Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «Инфляция» достаточно плотно вошло в сознание российских экономистов, финансистов и предпринимателей. Сейчас уже очень сложно найти в России человека, который хотя бы приблизительно не знал бы, что такое «инфляция» и чем она грозит государству, экономике, предпринимателям и обыкновенным гражданам.
Однако еще сравнительно недавно официальной советской наукой доказывалось, что существование инфляции при социалистическом строе, плановой экономике и государственном распределении произведенных товаров невозможно в принципе. А уж если она и существует, то в самых незначительных и незаметных формах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теория инфляции
1.1 Понятие инфляции. Виды инфляции
1.2 Причины происхождения инфляции и ее последствия
1.3 Теории и мнения
Глава 2. Инфляция на примере России и других стран
2.1 Механизмы и источники инфляции в России
2.2 Расчет показателей инфляции
2.3 Особенности инфляции в России. Явление инфляции на примере других стран. Прогнозы
Глава 3. Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения
3.1 Методы борьбы с инфляцией
3.2 Антиинфляционная политика в России
3.3 Анализ допущенных ошибок, выводы, рекомендации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

виды инфляции - копия.docx

— 274.56 Кб (Скачать файл)

Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения. Перераспределение добавленной стоимости, происходившее в рамках инфляции, определялось преимущественно «силой» сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следующие факторы:

- Соотношение между внутренней  и мировой ценой. Сырьевые отрасли, имеющие благоприятные соотношения  этих цен, получили возможность  экспортировать свою продукцию  по ценам, значительно превышающим  внутренние. Это не только усилило  их переговорные позиции, но и  привело к тому, что до недавнего  времени они нередко вообще  не были заинтересованы в сохранении  покупателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспортные поставки все равно  были выгоднее). Если сырьевые  отрасли имели возможность вывозить  свою продукцию, то производители  потребительских товаров, наоборот, были вынуждены бороться (и не  слишком успешно) с конкуренцией  иностранных фирм на внутреннем  рынке.

- Монопольная структура  российской экономики. Средний размер  промышленного предприятия в  нашей стране в 10 раз выше, чем  в США. Если там средняя численность  работающих на одном предприятии  составляет 80 человек, то в России - 800. Согласно опросу предприятий, проведенному в 1992 году, 2/3 из них  полагали, что могут найти альтернативные  источники максимум для 10 процентов  получаемых ими поставок. При  этом большинство руководителей  считали свое влияние на цены  поставщиков слабым (лишь 4 процента  назвали его значительным и  еще 13 процентов - умеренным). Заметим, что степень монополизации, грубо  характеризуемая размерами предприятий, заметно различалась по отраслям: она была максимальной в отраслях  тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи человек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хозяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснованной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, способствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.

Отметим, что в индустриально развитых странах важнейшее нормализующее влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказывают (особенно в последние десятилетия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные между собой долгосрочными соглашениями. Функции такой организационной системы во многом сходны с ролью, выполнявшейся в СССР аппаратом министерств и ведомств. В настоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпораций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласованной рациональной системы цен. Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколько выпадает на первый взгляд из общей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнительно высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, «локальными монополистами», что позволяет им диктовать цены производителям сельскохозяйственного сырья.

B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 процентов. Социально-экономические последствия инфляции очевидны. Обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные, диктаторские тенденции.

В течение последних лет высокая инфляция оставалась для России экономической проблемой номер один. Вслед за Милтоном Фридманом можно повторить: «Инфляция всегда и везде является денежным явлением». Уровень цен в той или иной экономике предопределяется количеством и скоростью обращающихся в ней денег. Соответственно важнейшая причина ускорения инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по сравнению с реальным ростом производства. Темпы инфляции, как правило, прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. Зная эти переменные, можно не только объяснить движение инфляции в прошлом, но и спрогнозировать ее развитие на будущее. Обладая таким знанием, можно и управлять ею. Некоторые «немонетарные» факторы инфляции при внимательном рассмотрении оказываются самыми что ни на есть монетарными. Например, снижение реального продукта при стабильном уровне денежной массы, как правило, приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему реального продукта противостоит прежнее количество денег. В то же время возрастание объемов производства при прежнем объеме денежной массы и при всех прочих равных условиях способствует дефляции – снижению уровня цен. Как создается, ускоряется и укрощается инфляция? Основным ее источником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центральным банком. На первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам и отдельным предприятиям (если такое предусмотрено национальным законодательством), а также в результате увеличения золотовалютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответствующему возрастанию его пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из наличности в обращении, а также обязательных и необязательных («излишних») резервов коммерческих банков в ЦБ. Вторая стадия создания денег наступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупности с наличными деньгами в обращении составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мультипликатором. Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кредитной эмиссией ЦБ. Увеличение его активов – по какому бы направлению оно ни происходило – неизбежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря эффекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, которая и воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк – это единственное учреждение в стране, которому позволено «создавать деньги». Поэтому любое его увеличение активов носит инфляционный характер. В отличие от этого кредиты коммерческих банков новых денег не создают, и потому их природа не инфляционна. Тем не менее, увеличение денежного мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции. Если же кредитная экспансия коммерческих банков при стабильном уровне денежной базы превосходит некий уровень приемлемых рисков, то ее следствием может стать крах банков, проводящих наиболее рискованную политику. В результате банковских банкротств клиенты теряют свои средства на банковских счетах, размеры денежной массы сокращаются, объем совокупного денежного спроса уменьшается, цены падают. Система возвращается в свое первоначальное состояние.

Кредитная эмиссия Центрального Банка – главный источник инфляции. По структуре активов Центрального банка можно судить о структуре источников инфляции, в нашем случае – российской. Весь прирост активов за последние годы шел по пяти основным направлениям:

1. Прирост чистых международных  резервов в виде драгоценных  металлов и увеличения чистой  валютной позиции ЦБ.

2. Прирост кредитов правительству (Минфину) в виде прямого кредитования  дефицита федерального бюджета, централизованных кредитов отдельным  секторам экономики, а также в  виде косвенного кредитования  дефицита путем приобретения  государственных ценных бумаг.

3. Прирост кредитов коммерческим  банкам как в виде прямого  кредитования путем предоставления  централизованных кредитов, через  «открытое окошко», кредитные аукционы, в виде овердрафта, при проведении  операций типа «репа» - выкупа  у банков государственных ценных  бумаг.

4. Прирост кредитов «прочим  заемщикам» - незначительное кредитование  отдельных предприятий непосредственно  ЦБ, минуя коммерческие банки, что  имело место в 1992-1993 годах.

5. Прирост кредитов, предоставленных  государствам рублевой зоны. Темпы  прироста активов Центрального  банка России были наиболее  высокими в 1992 году. Высокое соотношение  приростов его активов к валовому  внутреннему продукту - 41,1% - было  обусловлено прежде всего масштабным кредитованием как государственного бюджета, так и коммерческих банков и государств рублевой зоны.

В 1993 году российскому правительству удалось существенно сократить величину бюджетного дефицита, что уменьшило потребность в кредитах ЦБ. Кроме того, к концу года было полностью прекращено кредитование государств рублевой зоны. В то же время существенно увеличился удельный вес кредитов коммерческим банкам. В целом прирост активов ЦБ снизился до 17,7 процента ВВП. В 1994 году ЦБ прекратил выдачу кредитов коммерческим банкам по субсидированным ставкам. В то же время он был вынужден увеличить кредитование дефицита бюджета, существенно возросшего по сравнению с 1993 годом. На эти цели был направлен практически весь прирост кредитов Центробанка, составивший 12,6 процента ВВП. Переход к не эмиссионному финансированию дефицита бюджета в 1995 году закрыл и этот источник кредитной эмиссии. Практически весь прирост активов ЦБ в 1995 году, составивший 3,9 процента ВВП, был обусловлен увеличением валютных резервов денежных властей. В начале 1996 года основной прирост активов ЦБ был направлен на косвенное кредитование государственного бюджета. Общий прирост активов Центробанка в первом квартале 1996 года составил 5,0 процента ВВП.

