Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей проявления международной конкуренции в современных условиях.
Задачи данной курсовой работы:
выявить характерные черты и особенности развития автомобилестроения Японии;
рассмотреть трудности и пути их преодоления при выходе японских автопроизводителей на международный рынок;
определить условия успеха в международной конкуренции современном мире

Содержание работы

Введение .…………………………………………………………………..…..….3
Раздел 1. Международная конкуренция в мировой экономике …………….…5
1.1. Понятие «конкуренция» и ее функции ……………………..………..…5
1.2. Методы и типы конкуренции …….……………………….….…………7
1.3. Причины освоения зарубежных рынков …………………………...…11
1.4. Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества ...…13
1.5. «Национальный ромб» Майкла Портера ………..……………………15
Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии……………………….………….......……………17
2.1. Особенности международной конкуренции в современных условиях …………………………………………………………………………17
2.2. История японского автомобилестроения …………………..…………20
2.3. Трудности на пути к успеху……..………………………..……………23
2.4. Новая японская производственная система .…………...………….….26
2.5. Глобализация отрасли .………….…….….…….….………….…….….30
2.6. Трудности последних лет .……………………....….…….….…….…..33
Раздел 3. Перспективы и прогнозы развития автомобилестроения в условиях международной конкуренция …………………………...……………….……..35
3.1. Возможные пути дальнейшего развития японского автомобилестроения …….………………………………….……………….…. 35
3.2. Российская автомобильная промышленность в современных условиях международной конкуренции ……………………...……………….…………. 37
Заключение…………………………….……………………….......…………… 42
Список литературы…….…………………………………….…………………. 45

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 76.31 Кб (Скачать файл)
  • относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Рынок олигополии состоит из небольшого числа крупных фирм, имеющих возможность влиять на рыночную цену.

Небольшое число продавцов  объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

Между предприятиями существует тесная взаимозависимость: любое из них находится под существенным воздействием поведения остальных и вынуждено учитывать эту зависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но неценовые методы соперничества оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

При олигополистической конкуренции  фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей  деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Чистая монополия – это рынок, на котором всего один продавец. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать у нее данную продукцию. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.

Основные черты чистой монополии:

  • единственный продавец - производитель;
  • товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
  • продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
  • очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

Различают естественную и  искусственную монополии.

Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и  хозяйственные организации, имеющие  в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки  и т.д.)

Искусственные монополии. Под  этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической  выгоды (картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги и.т.д).

 

 

 

start="3"

 Причины освоения зарубежных рынков

 

Правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами.

Прибыльность отрасли  в целом определяется действием  вышеописанных пяти сил, поскольку  именно они воздействуют на цены, издержки и уровень необходимых инвестиций действующих в отрасли компаний – все эти элементы являются также составляющими доходности капиталовложений. Рыночная власть покупателей самым непосредственным образом влияет на то, какие цены компания может устанавливать на свою продукцию, – точно так же влияет на цены угроза со стороны продуктов-заменителей (субститутов). Рыночная власть покупателей также определяет размеры издержек и инвестиций – «влиятельные» покупатели требуют дорогостоящего обслуживания. Стоимость сырья и других материалов зависит от рыночной власти поставщиков. Интенсивность соперничества также влияет на цены, равно как и на издержки конкуренции, в таких сферах, как производство, разработка продукта, реклама и торговля. Постоянная угроза появления новых конкурентов ограничивает рост цен и определяет необходимый стартовый уровень инвестиций, что является инструментом сдерживания притока новых конкурентов [8].

Конкуренция в современном  мире приобретает все более широкий  международный характер.

Выход компаний на зарубежные рынки определяется следующими причинами:

  1. Привлечение новых клиентов. Освоение зарубежных рынков открывает возможности повышения доходов, прибыли и долговременного роста. Данный вариант особенно привлекателен в тех случаях, когда внутренний рынок страны уже насыщен.
  2. Сокращение издержек и повышение конкурентоспособности. Многие компании сталкиваются с необходимостью экспортировать продукцию, поскольку максимальный объем продаж на их внутренних рынках недостаточен для достижения экономии на масштабе производства и обеспечения конкурентоспособного уровня издержек.
  3. Преимущества за счет ключевой компетенции. Компания с конкурентно значимыми возможностями и компетенциями достигает конкурентного преимущества не только на внутренних рынках, но и на зарубежных.
  4. Снижение риска за счет расширения рынка. Освоение зарубежных рынков снижает предпринимательский риск, уменьшая зависимость компании от операций на внутреннем рынке. Если в экономике одних стран наступает спад, убытки на этом рынке можно компенсировать за счет активизации продаж в других.

 

 

 

start="4"

 Выбор конкурентной стратегии и конкурентные преимущества

 

Компания, выходя на один или  несколько избранных внешних  рынков, вступает в международную  конкуренцию. Конкурентная борьба на внешних  рынках предъявляет гораздо более  высокие требования к разработке стратегии компании, чем конкурентная борьба на внутреннем рынке.

Выбор конкурентной стратегии  фирмы определяют два момента: структура  отрасли, в которой действует  фирма, и позиция, которую фирма  занимает в пределах отрасли [10].

Успех в международной  конкуренции – это, прежде всего сочетание двух начал: либо уникальность производимой продукции (что бывает достаточно редко), либо наличие конкурентных преимуществ (что встречается сплошь и рядом). Поэтому главная ставка в конкуренции на любом уровне – это ставка на формирование конкурентных преимуществ [6].

Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более  низкие издержки и дифференциация товаров.

Перед страной или компанией, осваивающей внешние рынки, стоит очень важный вопрос: приспосабливать ли свои предложения под вкусы и предпочтения местных покупателей или же предлагать на всех рынках стандартную продукцию. Адаптация товара к предпочтениям местных потребителей, несомненно, способствует его популярности, однако всегда приводит к росту издержек производства и распространения из-за увеличения количества моделей и модификаций, уменьшения партий изготавливаемого товара, сложностей с управлением каналами распространения. Стандартизация товаров позволяет в полной мере использовать эффект экономии на масштабе и эффект обучаемости, что увеличивает конкурентоспособность компании по издержкам. Поэтому поиск оптимального сочетания адаптации и стандартизации имеет огромное значение для всех компаний, действующих на внешних рынках.

Формы международной конкуренции  в разных отраслях экономики сильно различается.

С одной стороны – мультинациональная конкуренция, или конкуренция на отдельных, изолированных один от другого национальных рынках. При мультинациональной конкуренции у компании не существует международного или глобального рынка, а только совокупность изолированных внутренних рынков отдельных стран. Преимущества стратегии, разработанные для конкретной страны, и любое достигнутое в этой стране конкурентное преимущество не выходят за рамки данной страны и не распространяются на другие страны, в которых работает компания. Мультинациональная конкуренция характерна для таких отраслей, как пивная промышленность, страхование жизни, производство швейных изделий, выплавка металлов, производство некоторых видов продуктов питания (кофе, крупы, консервы, замороженные продукты) и многих видов розничной торговли.

С другой стороны – глобальная конкуренция, при которой цены и  конкурентные условия на разных внутренних рынках тесно взаимосвязаны. В глобальной отрасли конкурентоспособность  компании в каждой стране зависит  от конкурентоспособности в других странах. Особенно интенсивна конкуренция  в странах, где велики объемы продаж, и где присутствие компании стратегически необходимо для упрочнения положения в данной отрасли. При глобальной конкуренции компания укрепляет свои позиции, проводя операции во всем мире; конкурентное преимущество, создаваемое на внутреннем рынке, дополняется преимуществами, создаваемыми в других странах (размещение предприятий в странах с низкой заработной платой, передача опыта и навыков из одной страны в другую, обслуживание мультинациональных клиентов, репутация торговой марки). Глобальные преимущества компании напрямую зависят от ее конкурентных преимуществ на национальном рынке. Глобальная конкуренция наблюдается в производстве автомобилей, телевизоров, автошин и автопокрышек, телекоммуникационного оборудования, копировальных устройств, часов, в коммерческих воздушных перевозках.

