Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности. В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- анализ денежно-кредитных методов регулирования экономики;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- оценка эффективности государственного регулирования экономики РФ.
Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты места и роли государства в регулировании рыночной экономики 5
1.1 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 5
1.2 Место и общие функции государства в рыночной экономике 13
ГЛАВА 2. Анализ экономических механизмов регулирования рыночной экономики государством в современных условиях 17
2.1. Денежно-кредитные методы и инструменты регулирования экономики 17
2.2. Бюджетная политика государства и ее средства 21
ГЛАВА 3. Особенности и роль государственного регулирования экономики в РФ 26
3.1. Финансово-кредитный механизм регулирования 26
3.2. Эффективность государственного регулирования экономики РФ 30
3.3. Приоритеты развития и совершенствования государственного регулирования рыночной экономики в РФ 38
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике обусловлен природой функционирования главным образом современной кредитно-банковской системы, способностью коммерческих банков увеличивать или уменьшать денежную массу путем кредитной эмиссии. Существенным, отличием банка от любого другого кредитно-финансового института является то, что, создавая депозиты и выдавая кредиты, он увеличивает количество денег в экономике, т.е. влияет на объем денежной массы.
Рассмотрим бюджетную
систему России. Бюджетный Кодекс
РФ дает следующее определение бюджетно
Через государственный бюджет РФ перераспределяется до 40 % ВВП22. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Налоговая система России включает налоги трех уровней: федеральные, республиканские и местные, причем каждая из этих групп формирует доходы государственного бюджета соответствующего уровня.
Важно отметить, что с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений23.
Особенность российской налоговой системы - сохранение преобладания в ней выраженной фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам: ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%, до недавнего времени было – 20%; налога на прибыль – 20% а было 24% и еще ранее аж 30%. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками.
Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций.
Достаточно остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель - собираемость налогов, которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он не превышает 70%. А это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну почти на треть меньше налогов, чем они сами обязались внести. Слабый контроль за сбором налогов создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы
Таким образом, денежно-кредитная и бюджетная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Основа государственного регулирования экономики России – это финансово-кредитный механизм. Процесс исполнения бюджета, выполнение им экономических функций и в целом реализация бюджетной политики обеспечивает регулирование национальной экономики. Основным источником дохода бюджетов всех уровней являются налоги, поэтому налоговая система РФ должна стать стабильной, рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.
3.2. Эффективность
Следует отметить, что эффективность либо не эффективность государственного регулирования экономики выражается совокупностью показателей и критериев оценок, однако основные – это макроэкономические показатели и реальный уровень жизни населения.
Ключевой макроэкономический показатель - валовой внутренний продукт (ВВП). Это обобщающий показатель, характеризующий масштабы экономики страны, он представляет собой конечный результат производственной деятельности институциональных единиц - резидентов экономики страны (см. рисунок 3.1).
Данные диаграммы показывают катастрофические (обвальные) показатели в 1998 году, затем экономика начала расти и уже в 2000 году рост составил – 10%. Однако мы видим, что в 2004-2005 гг. наблюдалось некоторое затухание экономического роста. 2006 год показывает результат в 7%. С 2005 года по 2007 гг. наблюдаются высокие темпы роста ВВП, однако с 2008 года имеет место сокращение, а в 2009 году отмечается обвал данного показателя (-7,9 п.п. по отношению к 2008 г.). В 2010 году темп роста ВВП достаточно скромный – 1,4%. Негативные обстоятельства изменения ВВП, впрочем как и других макроэкономических показателей обусловлены мировым финансовым кризисом.
