Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.
Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.
Введение...........………………………..................……......................................…..…..3
1. Природа социально-экономического конфликта
1.1 Понятие социально-экономического конфликта…...........................……………4
1.2 Последствия конфликта. Его практическое
использование ................................................……………................……………….....4
1.3 Классификация конфликтов......................................…………….......…………....5
1.4 Причины конфликтов ........................................................………………….…….9
2. Социально-экономический конфликт как процесс
2.1 Элементы конфликтной ситуации.......................................………..……………11
2.2 Фазы развития конфликта..................................................……………………….12
3. Методы преодоления социально-экономических конфликтов
3.1 Поведение менеджера в условиях конфликта..........................….……………...13
3.2 Способы разрешения межличностных конфликтов...................………………..15
4. Производственные конфликты
4.1 Стадии конфликтов.......................................................……………..…………....17
4.2 Четыре группы лиц, участвующих в конфликте.....................……………….....17
4.3 Формы конфликтов..........................................................………………………...18
Аналитическая часть
Введение………………………………………………………………………………20
1.1 Характеристика «Завода деревоизделий» и
выпускаемой им продукции…………………………………………………………21
1.2 Кадровая политика завода………………………………………………………..21
1.3 Организация структуры управления…………………………………………….22
Практическая часть
1.1 Конфликт по поводу заработной платы на «ЗДИ»…..…………………………24
1.2 Конфликты на предприятиях в России………………………………………….25
Заключение.................................................................…...……………………………26
Список использованных источников….……….…..............................……………27
По длительности
протекания конфликты можно
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Объективные связаны с реально существующими проблемами,
недостатками, нарушениям,
возникающими в процессе
других – о его отсутствии.
Мнения, имеющие место
во взглядах и оценках людей,
составляют предмет конфликта,
и тогда говорят о предметных
конфликтах; но эти различия могут
быть мнимыми. Например, если люди
просто по-разному выражают
Поскольку объективные конфликты связаны с реальными событиями
внутриорганизационной
жизни и обычно требуют
По своим последствиям
конфликты делятся не
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.
Конкретными причинами
конструктивных конфликтов
Деструктивные конфликты
обычно вызываются
норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.
Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой
конструктивный конфликт,
если его своевременно не
Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:
1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;
2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;
3) неуправляемые, отличающиеся
импульсивностью,
4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;
5) целенаправленно
конфликтные, рассматривающие
6) бесконфликтные, которые
своим стремлением всем
В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.
1.4 Причины конфликтов.
Причины конфликта
не всегда поддаются
Множество типов
конфликтов в производственном
коллективе возникает по
1) Недостаточная согласованность
и различия в целях групп
и отдельных личностей. Чтобы
избежать конфликта,
2) Устарелость оргструктур, нечёткое распределение прав и обязанностей работников. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчинённый вынужден:
а) сам ранжировать
поступившие приказы по
б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;
в) хвататься за все подряд.
Зреющий конфликт
устраняется надлежащим
3) Необоснованное
публичное порицание одних и
незаслуженная (авансированная) похвала
других сотрудников. В
4) Противоречие между
функциями, входящими в круг
должностных обязанностей
5) Различия в манере
поведения и жизненном опыте.
Встречаются люди, которые постоянно
проявляют агрессивность и
6) Неопределённость
перспектив роста. Если
7) Неблагоприятные
физические условия.
8) Недостаточность
благожелательного внимания со
стороны менеджера. Причиной
9) Ограниченность
ресурсов. Даже в самых крупных
организациях ресурсы всегда
ограничены. Руководство решает, как
правильно распределить
10) Психологический
феномен. Чувство обиды и
11) Недостаточный уровень
профессионализма. В этом случае
возможность конфликта
Рассматривая причины
конфликтов, нельзя не учитывать
тот факт, что в определённых
ситуациях источником
Причиной конфликта может быть и беспринципность руководителя, ложное понимание им единоначалия как принципа управления, тщеславие и чванство, резкость и грубость в отношениях с подчинёнными.
Многие конфликты
обязаны своим происхождением
таким руководителям, которые
умеют находить лазейки и
2. Конфликт как процесс.
2.1 Элементы конфликтной ситуации.
Элементами конфликтной ситуации являются прежде всего её участники. Это могут быть противостоящие друг другу стороны, или оппоненты, каждый из которых обладает определёнными потенциальными возможностями, силой, опирающейся на материальные и информационные услуги, статусом или соответствующим рангом. Так, оппонентами первого ранга являются индивиды, второго ранга – организация. Индивид, вырабатывающий решение в диалоге с самим собой, считается оппонентом нулевого ранга.
Участники могут
выступать в роли
Другим элементом
конфликтной ситуации является
объект, по поводу которого она
возникает. Чаще всего он
Различие взглядов сторон на объект (каждая стремится им обладать) образует предмет конфликтной ситуации. Но она может быть и безобъектной, вызванной лишь различием взглядов на то, что не составляет различных помех для сторон.
2.2 Фазы развития конфликта.
Конфликт можно
рассматривать в узком и
На первом этапе
складывается конфликтная
На поведение человека
в конфликтной ситуации влияет
глобальный интерес,
Со временем конфликтная
ситуация может исчезнуть,
Инцидент, представляющий
собой вторую фазу конфликта,
может быть целенаправленно
На этой фазе
противостояние становится
Субъективно возникшая
конфликтная ситуация или
Информация о работе Методы преодоления социально-экономических конфликтов