Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей проявления международной конкуренции в современных условиях.
Задачи данной курсовой работы:
выявить характерные черты и особенности развития автомобилестроения Японии;
рассмотреть трудности и пути их преодоления при выходе японских автопроизводителей на международный рынок;
определить условия успеха в международной конкуренции современном мире

Содержание работы

Введение .…………………………………………………………………..…..….3
Раздел 1. Международная конкуренция в мировой экономике …………….…5
1.1. Понятие «конкуренция» и ее функции ……………………..………..…5
1.2. Методы и типы конкуренции …….……………………….….…………7
1.3. Причины освоения зарубежных рынков …………………………...…11
1.4. Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества ...…13
1.5. «Национальный ромб» Майкла Портера ………..……………………15
Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии……………………….………….......……………17
2.1. Особенности международной конкуренции в современных условиях …………………………………………………………………………17
2.2. История японского автомобилестроения …………………..…………20
2.3. Трудности на пути к успеху……..………………………..……………23
2.4. Новая японская производственная система .…………...………….….26
2.5. Глобализация отрасли .………….…….….…….….………….…….….30
2.6. Трудности последних лет .……………………....….…….….…….…..33
Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция …………………………...……………….……..35
3.1. Возможные пути дальнейшего развития японского автомобилестроения …….………………………………….……………….…. 35
3.2. Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции ……………………...……………….…………. 37
Заключение…………………………….……………………….......…………… 42
Список литературы…….…………………………………….…………………. 45

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)

Стали поговаривать, что пик успеха японского автомобилестроения остался  позади.

Но уже в 2012 году компании удалось вырваться на первое место в мире по выпуску машин. Японцы уверенно навёрстывают упущенные после цунами 2011 года позиции. В первом квартале 2012-го автогигант Toyota (вместе с дочерними брендами Hino и Daihatsu) впервые после той катастрофы вернул себе лидерство в автомобильной индустрии, а теперь подтвердил это завидное положение по итогам всего 2012 года. 9,75 миллиона проданных автомобилей – таковы результаты концерна, и это на 23% больше, чем годом ранее.

Toyota увеличила продажи своего продукта в течение 2012 года на 36,1 %. Чистый доход японских автомобилестроителей Toyota Motor Corporation получился почти в семь раз выше и составил 548,27 миллиардов иен (6,81 миллиард долларов США) против подобного показателя в размере 81,58 миллиардов иен зафиксированного в прошлом году. Эти данные являются официальными, согласно финансовому отчету корпорации [21].

В феврале 2013 г. компания повысила прогноз  по чистой прибыли на этот год на 10% до 860 млрд иен, что более чем  втрое превышает показатель 2012 г. и является самым высоким уровнем  с года, закончившегося в марте 2008 [17].

Интересно также отметить, за счёт каких рынков Тойота нарастила  свои продажи в первую очередь. Если в Европе показатели концерна выросли  за год всего на два процента, то в США – на 27%, в среднем на зарубежных рынках – на 19%, а у себя дома в Японии – аж на 35%. Вдобавок Toyota смогла увеличить свою долю на рынке США с 12,9% до 14,4%, сократив отставание от GM, за которым 17,9% домашнего рынка [18].

 

Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция

 

 

    1.  Возможные пути дальнейшего развития японского автомобилестроения

 

Автомобили японских производителей по праву могут носить звание чуда инженерной мысли.  Они являются лидерами во всем мире, и по-прежнему вызывают неподдельный интерес у  инвесторов.  Сдавать свои позиции автопроизводители Японии не собираются. Какими же путями автоконцерны Японии могут закрепить свой успех и продолжать удерживать лидерство?

Можно выделить несколько главных  направлений:

  1. Изменить ориентацию на рынки развивающихся стран. Японские автоконцерны  начали активно увеличивать продажи на рынках стран БРИК.

Большое внимание японские компании уделяют созданию своей  производственной базы в странах  Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей  которого расценивается как весьма перспективный. Так же японских автогигантов интересует и Россия.

  1. Если говорить о перспективах автомобилестроения Японии, стоит помнить о росте потребителей внутреннего рынка, ведь японцы привыкли покупать свои автомобили и много.
  2. Еще улучшить качество и технические характеристики. В своем большинстве японские автомобили отличаются комфортностью и надежностью, однако у любого производителя есть свои неудачные модели, которые вызывают ряд неудовлетворенностей у покупателей.
  3. Использовать передовые технологии. Японские автоконцерны имеют цель добыть первенство в гонке инноваций. Футуристические концепты, представленные на автомобильном салоне в Токио, поражают воображение.

Сегодня приоритетными  направлениями автороизводства Японии являются:

  • производство экологических авто;  
  • экономия топлива. 

Toyota уже несколько лет носит звание самого «зеленого» бренда в мире. Компания развивает перспективное направление – гибридные автомобили, подзаряжающиеся от электросети и электромобили.

Начиная с 1997 года, корпорация выпускает  гибридные технологии на рынок автомобилей  и по праву считается первооткрывателями в сфере массового выпуска  и продаже гибридных машин [19].

Гибрид работает как чистый электромобиль, пока батарея не разряжается, после  чего он переключается на двигатель  внутреннего сгорания.

Это лучший компромисс, доступный  на рынке в данный момент, предлагая  низкий расход топлива и выбросов и устраняя проблемы малой дистанции  движения электромобилей.

Когда первое поколение Prius было запущено в 1997 году, его годовой объем продаж был незначительным. Сегодня Toyota поставляет более миллиона гибридов в год, на долю которых приходится 10% от общего объема мировых продаж и 50% продаж на внутреннем рынке бренда.

