Международный франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ сущности международного франчайзинга, обоснование выбора партнера в межстрановом аспекте, а также составление международного контракта.
Задачи работы:
Дать характеристику международного франчайзинга.
Рассмотреть сущность туристической деятельности в России и использовании франчайзинга.
Проанализировать теоретические основы выбора франшизы, страны партнера.

Файлы: 1 файл

155271 Курсовая с практикой.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от условий путешествия различают туризм [4, c. 45]:

    1. Организованный: путешествие происходит по программе, разработанной туристическим учреждением; во время путешествия предоставляется комплекс услуг.
    2. Самодеятельный: план путешествия разрабатывает сам турист; во время путешествия в значительной степени присутствует самообслуживание.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма [6, c. 22]:

1. Внутренний, т.е. путешествия жителей  какой-либо страны по своей  собственной стране.

2. Въездной, т.е. путешествия по  какой-либо стране лиц, не являющихся  ее жителями.

3. Выездной, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую.

По функциональному признаку предприятия, занимающиеся туристской деятельностью, делятся на туроператоров и турагентов.

Всемирной Туристской Организацией составлен прогноз, согласно которому к 2016 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. На данный момент, по оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма [6, c. 23].

В последние несколько лет в России развивается сегмент внутреннего туризма. В России широкие возможности для пляжного, экскурсионного, активного, экологического, этнографического и других видов отдыха. Наиболее динамично растут экологический туризм (в частности на Байкале), горнолыжный туризм, а также туризм выходного дня (пригородные отели) в окрестностях крупных городов.

Число внутренних туристов в России за 2012 год оценивается в 26-27 млн. человек.

По данным РБК, рост внутреннего туризма в России в 2012 г. составил 7,7% и достиг 28 млн. чел. В управлении развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов Федерального агентства по туризму прогнозируют, что к 2014 году туристический поток внутри страны увеличится до 35 млн. человек. Эти показатели внушают большой оптимизм руководству отрасли [6, c. 23].

Вместе с тем, 32% крупнейших по выручке в 2012 г. российских туристических компаний не занимаются внутренним туризмом.

Интерес зарубежных компаний к российскому рынку сконцентрирован на туроперейтинге.

Туристические компании, которые занимаются исключительно розничной продажей туров, по организации бизнеса близки к розничным компаниям в других секторах экономики. На рынке представлены как одиночные агентства, в сумме обеспечивающие подавляющий объем продаж (не менее 70%), так и сетевые агентства, на которые, по различным оценкам, приходится в целом от 10 до 30% розничных продаж. В Москве на сети приходится около 40% от общего объема продаж.

В 2012 г. на российском рынке насчитывается более 50 агентских сетей разного формата:

Одиночные агентства - они являются, как правило, самостоятельными, независимыми от оператора, компаниями.

Сетевые агентства - они могут быть как независимыми от оператора, так и находиться в его собственности. Как независимые, так и развиваемые операторами сети могут полностью или частично, в комбинации с открытием собственных офисов, использовать франчайзинговые схемы. По оценкам экспертов, около 30% вступающих в сеть турагентств в крупных городах не отличаются постоянством и постоянно меняют «порт приписки», переходя из одной сети в другую.

За редкими исключениями (к ним можно отнести «Турсеть», существующую на базе отделений «Почты России»), сети-лидеры развиваются с использованием фрачайзинговых схем.

Франчайзинг туризм широко распространен во всем мире. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристические сети Uniglobe travel и Woodside travel, европейские TUI, Nekkerman. В России также получили широкое распространение франшизы в туризме, и обе стороны франчайзинговх отношений уже имели возможность оценить все плюсы ведения туристического бизнеса по этой схеме [2, c. 10].

В туристическом бизнесе вхождение в известную франчайзинговую сеть дает множество преимуществ, а также гарантирует эксклюзивность представительства выбранной сети в регионе. Ведь, для исключения слишком большой плотности туристических агентств сети на территории и создание конкуренции между ними, в договоре франчайзинга определяется территория, на которой от конкретной сети будет находиться только одно турагентство.

В туристическом бизнесе преимущественно применяют деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата» и сервисный франчайзинг.

Туристический франчайзинг в сравнении с открытием самостоятельной фирмы выгоден еще и тем, что некоторые туроператоры прекращают работу с независимыми агентствами, одновременно офисам сетей они предоставляют повышенную комиссию при продаже туров.

Турфирме предоставляется категоризация туроператоров и рекомендации по работе с каждой категорией. Также список туроператоров, работа с которыми нежелательна: некачественное обслуживание и нарушение обязательств этими туроператорами могли бы, при работе с ними, нанести ущерб агентству и подорвать к нему доверие у потребителя. Туристический бизнес довольно специфичен и разобраться во всех его тонкостях с нуля приходится долгое время. Вступая в сеть, турагентство получает рекламу своего турагентства в газетах и журналах, в сети Интернет, сами рекламные материалы, которые оплачивает центральный офис.

Во всем мире франчайзинговые фирмы весьма развиты и доходны. В России в настоящее время они активно развиваются. В цивилизованных странах (Европа, США, Канада) уже давно большинство туристических агентств охвачены франчайзинговыми сетями. Примерами таких крупных сетей могут служить TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 97 самолетов, собственный круизный и чартерный флот), Томас Кук, «Оторвись, пока не поздно».

Рынок франчайзинга в туризме в РФ пока недооценен, и находится на стадии формирования спроса. Кроме того, франчайзинговая сеть наиболее устойчива ко всем возможным внешним угрозам, поскольку не связана с конкретной страной отправки. Изменение общей экономической ситуации в стране так же не столь критично. Так как в случае его ухудшения агентства будут более стремиться в сеть, что бы выжить, а в случае улучшения - будут вступать вновь образовавшиеся агентства. Франчайзинг в туризме в самое ближайшее время станет рынком продавца.

Сейчас в РФ реально существуют 2 сетевых бренда: «Куда. ру» (в нее входит 76 фирм) и «Магазин горящих путевок» (около 100 фирм). Существует еще несколько небольших сетей в них число участников порядка 10 фирм (Гринекс, ВКО Клаб, Эконом тур). Эти сети являются скорее материнскими, чем франчайзинговыми [2, c. 11].

Потребность в создании туристических франчайзинговых сетей в РФ сейчас актуальна. Большинство руководителей мелких и средних туристических фирм пытаются разрешить одни и те же однотипные проблемы, разрешить, которые, в одиночку практически невозможно. Главная из них - эффективная технология привлечения клиентов.

Для поддержания экономической устойчивости предприятий индустрии туризма необходимо соблюдение ряда условий. Рыночные условия предоставления услуг значительно повышают деловой риск предприятий индустрии туризма. Чтобы снизить его и вместе с тем обеспечить рост капитала, необходимо предвидеть картину развития предприятия в относительно отдаленном будущем. Это видение позволяет формировать разработка экономической стратегии.

 

1.3. Теоретические  основы выбора франшизы

 

По официальным данным в 70 странах мира франшиза является одним из самых популярных форм бизнеса. Например, в США более трети всей розничной торговли – это франчайзинг, а в Австралии этот параметр составляет почти 90%, и в него еще входят сферы обслуживания, быстрого питания и т.д. Россия здесь не исключение: наиболее востребованные направления франшизы у нас – автозаправочные комплексы, фитнес-клубы, индустрия быстрого питания и продажа одежды. За ними следуют такие сферы, как строительство, бухгалтерские услуги и реклама. Как определить, насколько прибыльной будет франшиза, и на что обратить внимание при ее покупке [10, c. 71].

Франшиза выгодна, потому и популярна. На начальном этапе предприниматель не несет всей ответственности в одиночку, что дает бизнесу устойчивость и больше шансов стать прибыльным и выжить в конкуренции. По статистике только 10% компаний, работающих по франчайзингу, прекращают свою деятельность через 10 лет, в то время как, другие формы бизнеса закрываются в 23 случаях из 100 [16, c. 16].

Если сравнить истории успеха бизнеса, то получается, что «самостоятельные» предприниматели имеют больше шансов разориться, чем те, кто предпочел франшизу. Так, из «одиночек», решивших воплотить в жизнь свои проекты, идеи и мечты до конца года доживает менее 50%, а пятилетие празднуют не более 20%. Те, кто выживает и добивается хороших результатов, как правило, открыли собственное дело уже, будучи профессионалами и имея за плечами опыт предпринимательства, или же досконально зная сферу своей будущей деятельности. И все эти условия не являются гарантией успеха – это всего лишь обязательные требования для начала самостоятельной предпринимательской деятельности.

Более позитивно обстоят дела при открытии малого бизнеса по франшизе. Практически все, кто решился на франчайзинг, продолжает свою работу через год после открытия, а закрывают дело только 5%, что почти в 10 раз меньше, чем у предпринимателей «одиночек». Именно эта колоссальная разница банкротств между двумя способами ведения бизнеса, минимизация рисков, а также высокий процент «долгожителей» во франшизе делают эту категорию популярной и востребованной.

Однако, здесь тоже есть немало проблем. Если посмотреть на статистику по разорениям молодых компаний, то за первый год «одиночек» значительно больше, чем франшиз, но спустя более длительный период времени (4-5 лет) этот разрыв сокращается почти в 1,5 раза. Дело в том, что самостоятельные бизнесмены, преодолев рубеж в 5 лет, становятся матерыми предпринимателями и у них появляется стабильность и устойчивость на рынке. У франшизы же есть два риска: высокая конкуренция и зависимость от других франчайзеров, что может привести к «эффекту домино», когда падение основной костяшки ведет за собой крах всех остальных. То есть, покупая франшизу, компания напрямую зависит от «материнской» компании, а также успеха и состоятельности других ее «дочек». С одной стороны, это отличный тыл, а с другой, рискованная зависимость от всей «семьи», поэтому прежде, чем покупать франшизу, надо ее правильно выбрать.

Выбор и конкуренция. Среди обанкротившихся немало тех, кто пострадал от некомпетентности или недобросовестного поведения своих франчайзеров. Дело в том, что из-за растущей популярности среди инвесторов и востребованности на рынке в последнее время их продают очень многие, в том числе и молодые компании, которые еще сами не обладают достаточным опытом и весом на рынке и, соответственно, не в состоянии организовать достойную поддержку своим последователям. Поэтому перед приобретением франшизы необходимо сначала убедиться в достаточной компетенции и успешном опыте компании-продавца.

Что касается риска конкуренции, то есть компании-продавцы, которые затягивают своих «дочек» в зоны повышенной конкуренции и рисков, таких как снижение спроса на сегмент, монополизация и т.д. Поэтому перед покупкой франшизы, необходимо внимательно изучить сегмент ее деятельности. И все же эти риски не сравнятся по объему с рисками индивидуального предпринимательства, поэтому если компания не обладает достаточным опытом и знаниям, лучше сделать свой выбор в пользу франшизы.

При покупке франшизы, необходимо обратить внимание на следующие показатели [13, c. 67].

Компания-франчайзер. По сути, покупка франшизы – это приобретение на определенных условиях прав на продажу торговой марки, бренда, услуг и/или технологий у их правообладателя. Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание – это компания, у которой собираемся приобрести франшизу. Здесь можно доверять тем компаниям, которых интересует не просто прибыль, а расширение сети. Понять это можно из разговора с менеджером и его заинтересованности в успехе, а также по тем услугам и поддержке, которые предлагаются франчайзи.

Условия приобретения. Далее, на что стоит обратить внимание при покупке франшизы – это ее условия и все составляющие пакета услуг. Цена франшизы должна быть сопоставима с тем, что в итоге получаем. Например, бывает так, что в условиях договора не предусмотрено исключительное право на представление бренда на территории определенного региона или округа, это может привести в казусной ситуации, когда по соседству откроется фирма с той же вывеской и другим владельцем.

Выплаты. Один из важнейших аспектов франчайзингового бизнеса – это выплаты. Поэтому при покупке фрашизы следует обратить внимание на размер единоразового платежа за право вести бизнес под маркой франчайзера, а также размер регулярного взноса. Ведь именно от величины этих двух финансовых составляющих напрямую зависит выгодность покупки франшизы.

Условия расторжения договора. Не менее важно при покупке франшизы определить способ расторжения договорных отношений. Здесь, как и при заключении брака – договор надо составлять до развода, а не в процессе.

Таким образом, необходимо изучить следующие вопросы:

  • Как давно компания-франчайзер существует на рынке?
  • Как давно данная компания начала предлагать франшизу?
  • Как конкуренты оценивают рыночную позицию данной компании?
  • Сколько у компании собственных точек, а сколько франчайзинговых?
  • Обратить внимание на уровень презентационных материалов данной компании, предназначенных потенциальным франчайзи. Отсутствие таковых  является тревожным сигналом.
  • При первом обращении в компанию, предлагающую франшизу, обратить внимание, насколько структурировано будет представляться информация о проекте. По результатам такого общения должно сложиться четкое понимание, что этот проект из себя представляет, подходит ли он, и каков алгоритм дальнейших действий.

Информация о работе Международный франчайзинг