Таким образом, важнейший выбор, который должна сделать фирма, заключается в том, может ли она конкурировать в глобальном масштабе или же она должна найти способ конкурировать на одном или нескольких национальных рынках.

 

 

 

start="5"

 «Национальный ромб» Майкла Портера

 

В своих исследованиях  для успеха компании на международном  рынке Майкл Портер уделяет особую роль стране базирования, в которой  разрабатываются стратегия, основная продукция и технология и где  имеется необходимая рабочая  сила, обладающая навыками.

Для успеха в международной  конкуренции любая страна должна иметь четыре свойства, которые Портер назвал «детерминантами конкурентного  преимущества страны». Он ввел понятие  «национальный ромб», вершинами  которого являются следующие детерминанты:

  1. Условия для  факторов производства. Характеризуют позицию страны по основным факторам производства: квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры, что необходимо для успешной конкурентной борьбы.
  2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для продукции или услуг, которые выпускаются отраслью. Под понятием «характер спроса» имеется в виду не только объем и структура, но и качество потребителя, его зрелость, осведомленность, квалифицированность, требовательность.
  3. Родственные и поддерживающие отрасли. Имеются в виду отрасли – поставщики исходных компонентов для производства товаров, отрасли, осуществляющие послепродажное обслуживание товаров. Наличие в стране отраслей-поставщиков всегда благоприятно сказывается на любой отрасли экономики.
  4. Условия для стратегии, структуры и соперничества. Существующие в стране условия для соперничества (политика государства в области конкуренции и  антимонопольная политика) между компаниями, их структуры (географические условия) и стратегии.

Для успешного развития в  любой из отраслей экономики страна должна обладать преимуществами для  данной отрасли во всех четырех компонентах  ромба [10].

 

 

Раздел 2. Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии

 

 

    1.  Особенности международной конкуренции в современных условиях

 

 До середины прошлого века  международная конкуренция базировалась на основе факторов производства. Отрасли промышленности в то время были трудоемкие, продукция выпускалась крупносерийная, стандартная, рассчитанная на массового, безадресного покупателя. В этих условиях главную роль в конкуренции играли природные ресурсы, наличие дешевой рабочей силы.

 В современных условиях  производимые товары дифференцированы, запросы покупателя необычайно  разнообразны, хозяйства масштабны,  высокотехнологичны, повсеместно господствует  электроника, информационные системы,  гибкие производственные структуры.  Поэтому главным условием успеха  в международной конкуренции стали доступ к новейшим технологиям, наличие высококвалифицированных кадров, современной рыночной инфраструктуры, прекрасно работающий маркетинг, неценовая конкуренция.

Конкурирующие фирмы сегодня  активно проводят глобальную стратегию  во всех сферах деятельности – продают свои товары и услуги по всему миру, размещают свое производство во всех странах, ищут новые материалы, новаторские идеи и т.д.

Полная зависимость товаропроизводителя  только от наличия природных факторов производства становится все слабее: миграция капитала, рабочей силы приобрела  в наше время гигантские масштабы, а международного транспорта, мировых  информационных систем во много раз  удешевило обмен информацией и сократило время ее получения и обработки.

Сейчас главное условие успеха в международной конкуренции – постоянное совершенствование технологий производства, непрерывные финансовые вливания в инновации, в сферу НИОКР, в подготовку высококвалифицированных кадров [6].

Быстрый рост прямых частных  иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных  научно-производственных комплексов с  филиалами в разных странах и  на разных континентах. Это связано  с постоянным расширением знаний, нарастающим потоком информации и усиливающимся переливом капитала от фирмы к фирме, от государства  к государству.

Информация о работе Международная конкуренция в современном мире на примере автомобилестроения Японии