Рис. 3.1. Рост реального ВВП к предыдущему году, %24
Рассмотрим ключевые макроэкономические показатели совместно с ВВП страны (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1
Основные макроэкономические показатели
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Валовой внутренний продукт (ВВП): |
||||
млрд. руб. |
26917,2 |
33247,5 |
41428,6 |
39100,7 |
в процентах к предыдущему году |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,1 |
Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов |
110,4 |
125,1 |
93,0 |
113,9 |
Доходы консолидированного бюджета: |
||||
млрд. руб. |
10626 |
13368 |
16004 |
13600 |
в процентах к валовому
внутреннему |
39,5 |
40,2 |
38,6 |
34,8 |
в процентах к предыдущему году |
в 1,2 р. |
в 1,3 р. |
в 1,2 р. |
85,0 |
Расходы консолидированного бюджета: |
||||
млрд. руб. |
8375 |
11379 |
13992 |
16048 |
в процентах к валовому внутреннему продукту |
31,1 |
34,2 |
33,8 |
41,0 |
в процентах к предыдущему году |
в 1,2 р. |
в 1,4 р. |
в 1,2 р. |
в 1,1 р. |
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета: |
||||
млрд. руб. |
2251 |
1990 |
2012 |
- 2449 |
в процентах к валовому внутреннему |
8,4 |
6,0 |
4,9 |
- 6,3 |
в процентах к предыдущему году |
в 1,3 р. |
88,4 |
в 1,01 р. |
|
Денежная масса М2 (национальное |
8995,8 |
13272,1 |
13493,2 |
15697,7 |
Международные резервы
Российской |
303732 |
478762 |
426281 |
439450 |
Ставка рефинансирования (на конец года), процентов |
11 |
10 |
13 |
8,75 |
Следует отметить, что финансовое положение России полностью изменилось по сравнению с периодом трансформационного кризиса 1991-1998 гг.
Вплоть до 2008 года практически все макроэкономические показатели качественно и в позитивную сторону изменились, а именно: рост ВВП, рост доходов консолидированного бюджета, наличие профицита бюджета, рост международных резервов.
С середины 2008 года и далее ситуация с экономическим положением страны резко ухудшилась и впервые после кризиса 90-х годов Россия имеет дефицит бюджета. Так, в 2009 году дефицит консолидированного бюджета РФ составил (- 2449 млрд. руб.).
Главным фактором успехов 2000-х гг. можно назвать политическую стабильность, консолидацию власти, чего не было в 90-е годы.
Второе - это структурные реформы, начиная с принятия Земельного, Налогового, Бюджетного, Трудового, Жилищного, Таможенного и Градостроительного кодексов, всех ключевых фундаментальных законов, обеспечивающих рынок, а также продолжение процесса приватизации.
В эти годы успешную экономическую политику обеспечили результаты девальвации, которые, конечно, создали более конкурентные условия для нашего промышленного сектора, которые пока что сохраняются. И, конечно, высокие цены на нефть, которые позволили снизить внешний долг страны (см. рис. 3.2).
Рис. 3.2. Динамика изменения государственного внешнего долга,
(млрд. дол. США)25
Так, данные показывают, что государственный внешний долг значительно сократился с 2005 г. по 2008 год. С 2001 года по 2008 год его сокращение составило более 70%, а в абсолютном выражении – 98,3 млрд. дол. США. В 2009 году его снижение составило 7,5%.
В настоящее время в России особую тревогу вызывает быстрый рост всего совокупного национального долга (СНД). В IV квартале 2008-го - I квартале 2009 г. он интенсивно сокращался, а с весны 2009 года рост СНД возобновился (рис. 3.3).
Рис. 3.3. – Государственный и корпоративный долг РФ, в % к ВВП26
Данные диаграммы
Таким образом, кризисные явления, как в мировой экономике, так и в экономике страны усугубили состояние государственного внешнего долга, обусловив его рост. В среднесрочной перспективе следует ожидать рост совокупного национального долга, что не прибавляет оптимизма в прогнозах развития экономики страны.
Рассмотрим инвестиционные вложения в нефинансовые активы в РФ (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Структура инвестиций в нефинансовые активы РФ за 2006-2009 гг.27
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Инвестиции в нефинансовые активы |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||
инвестиции в основной капитал |
98,7 |
98,8 |
98,7 |
98,8 |
инвестиции в нематериальные активы |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
инвестиции в другие нефинансовые активы |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
затраты на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и техно |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Так, среди нефинансовых активов львиную долю занимают реальные инвестиции (в основной капитал) – стабильно более 98%.
Инвестиции в основной капитал показаны в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Инвестиции в основной капитал
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Инвестиции в основной капитал |
||||
в фактически действовавших
ценах, |
4730,0 |
6716,2 |
8781,6 |
7930,3 |
в процентах к предыдущему году |
116,7 |
122,7 |
109,9 |
83,8 |
Данные табл. 3.3 свидетельствуют о регулярном росте инвестиций в основной капитал с 2006 по 2008 год, в 2009 году наблюдается сокращение – на 16,2%.
Далее рассмотрим особенности и результаты денежно-кредитной политики в РФ. Так, денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ совместно с правительством РФ, не способствует восстановлению сбалансированности спроса и предложения денег. На протяжении вот уже 12 лет эта политика является преимущественно рестрикционной28.
Информация о работе Место и роль государства в рыночной экономике