Продажи плагин версии Prius, которая  была запущена в начале этого года, уже достигли 15.600 единиц.

Toyota, нынешний лидер в этой  области, считает, что гибриды  являются автомобилями будущего  наряду с технологией топливных  элементов, которые также становятся  все ближе к массовому производству.

Крупнейший производитель автомобилей  Японии готовится добавить не менее 20 новых гибридов, полностью электрическую  модель RAV-4 и автомобиль на топливных  элементах к 2015 году [22].

А вскоре мир увидят авто на водородных двигателях от Toyota. С каждым годом продажа «зеленых» автомобилей будет расти.

Среди новинок японских автомобилей  преобладают модели предельно экономичные  по расходу топлива. Гибридные модели концерна Honda находятся на первых местах в рейтингах Европы, Азии и Америки  по экономичности.

 

 

    1.  Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции

 

В промышленно развитых странах  автомобилестроение уже давно является не только ведущей отраслью машиностроения, но и одним из тех ключевых секторов национального хозяйства, которые  обеспечивают успешное достижение общегосударственных  экономических, социальных, научно-технических  и экологических целей. Автомобилестроение способствует динамичному развитию и модернизации целого комплекса  сопряженных отраслей экономики, всех основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих автомобилестроение материалами, комплектующими изделиями и технологическим оборудованием, а также средствами технического обслуживания, эксплуатации и ремонта.

Развитие автомобильной промышленности происходит на основе достижений фундаментальной  и прикладной науки. Оно дает импульс  научно-техническим разработкам  в самых различных сферах знаний, а их внедрение на автозаводах  позволяет, благодаря массовому  производству, скорее окупать затраты  на их выполнение. Постановка на производство каждой новой модели обязательно  требует новых технических и  технологических решений, как в автомобильной, так и в смежных отраслях промышленности. То есть автомобилестроение постоянно «принуждает» смежные отрасли к непрерывному повышению продукции.

Автомобильная промышленность играет очень важную роль и в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.

Фактическое прекращение инвестирования российского автомобилестроения за счет средств федерального бюджета и явно недостаточное финансирование отраслевой науки, обусловили в 90-х годах снижение конкурентоспособности отечественной автомобильной техники. Сегодня во многом утрачены позиции, занимавшиеся российским автомобилестроением в конце 80-х годов. На тот период российская автомобильная промышленность с численностью работающих около 1,5 млн. человек выпускала порядка 25 % объема всего гражданского машиностроения. В смежных отраслях на нее работало более 10 млн. человек.

Ситуацию в российской автомобильной  промышленности в последние несколько  лет можно охарактеризовать как  неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием  потребительского кредитования и укреплением  национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных  производителей на автомобильном рынке  при одновременном усилении конкуренции  внутри ценовых сегментов.

Ведущее значение автомобильной промышленности для возрождения и развития национальных экономик в послевоенный период ярко продемонстрировала Япония. Сегодня Япония обладает наиболее конкурентоспособным автомобилестроением, имеющим очень прочные позиции на рынках США и Европы. Этот практический опыт необходимо учитывать и при разработке стратегии развития нашего государства. Безусловно, в России есть своя специфика системы хозяйствования, менталитета и ресурсного потенциала, но, тем не менее, многие эффективные японские формы и методы организации и управления автомобилестроением вполне могут быть с пользой дела применены и в наших условиях. К тому же Россия в отличие от Японии, обладает необходимыми для развития автомобилестроения сырьевыми ресурсами.

Успех японской автоиндустрии во многом был обеспечен рядом стимулов: государственными займами, помощью  в области НИОКР, сокращением  сроков амортизации, протекционистскими мерами и др. При комплексной, прямой и косвенной государственной  поддержке и на основе развития внутрифирменного механизма хозяйствования японские автозаводы прошли путь от годового выпуска  в несколько тысяч автомобилей  в 50-е годы до многомиллионных объемов  в настоящее время [23].

Можно утверждать, что тойотизм применим и в российской промышленности, особенно в автомобилестроении, по-прежнему опирающемся на фордистские технологии, которые постепенно устаревают даже в нашей стране. Только внедрение  новых гибкоспециализированных  производственных систем, повышение  квалификации персонала и технологическое  сотрудничество с ведущими западными  автопроизводителями (а не передача заводов зарубежным инвесторам) позволит нашей автопромышленности вернуть  утраченные позиции и стать реально  конкурентоспособной на мировом  рынке [12].

Прогнозируя рост автомобильного рынка  и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных  автопроизводителей был введен режим  «промышленной сборки», предусматривающий  поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов  на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации.

Однако приход ведущих иностранных  автопроизводителей, ввиду малого объема требуемых по законодательству минимальных  производственных мощностей (25 тыс. автомобилей  в год), не сформировал предпосылок  для создания экономически оправданных  современных производств автокомпонентной отрасли.

Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность, положительные, в первую очередь, для  конечных потребителей, оказались недостаточными для её полноценного развития. В  связи с чем, Правительственной  комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009г. было принято решение о разработке программы развития автомобильной  промышленности России на период до 2020 года.

Стратегия развития национальной автомобильной  промышленности России основывается на следующих приоритетах:

  • стимулирование разработки и производства инновационных автотранспортных средств и автомобильных компонентов, создания новых  и модернизации действующих производств на территории Российской Федерации;
  • достижение вновь создаваемой автомобильной техники российского производства мирового технического уровня, в том числе, по безопасности, надежности, топливной экономичности, экологическим характеристикам;
  • развитие на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств автомобильных компонентов, в том числе, для поставок на экспорт;
  • развитие региональных кластерных инициатив по созда<span class="List_0020Paragraph__Cha

Информация о работе Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии