Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей проявления международной конкуренции в современных условиях.
Задачи данной курсовой работы:
выявить характерные черты и особенности развития автомобилестроения Японии;
рассмотреть трудности и пути их преодоления при выходе японских автопроизводителей на международный рынок;
определить условия успеха в международной конкуренции современном мире
Введение .…………………………………………………………………..…..….3
Раздел 1. Международная конкуренция в мировой экономике …………….…5
1.1. Понятие «конкуренция» и ее функции ……………………..………..…5
1.2. Методы и типы конкуренции …….……………………….….…………7
1.3. Причины освоения зарубежных рынков …………………………...…11
1.4. Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества ...…13
1.5. «Национальный ромб» Майкла Портера ………..……………………15
Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии……………………….………….......……………17
2.1. Особенности международной конкуренции в современных условиях …………………………………………………………………………17
2.2. История японского автомобилестроения …………………..…………20
2.3. Трудности на пути к успеху……..………………………..……………23
2.4. Новая японская производственная система .…………...………….….26
2.5. Глобализация отрасли .………….…….….…….….………….…….….30
2.6. Трудности последних лет .……………………....….…….….…….…..33
Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция …………………………...……………….……..35
3.1. Возможные пути дальнейшего развития японского автомобилестроения …….………………………………….……………….…. 35
3.2. Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции ……………………...……………….…………. 37
Заключение…………………………….……………………….......…………… 42
Список литературы…….…………………………………….…………………. 45
Стали поговаривать, что пик успеха японского автомобилестроения остался позади.
Но уже в 2012 году компании удалось вырваться на первое место в мире по выпуску машин. Японцы уверенно навёрстывают упущенные после цунами 2011 года позиции. В первом квартале 2012-го автогигант Toyota (вместе с дочерними брендами Hino и Daihatsu) впервые после той катастрофы вернул себе лидерство в автомобильной индустрии, а теперь подтвердил это завидное положение по итогам всего 2012 года. 9,75 миллиона проданных автомобилей – таковы результаты концерна, и это на 23% больше, чем годом ранее.
Toyota увеличила продажи своего продукта в течение 2012 года на 36,1 %. Чистый доход японских автомобилестроителей Toyota Motor Corporation получился почти в семь раз выше и составил 548,27 миллиардов иен (6,81 миллиард долларов США) против подобного показателя в размере 81,58 миллиардов иен зафиксированного в прошлом году. Эти данные являются официальными, согласно финансовому отчету корпорации [21].
В феврале 2013 г. компания повысила прогноз по чистой прибыли на этот год на 10% до 860 млрд иен, что более чем втрое превышает показатель 2012 г. и является самым высоким уровнем с года, закончившегося в марте 2008 [17].
Интересно также отметить, за счёт каких рынков Тойота нарастила свои продажи в первую очередь. Если в Европе показатели концерна выросли за год всего на два процента, то в США – на 27%, в среднем на зарубежных рынках – на 19%, а у себя дома в Японии – аж на 35%. Вдобавок Toyota смогла увеличить свою долю на рынке США с 12,9% до 14,4%, сократив отставание от GM, за которым 17,9% домашнего рынка [18].
Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция
Автомобили японских производителей по праву могут носить звание чуда инженерной мысли. Они являются лидерами во всем мире, и по-прежнему вызывают неподдельный интерес у инвесторов. Сдавать свои позиции автопроизводители Японии не собираются. Какими же путями автоконцерны Японии могут закрепить свой успех и продолжать удерживать лидерство?
Можно выделить несколько главных направлений:
Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный. Так же японских автогигантов интересует и Россия.
Сегодня приоритетными направлениями автороизводства Японии являются:
Toyota уже несколько лет носит звание самого «зеленого» бренда в мире. Компания развивает перспективное направление – гибридные автомобили, подзаряжающиеся от электросети и электромобили.
Начиная с 1997 года, корпорация выпускает
гибридные технологии на рынок автомобилей
и по праву считается
Гибрид работает как чистый электромобиль, пока батарея не разряжается, после чего он переключается на двигатель внутреннего сгорания.
Это лучший компромисс, доступный на рынке в данный момент, предлагая низкий расход топлива и выбросов и устраняя проблемы малой дистанции движения электромобилей.
Когда первое поколение Prius было запущено в 1997 году, его годовой объем продаж был незначительным. Сегодня Toyota поставляет более миллиона гибридов в год, на долю которых приходится 10% от общего объема мировых продаж и 50% продаж на внутреннем рынке бренда.
Продажи плагин версии Prius, которая была запущена в начале этого года, уже достигли 15.600 единиц.
Toyota, нынешний лидер в этой
области, считает, что гибриды
являются автомобилями
Крупнейший производитель
А вскоре мир увидят авто на водородных двигателях от Toyota. С каждым годом продажа «зеленых» автомобилей будет расти.
Среди новинок японских автомобилей преобладают модели предельно экономичные по расходу топлива. Гибридные модели концерна Honda находятся на первых местах в рейтингах Европы, Азии и Америки по экономичности.
В промышленно развитых странах автомобилестроение уже давно является не только ведущей отраслью машиностроения, но и одним из тех ключевых секторов национального хозяйства, которые обеспечивают успешное достижение общегосударственных экономических, социальных, научно-технических и экологических целей. Автомобилестроение способствует динамичному развитию и модернизации целого комплекса сопряженных отраслей экономики, всех основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих автомобилестроение материалами, комплектующими изделиями и технологическим оборудованием, а также средствами технического обслуживания, эксплуатации и ремонта.
Развитие автомобильной
Автомобильная промышленность играет очень важную роль и в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.
Фактическое прекращение инвестирования российского автомобилестроения за счет средств федерального бюджета и явно недостаточное финансирование отраслевой науки, обусловили в 90-х годах снижение конкурентоспособности отечественной автомобильной техники. Сегодня во многом утрачены позиции, занимавшиеся российским автомобилестроением в конце 80-х годов. На тот период российская автомобильная промышленность с численностью работающих около 1,5 млн. человек выпускала порядка 25 % объема всего гражданского машиностроения. В смежных отраслях на нее работало более 10 млн. человек.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.
Ведущее значение автомобильной промышленности для возрождения и развития национальных экономик в послевоенный период ярко продемонстрировала Япония. Сегодня Япония обладает наиболее конкурентоспособным автомобилестроением, имеющим очень прочные позиции на рынках США и Европы. Этот практический опыт необходимо учитывать и при разработке стратегии развития нашего государства. Безусловно, в России есть своя специфика системы хозяйствования, менталитета и ресурсного потенциала, но, тем не менее, многие эффективные японские формы и методы организации и управления автомобилестроением вполне могут быть с пользой дела применены и в наших условиях. К тому же Россия в отличие от Японии, обладает необходимыми для развития автомобилестроения сырьевыми ресурсами.
Успех японской автоиндустрии во многом был обеспечен рядом стимулов: государственными займами, помощью в области НИОКР, сокращением сроков амортизации, протекционистскими мерами и др. При комплексной, прямой и косвенной государственной поддержке и на основе развития внутрифирменного механизма хозяйствования японские автозаводы прошли путь от годового выпуска в несколько тысяч автомобилей в 50-е годы до многомиллионных объемов в настоящее время [23].
Можно утверждать, что тойотизм применим и в российской промышленности, особенно в автомобилестроении, по-прежнему опирающемся на фордистские технологии, которые постепенно устаревают даже в нашей стране. Только внедрение новых гибкоспециализированных производственных систем, повышение квалификации персонала и технологическое сотрудничество с ведущими западными автопроизводителями (а не передача заводов зарубежным инвесторам) позволит нашей автопромышленности вернуть утраченные позиции и стать реально конкурентоспособной на мировом рынке [12].
Прогнозируя рост автомобильного рынка
и изменение предпочтений потребителей,
в Российской Федерации с 2005 года
для привлечения инвестиций иностранных
автопроизводителей был введен режим
«промышленной сборки», предусматривающий
поэтапную локализацию
Однако приход ведущих иностранных
автопроизводителей, ввиду малого объема
требуемых по законодательству минимальных
производственных мощностей (25 тыс. автомобилей
в год), не сформировал предпосылок
для создания экономически оправданных
современных производств
Результаты государственной
Стратегия развития национальной автомобильной промышленности России основывается на следующих приоритетах: