Методы разработки и оценки государственных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
− дать характеристику реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»;
− рассмотреть методику оценки эффективности Программы.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы является
республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы формирования целевых государственных программ…………………………………………………….4
I.1 Понятие, сущность и классификация целевых программ…………………..4
I.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ………….11
I.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы……..14
I.4 Управление и мониторинг реализации государственной программы……21
Глава II Анализ разработки и оценки целевых государственных программ………………………………………………………………………...26
II. 1 Порядок разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ……………………………………………………………….26
II. 2 Общая характеристика реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»……………………………………………………………………………...31
II.3 Цели и задачи Программы………………………………………………….35
II.4 Методика оценки эффективности Программы……………………………41
Заключение……………………………………………………………….45
Список использованных источников ………………………………...46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СГМУ.docx

— 78.06 Кб (Скачать файл)

− социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения;

− национально − культурные, направленные на решение проблем национально − культурного развития, сохранения национально − культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;

− экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;

− оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;

−  правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.

По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:

− на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;

− среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;

− краткосрочные, срок реализации которых до 1 года.

Возможные источники финансирования реализации государственных программ (подпрограмм), а также порядок и форма указания соответствующих расходов при подготовке проектов государственных программ (подпрограмм) устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

К таким источникам могут быть отнесены:

− средства федерального бюджета;

− средства бюджета субъекта Российской Федерации;

− средства бюджетов муниципальных образований;

− средства внебюджетных фондов (в том числе, Фонда социального страхования Российской Федерации);

− средства государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.

В случае если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также допускается возможность использования средств внебюджетных фондов, необходимо в аналитических целях указывать оценку объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы по установленной форме.7

 

I.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ

 

Реализация целевых программ основывается на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне регионов и муниципальных образований.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально − экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159 ФЗ.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №5 ФЗ);

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03 №131 ФЗ) (ред. 08.11.2007);

Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;

Основные направления социально − экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.);

Программа социально − экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 гг.).

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184 ФЗ.

Нормативно − правовая база муниципальных программ опирается в первую очередь на федеральную законодательную базу, а впоследствии подкрепляется и уточняется нормативными актами региональных и муниципальных образований.

Региональная программа является самостоятельным объектом управления. Система управления, координации, методического руководства программами включает в себя общегосударственный, межрегиональный и собственно региональный уровни.

Общегосударственный уровень управления представлен органами управления исполнительной власти России и в том числе российскими министерствами и ведомствами (Минэкономики, Минфин и др.). На общегосударственном уровне обеспечивается разработка единой стратегии регионального развития России, координация государственных, межрегиональных, собственно региональных программ, формируется нормативно − правовая основа в этой области, разрабатывается методология программирования, ее специализация с учетом ее особенностей и др. Участие в управлении программами в значительной мере осуществляется здесь путем распределения финансовых средств, определения механизма, способов и условий предоставления их регионам через федеральный бюджет. Непосредственным исполнителем координационно − методологических функций на общегосударственном уровне является Минэкономики России.8

На межрегиональном уровне, когда программа затрагивает интересы двух и более регионов, управленческие функции выполняет создаваемый Межрегиональный консультативно − координационный совет по руководству программами, в состав которого входят специалисты, представляющие регион и сопредельные регионы, чьи интересы должны быть учтены при проектировании и реализации региональных программ.

Непосредственно на местах управление программами осуществляют исполнительные органы власти территорий. В их функции входят: принятие к исполнению новых программ, координация их с основными направлениями и приоритетами правительственной политики Российской Федерации, подготовка концепции развития региона, распределение бюджетных ассигнований между программными и не программными потребностями, принятие программ к исполнению, внесение изменений в действующие программы и т.д. Органы власти автономных образований, входящих в состав краев, областей, создают условия для формирования и реализации региональных программ. Региональные властные структуры формируют и утверждают органы программно − целевого управления (заказчики), на которые возлагается ответственность за проектирование и реализацию программы.

Исходя, из вышесказанного следует, что статус, содержание и процесс разработки целевых государственных программ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами, в их подготовке участвуют органы исполнительной и законодательной власти, а также научные и общественные организации.

 

I.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы

 

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Проект перечня государственных программ формируется Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти.9

Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства Российской Федерации до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на основании предложений Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленных в соответствии с положениями федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во исполнение отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации направляется проект государственной программы, согласованный всеми соисполнителями. В случае если проект государственной программы не согласован соисполнителями, к нему также прилагаются замечания соисполнителей и протоколы согласительных совещаний.

Оценку проекта государственной программы осуществляют в установленной сфере деятельности Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Основные параметры утвержденных государственных программ подлежат отражению в прогнозе социально − экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.10

От разработки до завершения реализации целевые программы проходят ряд этапов, а именно:

1. Выявление проблемы. Уточняется  содержание проблемы и обосновывается  необходимость ее решения программными  методами. Учитывается значимость  проблемы, невозможность решить  ее за счет рыночных механизмов, принципиальная новизна и высокая  эффективность мероприятий и  т.д.

2. Разработка концепции. Формируется общая концепция и обосновываются наиболее эффективные варианты решения проблемы.

3. Подготовка предложений. Разрабатываются конкретные предложения  по решению проблемы программными  методами, определяются «потребители»  программы и проводится финансово  – экономический анализ.

4. Принятие решения. Правительство  РФ или другие органы исполнительной  власти принимают решение о  начале разработки программы.

5. Разработка проекта  программы. Проводится организационная  работа по разработке проекта  программы; определяются основные  цели и задачи программы, сроки  и этапы ее реализации, ресурсы  и исполнители.

6. Разработка мероприятий  программы. Начинается работа по  составлению непосредственного  содержания программы, готовится бизнес  − план и составляется предварительная бюджетная заявка.

7. Проведение экспертизы. В соответствии с характером  и типом программы проводится  ее экспертиза: правовая, экологическая  и т.д. Согласование проекта программы. Проводится согласование программы  с заинтересованными министерствами  и ведомствами, органами государственной  власти субъектов РФ.

8. Принятие решения органом  государственной власти (Правительство  РФ, министерство, органы государственной  власти субъекта РФ) о начале  реализации программы в форме  официального документа.

9. Реализация программы. Утверждаются ответственные за  осуществление разделов программы, распределяются задачи и ресурсы, начинается осуществление мероприятий  программы.

10. Оценка и мониторинг  программы. Проводится оценка результатов  и последствий программы, осуществляется  контроль за ее реализацией и расходованием финансовых средств, при необходимости обсуждается вопрос о ее модификации.

11. Финансирование программы  в процессе реализации программы  осуществляется согласно бюджетной  заявке.11

Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально − экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Государственная программа содержит:

а) паспорт государственной программы;

б) характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально − экономического развития Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово − экономических и прочих рисков реализации государственной программы;

в) приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально − экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально − экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;

г) прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

д) сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;

е) перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

Информация о работе Методы разработки и оценки государственных целевых программ