Международный франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ сущности международного франчайзинга, обоснование выбора партнера в межстрановом аспекте, а также составление международного контракта.
Задачи работы:
Дать характеристику международного франчайзинга.
Рассмотреть сущность туристической деятельности в России и использовании франчайзинга.
Проанализировать теоретические основы выбора франшизы, страны партнера.

Файлы: 1 файл

155271 Курсовая с практикой.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Также необходимо проанализировать проектную документацию. В идеале она должна состоять из [11, c. 60]:

  1. Финансовой модели, позволяющей определить момент выхода франчайзи на точку безубыточности;
  2. Детализированных стандартов фирменной работы, включающих регламенты взаимодействия с франчайзером;
  3. Форм отчетности;
  4. Технологий ведения бизнеса и управления персоналом;
  5. Коммерческих условий;
  6. Brandbook;
  7. Договора коммерческой концессии или лицензионного договора.
  • Если данные  сведения франчайзером передаются исключительно устно или в виде разрозненных, иногда противоречащих друг другу инструкций, то эта франшиза далека от совершенства и, скорее всего, находится на начальной стадии развития. Документация должна быть очень четко логически выстроена и хорошо структурирована, так как, по сути, является детальной инструкцией ведения бизнеса.
  • Получить информацию у франчайзера, в какой степени он будет вовлечен в процесс подготовки (ребрендинг, застройка, обучение персонала и пр.) компании к проекту. Положительный сигнал – наличие у франчайзера startup команды, которая будет вести компанию от подписания договора  до стадии перехода к регулярной работе.

 

1.4. Выбор страны партнера

 

Германия расположена на холмистой Среднеевропейской равнине, граничит с Австрией, Люксембургом и Швейцарией на юге, с Бельгией, Данией, Францией и Голландией - на западе и северо-западе, с Чехией на юго-востоке и с Польшей на востоке. Общая площадь страны - 357 тыс. кв. км. [9, c. 65]

На современном этапе развития Германия является одним из лидеров стран Европейского союза. Природно-географическое положение Германии можно назвать одним из факторов, определяющих успешное развитие страны.

Германия лежит в центре Европы. Она граничит с девятью государствами, и природными границами ее являются два отрезка береговой линии на севере, река Рейн на юго-западе и Баварские Альпы на юго-востоке.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) омывается Северным и Балтийским морями. Климатические особенности, в целом, благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности населения практически по всей территории страны, для выращивания обширной гаммы сельскохозяйственных культур. Положение Германии в центре Европы определяет основные черты ее климата - умеренного, переходного от типично морского к более континентальному при движении с северо-запада, где велико влияние Атлантики, на юго-восток.

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципусоциально-рыночной, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы.

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2011 году в рейтинге стран по общему объему ВВП Германия занимала четвёртое место, и пятое место в рейтинге по объему ВВП по паритету покупательной способности. До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место [9, c. 66].

Германия является постиндустриальной страной, где основу экономики (от 70% до 78% в разные годы) составляют услуги, 23%-28% - производство и агробизнес - 0.5-1.5%, в котором занято такое же количество экономически активного населения.

На данный момент экономика Германии не может продемонстрировать значительный рост на фоне европейского долгового кризиса, который оказывает давление на экспорт.

Согласно данным ВВП страны в 2013 г. продемонстрировало рост лишь на 0,8%, как и в 2012.

Однако, несмотря на негативные тенденции, эксперты считают, что рынок труда Германии будет стабильным, а безработица снизится до минимальной отметки - 6,8%, а в следующем году лишь немного повысится - до 6,9% [18].

Согласно обновленному прогнозу Бундесбанка экономика Германии увеличится на 1% в 2014 г. Предыдущий прогноз предполагал рост ВВП на 1,6% в следующем году [9, c. 67].

Причинами пересмотра стали негативные последствия долгового кризиса в еврозоне, а также сокращение объемов экспорта в условиях ослабления темпов экономического подъема в Азии.

 

1.5. Характеристика  основных разделов договора международного франчайзинга

 

В российском законодательстве нет четкого определения франчайзингового договора, поэтому принято использовать либо договор концессии, либо договор лицензии.

Предметом договора коммерческой концессии в соответствии со ст. 1027 ГК РФ является передача комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, принадлежащих правообладателю для его использования в определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществлению иной торговой деятельности). Под комплексом имущественных прав понимается исключительное право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарные знаки и знаки обслуживания и другие объекты исключительных прав [14, c. 15].

Договор франчайзинга - договор, по которому Франчайзер предоставляет Франчайзи комплекс необходимых прав с целью изготовления и (или продажи) определенного вида товара и (или) оказание услуг под товарным знаком (или фирменным наименованием) в течение определенного периода времени и на определенной территории.