 

 

2.2 Расчет показателей  инфляции

 

 

Инфляция как способ финансирования используется государством для погашения своей задолженности разного рода. В этом случае государством просто производится дополнительная денежная эмиссия, которая сразу же идет на оплату долгов или покрытие дефицита государственного бюджета. Но погашение долгов подобным способом производит отрицательный эффект — реальная сумма возвращенного долга вследствие вызванного эмиссией витка инфляции становится меньше, чем должна быть. В связи с изменением стоимости денег во времени из-за инфляции существуют два типа финансовых величин (показателей): номинальные и реальные.

Номинальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем без учета стоимости денег во времени, то есть непосредственно в денежных единицах как есть, в масштабе будущего периода. Таким образом, при рассмотрении отрезков времени с номинальными величинами можно сказать, что на каждом отрезке они имеют свой масштаб измерения. Поэтому их сложно сопоставлять. Реальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем с учетом стоимости денег во времени, то есть приведенные к масштабу единиц измерения базового периода. Реальные показатели сопоставимы, так как находятся в одном масштабе измерения.

Номинальные величины пересчитываются в реальные путем умножения на коэффициент изменения стоимости денег в рассматриваемом периоде по отношению к базовому. Стоимость денег меняется на индекс уровня инфляции.

 

Реальная величина = Номинальная величина/Индекс цен   Реальная покупательная способность денежной суммы = Номинальная покупательная способность денежной суммы/Индекс цен       

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс цен

Для того чтобы видеть скорость изменения цен и соизмерить реальную покупательную способность денежной единицы, рассчитывают индекс цен:

 

 

Индекс цен расчетного года = Сумма стоимости набора товаров расчетного года/Сумма стоимости набора товаров базового года

Индекс цен также называют уровнем цен. Индекс — величина относительная и рассчитывается для расчетного времени по отношению к базовому времени. Индекс цен рассчитывается для определенного стандартного набора товаров (рыночной корзины), одинакового для расчетного и базового времени.

Зная индексы цен, можно рассчитать уровень или темп инфляции. Обычно рассчитывают годовой темп инфляции:

 

 

Годовой уровень инфляции = (Индекс цен текущего года - Индекс цен прошлого года)/Индекс цен текущего года

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

 

Приблизительное количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции = 70/темп ежегодного увеличения уровня цен (%)

 

Существует несколько индексов цен:

1) Индекс потребительских  цен – первый из них. Он измеряет стоимость «корзины»потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города). Индекс потребительских цен (ИПЦ) дает нам неплохое представление о росте цен, но и у него свои проблемы. Допустим, что абстрактный автомобиль сегодня стоит в 40 раз больше, чем двадцать лет назад - получается, инфляция была очень и очень ощутимой. На самом деле, мы знаем, что качество товара здорово изменилось – а вот ИПЦ об этом забывает. Да, сегодняшние машины сильно дороже, но двадцать лет назад набор качеств, присущий средней машине, выпущенной в 2006-2007 году, нельзя было купить ни за какие деньги. Это один из каналов, посредством которых ИПЦ завышает инфляцию. Кроме того, потребительская корзина пересматривается довольно редко – слишком трудоемкое это занятие. В результате, ИПЦ упускает из поля своего зрения и изменения в структуре нашего потребления: если мы едим яблоки и груши, и вполне можем заменять одни другими, а цены на последние вдруг взлетают, было бы абсурдно предполагать, что мы не переключимся на яблоки. Тем не менее, ИПЦ поступает именно так, приписывая нам потребление тех товары, которые мы уже давно не покупаем. Опять таки, показатель инфляции оказывается завышен.

2) Индекс розничных цен  – набор из 25 важнейших видов  продуктов питания;

3) Индексы количества  наличных денег в обращении  и выпуск денег в обращение;

4) Индекс стоимости жизни  – показатель, характеризующий динамику  стоимости набора потребительских  товаров и услуг (в соответствии  с фактической структурой потребительских  расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

- Индекс оптовых цен  производителя;

- Дефлятор валового национального  продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

Информация о работе Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения