Методы разработки и оценки государственных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
− дать характеристику реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»;
− рассмотреть методику оценки эффективности Программы.
Объектом исследования при выполнении курсовой работы является
республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы формирования целевых государственных программ…………………………………………………….4
I.1 Понятие, сущность и классификация целевых программ…………………..4
I.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ………….11
I.3 Разработка и осуществление государственной целевой программы……..14
I.4 Управление и мониторинг реализации государственной программы……21
Глава II Анализ разработки и оценки целевых государственных программ………………………………………………………………………...26
II. 1 Порядок разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ……………………………………………………………….26
II. 2 Общая характеристика реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республики на 2013 – 2020 годы»……………………………………………………………………………...31
II.3 Цели и задачи Программы………………………………………………….35
II.4 Методика оценки эффективности Программы……………………………41
Заключение……………………………………………………………….45
Список использованных источников ………………………………...46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СГМУ.docx

— 78.06 Кб (Скачать файл)

К настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.

Несмотря на увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, она остается низкой. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин в Чеченской Республике составляет около 7,0 лет. Показатели материнской и младенческой смертности превышает аналогичные показатели в целом по Российской Федерации 2 – 2,5 раза.

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

− низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

− высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, ожирение);

− недостаточностью условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);

− несвоевременное обращение за медицинской помощью;

− низкая активность первичного звена здравоохранения и недостаточная развитость системы санаторно – курортного лечения и медицинской реабилитации.

 

II. 3 Цели и задачи Программы

 

Стратегической целью Программы является формирования системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:

− смертность от всех причин – до 5,0 случая на 1000 населения;

− младенческая смертность – 9,0 случая на 1000 родившихся живыми;

− материнская смертность – до 10,8 случая на 100 тыс. населения;

− смертность от болезней системы кровообращения – до 271,0 случая на 100 тыс. населения;

− смертность от дорожно – транспортных происшествий – до 5,0 случаев на 100 тыс. населения;

− смертность от новообразований – до 80,0 случая на 100 тыс. населения;

− смертность от туберкулеза – до 8,5 случаев на 100 тыс. населения;

− распространенность потребления табака среди взрослого населения – до 25 %;

− распространенность потребления табака среди детей и подростков – до 4,0 %.

Ожидается повышение к 2020 году значений следующих целевых индикаторов: 

− ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 78,0 лет;

− обеспеченность врачами до 50,0 на 10 тысяч населения;

− соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3;

Повышение к 2018 году значений следующих целевых индикаторов:

− средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги – до 200% от средней заработной платы в Чеченской Республике;

− средняя заработная плата среднего медицинского персонала – до 100% от средней заработной платы в Чеченской Республике;

− средняя заработная плата младшего медицинского персонала – до 100% от средней заработной платы в Чеченской Республике.

Задачи Программы:

1. Обеспечение приоритета  профилактики в сфере охраны  здоровья и развития первичной  медико – санитарной помощи.

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико – санитарной помощи, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего, здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более ранее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Основными задачами Программы в сфере профилактики инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику, являются:

− охват прививками не менее 95% контингентов, подлежащих вакцинации;

− снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения.

При реформировании системы первичной медико – санитарной помощи населению на первый план выходят задачи:

− по изменению системы оказания помощи сельскому населению;

− по модернизации существующих учреждений и их подразделений;

− развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений;

− совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико – санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.

2. Повышение эффективности  оказания специализированной, включая  высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, туберкулезом, онкологическими, и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально – техническое и технологическое оснащение лечебно – профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и при необходимости узкоспециализированных бригад.

Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудно управляемых, которые влияют на эти показатели.

Показатель материнской смертности зависит от социально  − экономического состояния страны, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения.

3.Развитие медицинской  реабилитации населения и совершенствование  системы санаторно − курортного  лечения, в том числе детей.

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно − курортного лечения.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, медленным внедрением современных, сертифицированных комплексных технологий реабилитации, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально − технической базой реабилитационных учреждений.

Дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей, как на федеральном уровне, так и на уровне региона, а также дефицит подготовленных медицинских кадров (врачей и средних медицинских работников) не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах.

Особую категорию среди всех групп населения представляют дети, особенно дети − инвалиды. В настоящее время острой проблемой остается доступность реабилитационной помощи детям, в том числе детям − инвалидам. На территории Чеченской Республики проживает 89054 инвалидов и 25670 детей − инвалидов. Нуждаются в оказании медицинской реабилитации ежегодно более 50% детей.

4. Обеспечение медицинской  помощью неизлечимых больных, в том числе детей.

На фоне демографического старения населения с каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи.

Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно − интенсивная помощь, не менее чем на 15%.

5. Привлечение в систему  здравоохранения высококвалифицированных

и мотивированных кадров.

В этом направлении наиболее актуальной остается задача по созданию

системы непрерывного профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.

После разработки на федеральном уровне профессиональных стандартов медицинских и фармацевтических работников, которые позволят сформировать единые подходы к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью, будет внедряться система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.

В республике будут продолжены мероприятия по развитию мер социальной поддержки медицинских работников в целях снижения оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, единовременных и ежемесячных денежных выплат.

В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество оказываемой гражданам Российской Федерации медицинской помощи и предоставляемых фармацевтических услуг.

6. Обеспечение системности  организации охраны здоровья.

В современных условиях создание и функционирование распределённых информационных систем и аналитического инструментария обработки данных являются необходимым условием для организации отраслевого управления.

Внедрение новых медицинских технологий невозможно без параллельного внедрения информационных систем, обеспечивающих оптимизацию процесса оказания услуг.

Задача внедрения и использования, современных информационно − телекоммуникационных технологий в здравоохранении − ключевая обеспечивающая задача, от решения которой зависит эффективность реализации большинства мероприятий Программы. Основным непосредственным результатом реализации Программы является достижение требуемых значений индикаторов в соответствующем году.

 

II. 4 Методика оценки эффективности Программы

 

Эффективность реализации Программы оценивается на основе:

− степени достижения целей и решения задач Программы путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы запланированным значениям целевых индикаторов и показателей, в соответствии с паспортом Программы, по формуле: Сд=Ип/Иф для целевых индикаторов и показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение, и Сд=Иф/Иш для показателей, желаемой тенденцией которых является рост, где Сд − степень достижения целевого индикатора и показателя, Иф − фактическое значение целевого индикатора и показателя, Ип − плановое значение целевого индикатора и показателя;

Информация о работе Методы разработки и оценки государственных целевых программ