.   Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так называемые внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от тех или иных целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они предназначаются, но и на общество в целом.
  3.    Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты, свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные люди предпочитают быть наемными работниками11.

8. Поддержка оптимального  уровня занятости; минимизация безработицы и издержек от нее.

9. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.

10.Реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.

Ключевое значение здесь, очевидно, имеет вопрос о возможных и рациональных формах государственного регулирования экономики. Профессор Б. А. Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях следующих форм регулирования экономики со стороны государства:

  • непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;
  • налоговое  и  денежно-кредитное регулирование;
  • бюджетное регулирование, т.е. распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;
  • регулирование посредством формирования государственных программ и  государственных заказов;
  • ценовое регулирование;
  • регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда;
  • социальное регулирование (включая государственное социальное страхование);
  • государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды;
  • регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.)12.

Таким образом, прежнее  противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях

 

2.1. Денежно-кредитные  методы и инструменты регулирования  экономики

 

В условиях рынка главным  рычагом экономического воздействия  государства является финансовая политика, составной и основной частью которой являются фискальная (бюджетно-налоговая) и денежно-кредитная политики.

Надо отметить, что  существует стандартный набор методов  финансово-кредитного регулирования  экономики: использование учетной  ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т. д.13 По указанным методам не трудно определить, что их совокупность является инструментарием бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. Поскольку рассмотрению бюджета, его доходов и расходов, а также бюджетной политики посвящен отдельный параграф в настоящей работе, то здесь мы рассмотрим инструменты денежно-кредитной политики регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика - система мероприятий в кредитно-денежной сфере, осуществляемая государством и центральным банком и направленная на достижение определенных социально-экономических и политических целей.

Главная цель денежно-кредитной  политики - регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности14.

Практикой хозяйствования накоплен богатый арсенал методов и средств денежно-кредитного регулирования экономики. Традиционным в современной экономической литературе стало выделение трех основных  инструментов:

1)  учетная ставка;

2)  норма обязательных резервов;

3)  операции Центрального банка на открытом рынке15.

Такой подход, безусловно, не является исчерпывающим. Конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики определяется социально-экономическим положением страны, ее национально-историческими особенностями развития.

Рассмотрим содержание представленных инструментов.

Учетная ставка представляет собой норму процента, взимаемую Центральным банком за предоставление им кредитов коммерческим банкам. Манипулирование этим инструментом носит название учетной политики центрального банка. Нередко в литературе можно встретить и другие названия – политика рефинансирования, дисконтная, залоговая, ломбардная и др. Такое разнообразие связано с техническим различием существующих операций. Так, учетные операции основаны на переучете или покупке Центральным банком с дисконтом векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Залоговые, или ломбардные, операции предполагают предоставление Центробанком ссуд под обеспечение ценных бумаг. Содержательная сторона приведенных определений безусловно отличается, однако по экономическая сущности операции дисконтирования, учета, залога и рефинансирования означают процесс кредитования национальными банками частных и в этом смысле тождественны.

Регулирование уровня и структуры  процентных ставок происходит двумя способами. Первый – посредством прямого установления ставок по кредитам ЦБ, второй – через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.

В рамках денежно-кредитного регулирования  именно уровень процентных ставок является решающим средством для стимулирования или рестрикции объема инвестиций. Устанавливая официально учетную ставку, Центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Поэтому для последних учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. При понижении ставки заинтересованность банков в получении кредитов возрастает, что приводит к увеличению их резервов кредитования экономики и вызывает мультипликативное расширение количества денег в обращении. В свою очередь рост денежного предложения приводит к снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков и как следствие к росту инвестиционной активности в стране. Соответственно увеличение учетной ставки вызывает обратный эффект.

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике