Место и роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности. В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- анализ денежно-кредитных методов регулирования экономики;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- оценка эффективности государственного регулирования экономики РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в регулировании рыночной экономики 5
1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
1.2 Место и общие функции государства в рыночной экономике 13
ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях 17
2.1. Денежно-кредитные методы и инструменты регулирования экономики 17
2.2. Бюджетная политика государства и ее средства 21
ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ 26
3.1. Финансово-кредитный механизм регулирования 26
3.2. Эффективность государственного регулирования экономики РФ 30
3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Место и роль государства в рыночной экономике.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Важным инструментом денежного  регулирования является метод «обязательных резервов». Метод обязательных резервов может использоваться несколькими способами. Наиболее часто применяется способ, при котором банки должны иметь в Центральном банке (резервировать) депозиты, составляющие определенный процент от их депозитов. Второй способ состоит в обязательном резервировании в процентах от общей суммы кредитования. Еще один способ, применявшийся в Великобритании, и называвшийся системой специальных депозитов представлял собой резервирование только для отдельных банковских учреждений по отдельным операциям.

В общем виде, резервные требования выполняют две основные функции. Первая заключается в создании централизованного фонда банковской системы, предназначенного для регулирования деятельности коммерческих банков. Вторая служит инструментом ристриктивных ограничений, накладываемых на деятельность конкретного банка в части депонирования определенной доли его ресурсов в Центральном банке. Посредством изменения нормы обязательных резервных требований Центральные банки поддерживают объем денежной массы и кредита в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Кроме того, можно выделить функции, направленные на укрепление банковской системы в целом. К ним относятся: обеспечение нормального функционирования платежно-расчетного механизма, бесперебойности расчетов с инвесторами, страхование ненадежных займов, снижение рискованности банковских вкладов, минимизация потерь от банкротств.

Следующий важнейший  инструмент денежно-кредитного регулирования  – операции на открытом рынке, заключающиеся в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств. Регулирующая роль этого инструмента состоит в значительных возможностях воздействия на объем денежной массы и состояние резервной позиции банковской системы. Операции на открытом рынке являются одним из мощнейших способов воздействия на экономические отношения, хотя исторически возникли как реакция на необходимость усиления позиций центральных банков16.

Колоссальное влияние динамики курса национальной валюты на экономику ставит проблему валютного регулирования в ранг первостепенных задач деятельности Центрального банка. Валютный курс прямо или опосредованно воздействует на многие макроэкономические явления и процессы – уровень инфляции, инвестиционную активность, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, состояние платежного баланса и др. Валютное регулирование – это система законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью установления соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют, порядка обращения иностранной валюты внутри страны, осуществления международных расчетов и как следствие, влияния на уровень и динамику инфляции.

Таким образом, денежно-кредитная политика является важным инструментом формирования условий хозяйствования и воздействия на экономику.

 

2.2. Бюджетная  политика государства и ее  средства

 

Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный доход, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции — расходы, различные виды доходов, государственные займы17.

Бюджет современного государства представляет собой  сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

По своей структуре  расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Важно подчеркнуть, что  государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение  сил основных групп - носителей различных социально-экономических интересов в стране. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит.

Бюджетная система выполняет  три функции.

Фискальная  функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет во многих странах незначительный процент, например в США – 6,7% всего бюджета)18. Само слово «фискальный» означает «касающийся интересов фиска», т. е. казны; фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики.

Другая функция - это функция экономического регулирования, т. е. использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для осуществления, проведения своей экономической политики.

Третья функция – социальная, которая предполагает использование госбюджета для перераспределения национального дохода.

Итак, осуществляя указанные  функции, государство должно сочетать их с рыночными стимулами предпринимательства, другими словами, бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

Бюджет формируется  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений, однако важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Налоги выполняют следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание относительного социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога: прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов; пропорциональные - единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов; регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов.

Практика показывает, что при  чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60-70-х годах XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - заработная плата и прибыль.

В целом следует подчеркнуть, что налоги, их число (чрезмерная множественность) и размеры ставок, налогооблагаемая база и многое другое являются следствием бюджетной политики государства.

Итак, бюджетно-налоговая  или фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное воспроизводство;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства19.

В зависимости от характера использования  прямых и косвенных методов различают  два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную;

б) политику автоматических стабилизаторов.

Дискреционная (от лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.

Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Таким образом, бюджетная  политика служит ядром экономической  политики, она определяется концепцией социально-экономического развития. Бюджетная политика направлена на поддержание рыночного равновесия, воздействие на уровень экономического и социального развития страны, стимулирование развития приоритетных сфер национальной экономики.

 

ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ

 

3.1. Финансово-кредитный  механизм регулирования

 

Во всех государствах, в частности и в России, через финансовую и кредитную системы реализуется финансовая политика государства.

Рассмотрим современную  финансовую систему России (см. рис. 3.1).










 

 


Рис. 3.1. Современная финансовая система  России


 

Итак, структура финансовой системы России включает: финансовые институты – государственные  и негосударственные, и органы, осуществляющие финансовую деятельность. Государственные финансы представлены бюджетами трех уровней, внебюджетными фондами, государственным кредитом и финансовым рынком.

Кредитная система России состоит из нескольких институциональных  звеньев или ярусов:

- Центральный банк.

- Банковский сектор: коммерческие, сберегательные и ипотечные банки.

- Страховой сектор: страховые  компании; пенсионные фонды.

- Специализированные  небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы  России выступает двухуровневая банковская система, которая включает: 1-й уровень - Центральный банк России, 2-й уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции20.

В результате действия и  реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов, т. е. происходит непрерывный процесс регулирования экономики.

Процесс функционирования финансово-кредитных институтов, а  также воздействия инструментов финансовой политики на систему финансов и реализация финансовой политики с помощью определенных  методов осуществляет регулирование национальной экономики в области финансово-кредитных отношений. Реализуя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную и валютную политику финансово-кредитные институты, инструменты воздействия, методы финансово-кредитного регулирования «запускают и заставляют работать» финансово-кредитный механизм регулирования экономики РФ.

По закону о Центральном  банке РФ (ст. 35) к инструментам денежно-кредитной политики относятся: процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций, валютные интервенции, прямые количественные ограничения, выпуск облигаций Банка России (ОБР). С 1995 г. к ним добавились депозитные операции Банка России, с 2001 г. – валютные свопы21.

Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике