Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей проявления международной конкуренции в современных условиях.
Задачи данной курсовой работы:
выявить характерные черты и особенности развития автомобилестроения Японии;
рассмотреть трудности и пути их преодоления при выходе японских автопроизводителей на международный рынок;
определить условия успеха в международной конкуренции современном мире

Содержание работы

Введение .…………………………………………………………………..…..….3
Раздел 1. Международная конкуренция в мировой экономике …………….…5
1.1. Понятие «конкуренция» и ее функции ……………………..………..…5
1.2. Методы и типы конкуренции …….……………………….….…………7
1.3. Причины освоения зарубежных рынков …………………………...…11
1.4. Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества ...…13
1.5. «Национальный ромб» Майкла Портера ………..……………………15
Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии……………………….………….......……………17
2.1. Особенности международной конкуренции в современных условиях …………………………………………………………………………17
2.2. История японского автомобилестроения …………………..…………20
2.3. Трудности на пути к успеху……..………………………..……………23
2.4. Новая японская производственная система .…………...………….….26
2.5. Глобализация отрасли .………….…….….…….….………….…….….30
2.6. Трудности последних лет .……………………....….…….….…….…..33
Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция …………………………...……………….……..35
3.1. Возможные пути дальнейшего развития японского автомобилестроения …….………………………………….……………….…. 35
3.2. Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции ……………………...……………….…………. 37
Заключение…………………………….……………………….......…………… 42
Список литературы…….…………………………………….…………………. 45

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                              

 
Введение .…………………………………………………………………..…..….3 
Раздел 1. Международная конкуренция в мировой экономике …………….…5

1.1. Понятие «конкуренция» и ее функции ……………………..………..…5

1.2. Методы и типы конкуренции …….……………………….….…………7

1.3. Причины освоения зарубежных рынков …………………………...…11

1.4. Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества ...…13

1.5.  «Национальный ромб» Майкла Портера ………..……………………15

Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии……………………….………….......……………17

2.1. Особенности  международной  конкуренции  в  современных условиях …………………………………………………………………………17

2.2. История японского автомобилестроения …………………..…………20

2.3. Трудности на пути к успеху……..………………………..……………23

2.4. Новая японская производственная система .…………...………….….26

2.5. Глобализация отрасли .………….…….….…….….………….…….….30

2.6. Трудности последних лет .……………………....….…….….…….…..33

Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция …………………………...……………….……..35

3.1. Возможные   пути   дальнейшего развития японского автомобилестроения …….………………………………….……………….…. 35

3.2. Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции ……………………...……………….…………. 37

Заключение…………………………….……………………….......…………… 42 
Список литературы…….…………………………………….…………………. 45 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Конкуренция – это своеобразное соперничество, соревнование между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Таким образом, она выступает одним из регуляторов предложения общественного производства, является фактором образования средней нормы прибыли, формирования рыночной стоимости товара.

Конкуренция – это лекарство от застоя в производстве,     залог экономической мощи производителей и государства в целом.

В современном мире все  больше фирм выходит на международный  рынок, конкуренция приобретает  все более широкий международный  характер, возрастает ее значение в мировой экономике.

 Почему же на мировых  рынках товаров и услуг одни  страны, компании той или иной  страны более удачливы и более  успешно ведут свой бизнес, чем  другие? Ответить на этот вопрос  можно, только изучив и проанализировав  особенности международной конкуренции,  ее нынешние отличия от конкуренции  прошлого. Это и определяет актуальность  выбранной темы.

Объектом исследования в  данной курсовой работе выступает автомобилестроение Японии.

Предметом исследования являются методы и приемы, используемые японскими автомобильными концернами для успешного развития в условиях современной международной конкуренции.

 Целью  данной  курсовой  работы  является рассмотрение особенностей проявления международной конкуренции в современных условиях.

Задачи  данной курсовой работы:

  • выявить характерные черты и особенности развития автомобилестроения Японии;
  • рассмотреть трудности и пути их преодоления при выходе японских автопроизводителей на международный рынок;
  • определить условия успеха в международной конкуренции современном мире;
  • рассмотреть возможности и пути для дальнейшего успешного развития японских автомобильных корпораций;
  • определить возможность использования положительного опыта японцев для разработки стратегии развития российского автопрома.

 Источниками информации данной курсовой работы послужили работы и книги отечественных и зарубежных авторов в области развития мировой экономики, периодическая литература, нормативные документы, ресурсы информационной сети Интернет.

В курсовой работе используются такие методы исследования, как аналитический  и монографический, статистические материалы.

 

Раздел  1. Международная конкуренция в мировой экономике

 

 

    1.  Понятие «конкуренция» и ее функции

 

Конкуренцию считают самым  важным элементом рынка как хозяйственной  системы. Термин «конкуренция» произошел от латинского слова «concurrere», что означает сталкиваться. И действительно, понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между производителями  товаров  и  услуг  за  рынок  сбыта,  завоевание     определенного   сегмента   рынка,    это    борьба    между    частными   товаропроизводителями за более выгодные условия  производства  и  сбыта    товаров, за получение наивысшей прибыли, борьба между государствами за получение максимальной выгоды от внешней торговли. Конкуренция является необходимым условием развития  предпринимательской     деятельности. Это соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция  – главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности [8].

Понятие конкуренции настолько  многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. 

В соответствии с Законом  РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция  – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [15].

Чаще всего в экономической  литературе конкуренция определяется как экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [10].

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.

Можно выделить основные функции конкуренции:

  1. Функция размещения или регулирования. Свой капитал предприятие под воздействием конкуренции направляет в те отрасли, на продукцию и услуги которых имеется спрос.
  2. Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг.
  3. Функция распределения заключается  в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем.
  4. Конкуренция препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. Но конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Следовательно, конкуренция обладает контролирующей функцией.

Ключевая роль конкуренции  для нормального функционирования рыночной экономики была обобщена еще  в XVIII в. известным английским экономистом  Адамом Смитом, который вывел принцип  конкуренции, назвав его принципом  «невидимой руки». Это означает, что  каждый производитель товаров и  услуг всегда стремится к личной выгоде, но обстоятельства на рынке  под воздействием конкуренции складываются так, что товаропроизводитель, преследуя  свои узкокорыстные цели, одновременно «работает» на интересы всего общества, поскольку конкуренция заставляет его думать о качестве товара, его  цене, сервисе, дизайне, и т.д.

 Таким образом, конкуренция, словно «невидимая рука» правит миром, «дергает за ниточки» интересов товаропроизводителей, безжалостно выбрасывая из рыночного оборота халтуру, непрофессионализм, некачественные товары, ненужную покупателю продукцию, а, следовательно, играет на пользу всему обществу. И напротив, товаропроизводители, которые выпускают высококачественную, остродефицитную продукцию по нормальной цене, оказываются в выигрыше [6].

 

 

    1.  Методы и типы конкуренции

 

По методам осуществления  экономическую конкуренцию разделяют на: ценовую, неценовую, неэкономическую (недобросовестную).

При ценовой конкуренции  основным элементом соревнования выступает  цена.  Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цен может происходить за счет снижения издержек производства или за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

В современных условиях более  значительную роль играет неценовая  конкуренция. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предоставление большего объема услуг, продление сроков гарантированного обслуживания, проведение рекламных кампаний. Т.е. повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Особым случаем конкуренции  является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу  товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, подкуп должностных лиц для урегулирования дел, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, закупка образцов с целью их копирования, сепаратные договоры между некоторыми конкурентами и т. д.

Результаты деятельности любого предприятия сильно зависят  от сложившихся условий конкуренции  рынка, на котором им приходится продавать  свои товары.

Обычно выделяют следующие  типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

    1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции.
    2. Рынок монополистической конкуренции.
    3. Олигопольный рынок.
    4. Рынок чистой монополии.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции предполагает:

  • наличие большого число покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
  • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
  • наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях;
  • отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения;
  • свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них.

Примером отрасли, близкой  к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Рассмотрим характерные черты несовершенных конкурентных рынков, имеющих наибольшее значение на практике.

Монополистическая конкуренция  – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Рынок монополистической  конкуренции  состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен, наличие  которого объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия весьма незначительны. Различия могут заключаться в  сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

Информация о работе Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии