Методы преодоления социально-экономических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.
Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.

Содержание работы

Введение...........………………………..................……......................................…..…..3
1. Природа социально-экономического конфликта
1.1 Понятие социально-экономического конфликта…...........................……………4
1.2 Последствия конфликта. Его практическое
использование ................................................……………................……………….....4
1.3 Классификация конфликтов......................................…………….......…………....5
1.4 Причины конфликтов ........................................................………………….…….9
2. Социально-экономический конфликт как процесс
2.1 Элементы конфликтной ситуации.......................................………..……………11
2.2 Фазы развития конфликта..................................................……………………….12
3. Методы преодоления социально-экономических конфликтов
3.1 Поведение менеджера в условиях конфликта..........................….……………...13
3.2 Способы разрешения межличностных конфликтов...................………………..15
4. Производственные конфликты
4.1 Стадии конфликтов.......................................................……………..…………....17
4.2 Четыре группы лиц, участвующих в конфликте.....................……………….....17
4.3 Формы конфликтов..........................................................………………………...18
Аналитическая часть
Введение………………………………………………………………………………20

1.1 Характеристика «Завода деревоизделий» и
выпускаемой им продукции…………………………………………………………21
1.2 Кадровая политика завода………………………………………………………..21
1.3 Организация структуры управления…………………………………………….22

Практическая часть

1.1 Конфликт по поводу заработной платы на «ЗДИ»…..…………………………24
1.2 Конфликты на предприятиях в России………………………………………….25
Заключение.................................................................…...……………………………26
Список использованных источников….……….…..............................……………27

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

   Мастер ЦСИ утверждал,  что в их цехе зарплата повышена  в основном за счет его фонда  (а не изменения тарифов) и  что если бы этот фонд распределял  он сам, то произвел бы доплаты  в соответствии с рабочим вкладом  каждого, а не поровну, как  это произошло.

   Рабочие остались  недовольны поведением представителей  администрации на собрании, отвечавших  на все вопросы упреками в  плохой работе, хотя к этому  их подталкивало само же начальство. Оно, к примеру, давало напряженный  план, а со своей стороны не  обеспечивало его выполнение  своевременными поставками комплектующих.

   Конфликт был решён  методом принуждения, противоборства  – действия администрации и  рабочих были направлены на  то, чтобы настоять на своём  пути открытой борьбы за свои  интересы. Противоборство принимает  восприятие ситуации как победу  или поражение, занятие жёсткой  позиции и проявлении непримиримого  антагонизма в случае сопротивления  партнёра. Каждая сторона пыталась  заставить другую сторону принять  свою точку зрения любой ценой.

  

  

  

   1.2 Конфликты на  предприятиях России.

   Можно привести  примеры конфликтов и на других  предприятиях. Например, конфликт между  личностью и группой. Он может  возникнуть при принятии руководителем  заведомо непопулярных, жестких,  вынужденных решений, как это  произошло в компании «Оливетти». Владельцу компании – Карлу  де Бенедетти, чтобы спасти компанию от почти неминуемого банкротства и превратить её во второго по величине производителя микрокомпьютеров в мире, «потребовалось менее чем за полтора года уволить 20 тыс. человек». И это осуществлялось в компании, известной всему миру своим «исключительно гуманным отношением к управлению». «Бенедетти позаботился о том, чтобы все уволенные получили другую работу или хорошую пенсию».

   Организации состоят  из множества формальных и  неформальных групп. Даже в  самых лучших организациях между  ними могут возникать конфликты,  которые называются межгрупповыми. 

   Подобного рода  конфликты возникают на предприятиях  России в связи с разным  отношением отдельных групп людей,  входящих в коллектив организаций,  к итогам и последствиям проведенной  приватизации. Такой конфликт, например, возник на «Ломоносовском фарфоровом  заводе» в Санкт-Петербурге. Трудовой  коллектив взбунтовался и не  позволил американцам, ставшим  собственниками 60% акций завода путем  приобретения их на бирже, вступить  в свои права. Несмотря на  то, что трудовой коллектив «сам  же выпустил акции из рук»  Петербургский арбитражный суд, обнаружив нарушения в ходе приватизации, состоявшейся 10 лет назад, под этим предлогом отменил приватизацию и вернул завод в собственность государства. Отношение к решению суда, понятно, не может быть однозначным.

   Другой межгрупповой  конфликт имел место на «Новокузнецком  металлургическом комбинате», в  ситуации, когда московская финансовая  компания «МИКОМ» довела предприятие  до банкротства и готовила  его к продаже. Трудовой коллектив,  которому пообещали часть акций,  не допускал на предприятие  нового управляющего, назначенного  арбитражным судом. Конфликт разрешил  губернатор Аман Тулеев, лично  приехавший на «НМК» и пообещавший  работникам различные формы помощи.

   Межгрупповые конфликты  имеют место в случаях столкновения  интересов администрации организаций  и профсоюзов. Такого рода конфликт  довольно долго проявлял себя  в компании «Донавиа» в Ростове-на-Дону.

   Участие в межгрупповых  конфликтах на территории России  может быть далеко не безопасно.  Примеров тому немало в Чечне,  где продолжается война, но  они есть и в других местах. Например, в Выборге на «Целлюлозно-бумажном  комбинате» («ЦБК») рабочие с булыжниками  и железками защищали предприятие  от спецназовцев отряда «Тайфун»  и восьми судебных приставов,  которым было предписано передать  предприятие законному владельцу  – британской фирме «Аlcem UК». Конфликт сопровождался стрельбой и ранеными, и имел затяжной характер.

   ВВЕДЕНИЕ.

   Конфликты в организации  взаимопереплетены, оказывают влияние друг на друга, редко проявляются в чистом виде как хорошо структурированный процесс. Они встроены в повседневное взаимодействие членов организации, зачастую протекают в скрытой, незавершённой форме. Эту особенность конфликта подчёркиваютФ.М. Бородкин и Н.М. Коряк, отмечая, что «на фоне одного большого конфликта можно зафиксировать несколько проходящих и последовательно «меньших» конфликтов, от успеха которых зависит победа в «большом» конфликте». С ними согласен Л. Крисберг» «Конфликты – сложное явление, включающее в себя множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов».

   Конфликт в организации  включает широкий круг феноменов.  В качестве понятия «конфликт  в организации» охватывают множество  типов и форм проявлений конфликтов  в организации, а как предмет  исследования это некое «конфликтное  поле» – системный объект, не  сводимый ни к простой сумме  конфликтных эпизодов, ни к отдельным  формам конфликта. Это система  взаимодействий субъектов организации,  обусловленных актуализированными  противоречиями в той или иной  сфере и направленных на их  преодоление. Конфликт – сложная,  многоуровневая, открытая система  взаимодействий, основанная на противоречиях  в интересах, целях, ценностях  индивидов и групп, занимающих  различные ролевые позиции в  организации. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  

   Существует один  или больше источников конфликта,  увеличивающих возможность возникновения  конфликтной ситуации в процессе  управления. Но даже и при большей  возможности возникновения конфликта  стороны могут не захотеть  реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражено следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».

   Однако во многих  ситуациях человек будет реагировать  так, чтобы не дать другому добиться цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что «вот поэтому он не прав, а моя точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, убеждение или участие.

   Не всякое противоречие  приводит к конфликту. Конфликт  возникает, когда противоречия  обостряются. Если всё же конфликт  возник, то задача менеджера в  том, чтобы «войти» в него  и разрешить, используя разные  методы.

   Не следует однозначно  оценивать конфликт. Он выполняет  не только отрицательную, но  и положительную роль. Конфликты  «встряхивают» коллектив, спасают  организацию от «загнивания». Конфликт  может быть функциональным, полезным  для членов трудового коллектива  и организации в целом и  дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворённость и ликвидирующим сотрудничеством между членами коллектива.

  

  

  

   Список использованных  источников.

  

   «Практический менеджмент»  пособие по кадровой работе

   В.Р. Веснин, М.: ЮРИСТ, 1998

   «Менеджмент» В.Е.  Гребцова, Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2000

   «Основы менеджмента»  учебник для студентов ВУЗов  Н.И. Кабушкин, Минск: ЭКОНОМПРЕСС, 1998

   «Производственный  менеджмент» учебное пособие  для ВУЗов 

   М.В. Макаренко,  О.М. Махалина, М.: ПРИОР, 1998

   «Менеджмент» учебник  для студентов экономических  специальностей под ред. М.М.  Максимцова, А.В. Игнатьевой, М.: 1999

   «Основы менеджмента»  М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури, М.: ДЕЛО, 2000

   «Практическая психология  для менеджеров» под ред. М.К.  Тутушкиной, М.: Филинъ, 1997

   «Психология управления»  курс лекций под ред. М.В.  Удальцовой, М. – Новосибирск:  НГАЭиУ и ИНФРА-М, 1997

   «Производственный  менеджмент» учебник для студентов  ВУЗов, обучающихся по специальности  и направлению «менеджмент» Р.А.  Фатхутдинов, М.: ЮНИТИ, 1997

   «Психология управления»  курс лекций под ред. М.В.  Удальцовой, М. – Новосибирск:  НГАЭиУ и ИНФРА-М, 1997

   «Управление персоналом»  В.М. Цветаев, Санкт-Петербург:  ПИТЕР, 2000.

  

   Журналы:

   «Социально-гуманитарные  знания» №1,2,3,6 1999, №1 2001,

   «Социологические  исследования» №10, 2000,

   «Социально-политический  журнал» №3 2001.

 


Информация о работе Методы преодоления социально-экономических конфликтов