Методы преодоления социально-экономических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.
Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.

Содержание работы

Введение...........………………………..................……......................................…..…..3
1. Природа социально-экономического конфликта
1.1 Понятие социально-экономического конфликта…...........................……………4
1.2 Последствия конфликта. Его практическое
использование ................................................……………................……………….....4
1.3 Классификация конфликтов......................................…………….......…………....5
1.4 Причины конфликтов ........................................................………………….…….9
2. Социально-экономический конфликт как процесс
2.1 Элементы конфликтной ситуации.......................................………..……………11
2.2 Фазы развития конфликта..................................................……………………….12
3. Методы преодоления социально-экономических конфликтов
3.1 Поведение менеджера в условиях конфликта..........................….……………...13
3.2 Способы разрешения межличностных конфликтов...................………………..15
4. Производственные конфликты
4.1 Стадии конфликтов.......................................................……………..…………....17
4.2 Четыре группы лиц, участвующих в конфликте.....................……………….....17
4.3 Формы конфликтов..........................................................………………………...18
Аналитическая часть
Введение………………………………………………………………………………20

1.1 Характеристика «Завода деревоизделий» и
выпускаемой им продукции…………………………………………………………21
1.2 Кадровая политика завода………………………………………………………..21
1.3 Организация структуры управления…………………………………………….22

Практическая часть

1.1 Конфликт по поводу заработной платы на «ЗДИ»…..…………………………24
1.2 Конфликты на предприятиях в России………………………………………….25
Заключение.................................................................…...……………………………26
Список использованных источников….……….…..............................……………27

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

   - саботаж – сознательные  действия с целью скрытого  нанесения ущерба интересам других;

   - травля (преследование)  – действия для ослабления  или компрометации соперников  путём умалчивания, отрицания,  умаления их роли и достоинств;

   - словесная агрессия  – выдвижение обвинений, оскорбления,  сплетни, неблаговидные оценки  противников с целью их дискредитации;

   - физическое насилие;

   - массовые стихийные  или организованные выступления  – забастовки, митинги протеста.

  

   4. Производственные  конфликты.

   4.1 Стадии производственных  конфликтов.

   Как и обычный  конфликт, производственный (в рамках  организации) проходит в своём  развитии несколько стадий. На  стадии зарождения он ещё внешне  скрыт, развивается на психологическом  уровне, но его стараются всеми  силами избежать или загнать  вовнутрь. Признаки неблагополучия  – увеличение числа неявок  на работу, времени отсутствия  на рабочем месте, безразличие  к своим обязанностям, использование  официального способа уклонения  от работы, рост пьянства, наркомании.

   Руководители не  всегда чувствуют приближение  конфликта и даже если 

   сознают наличие  проблемы, часто реагируют неадекватно  (принимают поверхностные решения,  бездействуют).

   На стадии развёртывания  конфликта нарушения работы ещё  нет, но социальная напряжённость  усиливается: распространяются слухи,  процветают хищения, бесхозяйственность, активизируются профсоюзы, люди  переходят к забастовкам. 

   На стадии расцвета  конфликта активные действия  достигают апогея. Расцветает эмоциональный  накал: выдвигаются эмоциональные  лидеры и большинство сотрудников  полностью или частично прекращают  работу, в ответ администрация  организует локаут, обращается за  помощью к властям или в  судебные инстанции.

   На стадии угасания  ресурсы отдельных сторон постепенно  исчерпываются либо они приходят  к соглашению. Возобновляется нормальная  работа.

   4.2 Четыре группы лиц, участвующих в производственном конфликте.

   Для многих людей  участие в конфликтах может  быть обусловлено не каким-то  личным неудовлетворением, а чувством  солидарности. Одни участники конфликта,  преследуя свои цели, становятся  деятельными его субъектами; другие, имея интерес в том или ином  исходе, сами не проявляют активности, но морально, материально или  организационно поддерживают одну  из сторон либо просто занимают  выжидательную позицию; третьи  заинтересованы в завершении  противостояния и делают для  этого всё возможное.

   Производственный  конфликт втягивает многих лиц.  Прежде всего, это члены организации:  её владельцы, директорат и  руководители разного уровня, консультанты, непосредственные исполнители и  вспомогательный персонал.

   Другой группой  являются сторонние лица, добровольно  или случайно ставшие участниками  событий и поддерживающие одну  из сторон: партнёры, конкуренты, профсоюзы,  общественные объединения, семьи. 

   Третью группу образуют  те, кто заинтересован в скорейшем  разрешении конфликта и пытается  помочь этому: посредники, арбитры,  представители властей.

   Четвёртую группу  составляют нейтралы: любопытствующие  блюстители закона, симпатизирующие  той или иной стороне, случайные  жертвы.

  

   4.3 Формы производственных  конфликтов.

   Производственные  конфликты (скрытые и открытые) могут осуществляться в основных  формах: клика, забастовка, саботаж,  интрига.

   Клика – группа  сотрудников, противопоставляющих  себя официальной или поддерживаемой  большинством линии с целью  захвата формальной или неформальной  власти в организации либо  упрочения своих позиций.

   Интрига – нечестное  запутывание окружающих с целью  вынудить их к определённым  действиям, приносящим выгоду  инициаторам и ущерб тем, против  которых она направлена. Орудием  интриги является искажённая  информация, распространяемая через  «третьи руки», очерняющая или  обеляющая людей и их поступки. Интриги, как правило, тщательно  продумываются и планируются,  имеют свою сюжетную линию.

   Забастовка – временное  организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ  от труда и выдвижение совместных  требований с целью выражения  недовольства рядовых сотрудников.  Как правило, это заранее спланированное  действие, хотя при крайнем обострении  отношений забастовка может вспыхнуть  стихийно.

   Забастовки бывают  законными и незаконными (к последним относятся сидящие, с применением насилия, с нарушением требований законодательства или контракта). Выделяют следующие формы забастовок:

   - прекращение работы  и уход с рабочего места; 

   - работа по правилам (итальянская забастовка), неукоснительное  соблюдение которых нарушает  нормальный ход трудового процесса  из-за нестыковок. Преодолеть неформальными  методами возникающие сложности  персонал отказывается. Эта забастовка  не регулируется законом и  не создаёт основы для привлечения  работников к ответственности;

   - замедленная работа, например в темпе, составляющем  половину от нормального;

   - пульсирующая забастовка (люди работают неполное время);

   - оккупационная забастовка (работа прекращается, но все находятся  на рабочих местах);

   - активная забастовка (работа по-своему).

   Существует несколько  путей выхода из забастовки, в  частности «слом» её

   участников с помощью  силы; полное или частичное удовлетворение  их требований; постепенное угасание  под влиянием семей или бойкота  хозяев; организованное отступление.

   Забастовка может  иметь как позитивные, так и  негативные последствия. Первые, вызванные её успехом, заключаются  в достижении взаимопонимания  и создания основы будущих  отношений; укрепления у персонала  уверенности в своих силах;  развитии производственной демократии, совершенствовании методов диалога,  выявлении лидеров.

   Вторые проявятся  при поражении в неудовлетворённости,  низком состоянии духа, росте  текучести, снижении производительности, формировании образа врага, повышении  враждебности. Но негативные последствия  для коллектива могут иметь  место и при успехе.

   Саботаж происходит  в рамках закона и характерен  для бюрократических организаций.  Правила, регламентирующих их  деятельность, бывают порой настолько  жёсткими, что продуктивная работа  оказывается возможной только  при их нарушении; неукоснительное  же их исполнение (в чём саботаж  часто и проявляется) её парализует. Работники обычно прибегают к  этому мнению, чтобы отстоять  свои законные, по их мнению, права По форме саботаж бывают пассивным и активным. Первый состоит в игнорировании нарушений или, наоборот, излишнем к ним внимании; в результате происходит либо дезорганизация, либо задержка работы. Второй основан на сознательном инспирировании неполадок, приводящем в конечном итоге к тем же последствиям.

   Объектом саботажа  может быть организация работы, эффективные, но не вполне легитимные  методы, которые заменяются официальными, но противоречащими реальностям  жизни; техника и материальные  ресурсы, выводящиеся из строя  или нерационально используемые  с целью предотвратить 

   внедрение достижений  НТР, избежать увольнений, снизить  требования к исполнителям.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

   АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  

   1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ''ЗАВОДА  ДЕРЕВОИЗДЕЛИЙ'' И ВЫПУСКАЕМОЙ ИМ  ПРОДУКЦИИ.

  

   ЗАО «Завод деревоизделий» - предприятие, производящее офисную мебель, дверные блоки, металлические решётки, декоративные фасады, элементы бортов и полов для автомобилей. Продукция завода ориентирована на предприятия и на частных лиц, которые хотят купить изделия, предназначенные для строительных, ремонтных и бытовых нужд и предъявляют высокие требования к качеству продукции. ЗДИ удовлетворяет потребности людей в удобной мебели, надёжных дверях, красивых наличниках, плинтусах, т.е. помимо удовлетворения практических потребностей удовлетворяются и эстетические потребности покупателей. Изделия из дерева не оказывает вредного воздействия на здоровье, потому что товар имеет сертификат качества, товарную марку. Продукцию завода выгодно отличает от продукции конкурентов её высокое качество, широкая известность завода и его товаров, как одного из лучших предприятий по изготовлению деревоизделий в России, послепродажное обслуживание. Изделия ЗДИ реализуется на территории России.

  

   Расшифровка номенклатуры  выпускаемой продукции

  

   Элементы бортов  и полов для всех модификаций 

   автомобилей с деревянной  платформой;

   Цех деревоизделий и деревянные детали термокузовов;

   тары детали из  фанеры и ДВП для автобусов;

   деревянная тара  для упаковки запасных частей  к

   автомобилям; 

   ТНП (деревопогонаж, половая доска, вагонка,

   наличники, плинтуса, штапики, декоративные

   раскладки, балясины, др. виды деревоизделий).

  

   Деревянные дверные  блоки в различных

   исполнениях (от  оргалитовых до филенчатых);

   Цех столярных изделий  декоративные фасады;

   мебельные щиты.

