Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 15:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
− дать характеристику реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»;
− рассмотреть методику оценки эффективности Программы.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы является
республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»
Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы формирования целевых государственных программ…………………………………………………….4
I.1 Понятие, сущность и классификация целевых программ…………………..4
I.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ………….11
I.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы……..14
I.4 Управление и мониторинг реализации государственной программы……21
Глава II Анализ разработки и оценки целевых государственных программ………………………………………………………………………...26
II. 1 Порядок разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ……………………………………………………………….26
II. 2 Общая характеристика реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»……………………………………………………………………………...31
II.3 Цели и задачи Программы………………………………………………….35
II.4 Методика оценки эффективности Программы……………………………41
Заключение……………………………………………………………….45
Список использованных источников ………………………………...46
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы формирования целевых государственных программ…………………………………………………….4
I.1 Понятие, сущность и классификация целевых программ…………………..4
I.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ………….11
I.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы……..14
I.4 Управление и мониторинг реализации государственной программы……21
Глава II Анализ разработки
и оценки целевых государственных программ…………………………………………………………
II. 1 Порядок разработки, утверждения
и реализации республиканских целевых
программ…………………………………………………………
II. 2 Общая характеристика
реализации республиканской
целевой программы «Развитие здравоохранения
Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»…………………………………………………………………
II.3 Цели и задачи Программы………………………………………………….
II.4 Методика оценки эффективности Программы……………………………41
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ………………………………...46
Введение
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально − экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно − технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевые программы – это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
− дать характеристику реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»;
− рассмотреть методику оценки эффективности Программы.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы является
республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»
Предметом исследования являются методы разработки и оценки целевых государственных программ.
Глава I Теоретические основы формирования целевых государственных программ
I.1 Понятие, сущность и классификация целевых программ
Слово «программа» означает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей».1
В экономике и управлении государством для достижения важнейших целей применяется программно − целевой метод, что в первую очередь связано с интенсивным использованием методов системного анализа.2
В СССР первой масштабной целевой программой такого рода можно считать план ГОЭЛРО (государственной комиссии по электрификации России), разработанный в 1920 году на основе указаний В. И. Ленина. Первые же упоминания о собственно целевых программах встречаются в решениях ХХIV съезда КПСС (1971 г.), утверждающих «целостную концепцию качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающую требованиям современного уровня высокоразвитой советской
экономики, ускорения научно − технического прогресса».
На новом историческом этапе развития российского государства «первой ласточкой» по применению программно − целевого метода стало постановление Правительства РФ от 26.06.95 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В рамках этого нормативного акта целевая программа представляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно − исследовательских, опытно − конструкторских, производственных, социально − экономических, организационно − хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, являющейся одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально − экономическое развитие.3
Государственная целевая программа − это документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий и задач, направленных на решение важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно − территориальной единицы.
Главной целью разработки государственных целевых программ является содействие реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно − территориальных единиц. Эта цель достигается путем обеспечения концентрации финансовых, материально − технических и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики; координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.
Разработка государственной целевой программы осуществляется при условиях:
− существование проблемы, решить которую невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нужна государственная поддержка;
− соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики;
− наличие реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы.
В современной литературе, посвященной управлению социально − экономическими процессами, все более широко используются понятия «программно − целевой подход», «программно − целевой метод», «целевые программы».
В широком смысле слова программно − целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.4
Программно − целевой метод используется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы, т.е. проблема не устраняется в процессе естественного функционирования, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.
Программно − целевой метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусмотренных программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой − ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала.
Программно − целевому методу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах.
Сердцевину программно − целевого метода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе программных действий. Мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.
Подобная согласованность достигается благодаря тому, что программно − целевой метод опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели − пути − средства».
Еще одна характерная черта программно − целевого метода управления решением сложных социально − экономических проблем заключается в его приспособлении к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений. В процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных потребностей осуществляется не только их взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов. Такой анализ направлен
на поиск целереализующей системы программных действий, удовлетворяющей одному из двух следующих условий:
− достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки;
− достижение максимально возможного целевого эффекта при заданном (ограниченном) уровне затрат на решение программной проблемы.
Тенденция к расширению зоны применения программно − целевого метода к решению территориальных проблем на муниципальном уровне носит все более выраженный характер. Администрации муниципальных образований видят в разработке и реализации муниципальных программ способ выхода из сложных, иногда критических ситуаций посредством осуществления программных действий в пределах подведомственной им территории.5
Программа − документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально − экономических заданий и мероприятий, направленных на решение проблемы.
Понятие «целевая программа» представляет основную, исходную категорию программно − целевого метода. В самом общем виде целевая программа представляет совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспеченно без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.
В этом определении подчеркиваются следующие признаки, свойства целевых программ:
− программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;
− целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;
− комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;
− ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;
− результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.
Сущность и содержание целевых программ проявляются не только в их признаках и свойствах, но и в той роли, которую они призваны играть в управлении экономикой, в планово − управленческих функциях, реализуемых посредством разработки и реализации программ.
Основное назначение целевых программ − ускорить социально − экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер на данном этапе, в сложившихся условиях.6
Программы являются эффективным средством комплексного, всестороннего решения проблем, призваны обеспечивать возможность полного охвата всех мер, необходимых для решения проблем и согласования действий по достижению программных целей в пространстве и во времени.
Государственные целевые программы классифицируются по масштабам разработки и реализации, своей направленности и срокам реализации.
По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:
− на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;
− программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно − территориальных единиц.
По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:
− экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств;
− программы регионального развития, имеющих государственное значение;
− научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;
− научно − технические, разрабатываемых для решения важнейших научно − технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;
Информация о работе Методы разработки и оценки государственных целевых программ