  

   Бронированные дверные  блоки с отделкой шпоном 

   Цех металлоконструкций  из ценных пород древесины;

   комплекты и отдельные  предметы офисной мебели;

   декоративные металлические  решётки.

  

  

   1.2 КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ''ЗДИ''.

   Динамика численности  по категориям работающих за 2000 год изменялась следующим образом:

  

  

  

  

  

  

  

   Отчет за 2000 год,  человек

   I квартал II квартал  III квартал IV квартал год

   Среднесписочная численность  работающих

   437

   445

   460

   470

   453

   В том числе рабочих  343 352 365 374 359

   Производственные 121 130 143 148 136

   Вспомогательные 195 195 195 198 196

   ВОХР 28 27 28 28 27

   РСС 93 93 95 96 94

  

   Как видно из  таблицы в течение 2000 года на  заводе происходил рост численности  (7,6%) в основном за счет набора  производственных рабочих (9,0%) и  в основном за счет роста  объема товаров культбыта.

   Рыночная цель фирмы  – это производство такого  широкого ассортимента деревоизделий, которое сможет удовлетворить потребителей не только по качеству, но и по стоимости товара.

  

   1.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА «ЗДИ».

  

  

   Совет учредителей 

  

  

  

  

   Директор «ЗДИ» 

  

  

  

   Зам по Зам по  коммерческим Зам по режиму Главный

   производству вопросам  и безопасности, инженер

   транспорту

   Производственно- 

   диспетчерский 1. Отдел  снабжения 1. Служба гл.

   отдел 2. Отдел маркетинга 1. Стол заказов механика

   3. Лесобиржа 2. Отдел безоп-ти 2. Служба гл.

   3. Транспортный цех  энергетика

   1. цех металлоконструкций

   2. цех столярных  изделий

   3. цех деревоизделий и тары

   4. цех комплектаций

  

   Главным органом  управления ЗАО «Завод деревоизделий» является директор. Главный бухгалтер, коммерческий директор и начальники производственных цехов являются промежуточными органами, которые выполняют как управленческую, так и исполнительную функцию.

  

   Функции бухгалтерии:

   1. Учёт товарно-материальных  ценностей, готовой продукции  и товаров;

   2. Учёт основных  фондов;

   3. Учёт рабочего  времени, выдача заработной платы  под отчёт.

  

   Отделы бухгалтерии:

   1) Финансовый:

   - расчёты с банком,

   - сведение баланса.

   2) Плановый:

   - сметы,

   - штатное расписание,

   - фонды по заработной  плате.

   3) Материальный:

   - учёт основных  средств и малоценного инвентаря,

   - складской учёт (инвентаризационная  переоценка, списание).

   4) Отдел по расчёту  заработной платы сотрудникам:

   - начисление,

   - оплата больничных, отпусков, расчёт с пенсионным  фондом, налоговой полицией.

  

   Функции коммерческого  директора.

   - сбор информации  и проведение исследования рынка;

   - организация рекламы;

   - проведение сбытовых  операций и обслуживания.

  

   Функции начальника  подразделения:

   - обеспечение процесса  производства;

   - контроль за производством.

  

   Функции начальников  производственных цехов:

   - организация производства.

  

  

  

  

   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 

   1.1 Конфликт на ЗАО  «ЗДИ» по поводу заработной  платы.

   Рабочие ЗАО «ЗДИ»  («Завод деревоизделий») длительное время вступали в конфликт с администрацией по вопросам оплаты труда. В конце мая 1993 г. на «ЗДИ» назрел очередной конфликт по этому поводу, так как вместо обещанного рабочим цеха столярных изделий (ЦСИ) повышения минимальной почасовой оплаты в конце апреля на 100 % руководство повысило ее только на 40 %. Вот как развивался этот конфликт.

   В пятницу 28 мая  1993 г. рабочие ЦСИ обратились  к рабочим соседнего с ними  цеха деревоизделий (ЦДИ) с просьбой поддержать, их требования и подписаться под соответствующим письмом. Требование рабочих заключалось в повышении заработной платы на 80 % от уровня на 1 марта 1989 г. Письмо подготавливалось рабочими самостоятельно. Мастера подписать письмо отказались, сказав, что это не их дело. Рабочие отнеслись к отказу мастеров критически: они полагали, что мастера предупредили начальство о подготовке письма.

   В этот же день  во время обеденного перерыва, рабочие двух цехов провелимитинг, на который по их требованию пришли заместитель директора и начальник отдела кадров (он же председатель Совета учредителей). Рабочие особо отметили, что никого из руководства профсоюза на собрании не было.

   Поскольку начальство  было заранее предупреждено о  содержании требований рабочих,  на этом собрании было сообщено, что руководство завода решило  повысить заработную плату рабочим,  но в различных цехах по-разному.  Рабочим ЦДИ требования выполнили  полностью, т. е. повысили зарплату  на 80%, рабочим же ЦСИ — только  на 40 %. Разница была мотивирована  тем, что на ЦДИ выше трудоемкость  продукции.

Информация о работе Методы преодоления социально-экономических конфликтов