Содержание Договора коммерческой концессии:

Правообладатель (Франчайзер) обязан:

1. Передать пользователю весь  комплекс исключительных прав  по договору. Эта обязательство  в законе изложено достаточно подробно. Он содержит обязанность передать Пользователю техническую и коммерческую документацию (планы, расчеты, чертежи), проинформировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору коммерческой концессии, а также предоставить пользователю другую информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии. По сути, эта обязанность является информационным и требует, чтобы правообладатель обеспечил любой информацией, которая будет необходима для осуществления прав, переданных по договору коммерческой концессии. Перечень данных, которые можно требовать раскрыть, оставлен открытым. Также данный Закон не раскрывает всей сути франчайзинга, их видов, возможностей и норм ответственности сторон за нарушения. В Европе существует отдельный закон «Модель франчайзинга. Закон о раскрытии информации» (Рим, сентябрь 2002 г.).

2. Во избежание необоснованных  требований по раскрытию информации, правообладателю в договоре коммерческой  концессии стоит отметить, какую именно информацию необходимо предоставлять. Эта обязанность, как и все последующие, есть диспозитивная, поскольку договором коммерческой концессии эта обязанность может быть возложена и на пользователя;

3. Предоставлять пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. Возложение на правообладателя этой обязанности вполне логично, особенно в рамках долгосрочного договора. Ведь объекты передаваемых прав по договору коммерческой концессии, как правило, непрерывно совершенствуются. Поэтому пользователь объективно заинтересован в получении новой информации, которая улучшит его позиции на рынке. В свою очередь правообладатель за предоставление информационного благоприятствования может получить отдельную плату;

4. Контролировать качество товаров (работ, услуг), производящей (выполняет, оказывает) пользователем на основании  договора коммерческой концессии. Правообладателю как лицу, которое  гораздо лучше знакомо с процессом выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг), значительно проще проконтролировать их качество, чем пользователю. Ведь правообладатель, как правило, и есть создателем интеллектуальных продуктов, права на которые передаются по договору коммерческой концессии и используются при создании товара. К тому же он должен быть заинтересован в том, чтобы эти творческие продукты не обесценились в результате выпуска товаров (выполнения работ, оказания услуг) низкого качества.

Права и обязанности Пользователя (Франчайзи):

1. Использовать комплекс полученных  им исключительных прав в соответствии  с условиями договора, в установленном  объеме и надлежащим образом. Эта обязанность коррелируется  с его правом использовать  такой комплекс. Обязанность состоит в том, чтобы не выходить за пределы пользования, установленные договором. В составе этой обязанности необходимо выделить ряд субобязательств:

а) использовать торговую марку и прочие обозначения Правообладателя определенным в Договоре способом. Если в Договор внесены любые ограничения, касающиеся такого использования, их необходимо соблюдать, например, запрет располагать наименование (обозначение) в помещениях, используемых для торговли алкогольной продукцией. Отсутствие в Договоре каких-либо ограничений на этот означает, что фирменное наименование правообладателя может использоваться любым не запрещенным законодательством способом;

б) следовать инструкциям (перечень инструкций входит в Пакет франчайзинга) и указаний собственника, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса, предоставленных прав использованию этих прав правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых при осуществлении прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии. При этом, если в договоре не ограничено объем или содержание указаний (инструкций), они могут быть любыми. Однако, правообладатель не может ставить пользователю требования, которые не следовал сам. Это правило и является тем ограничением, которое не позволяет выдавать чрезмерные или невыполнимые инструкции (указания), а потом требовать досрочного расторжения договора коммерческой концессии из причин их невыполнения;

в) информировать покупателей наиболее очевидным для них способом об использовании им торговой марки и других обозначений правообладателя по договору коммерческой концессии. Основной сферой, в которой осуществляется эта обязанность, является реклама. Пользователь должен проинформировать своих покупателей о том, что он выступает как пользователь именно по договору коммерческой концессии, причем относительно конкретного правообладателя, которого сразу же необходимо назвать. Способ доведения до покупателей информации о том, что средства индивидуализации используются на основании договора коммерческой концессии, зависит от того, как они используются. Словесная форма использования предполагает устное сообщение, письменное или графическая - наличие необходимых надписей и такое подобное;

г) не разглашать секреты производства правообладателя, другую полученную от него конфиденциальную информацию. В то же время договору коммерческой концессии должен определять, какие сведения являются коммерческой тайной. В противном случае трудно говорить об ответственности пользователя за разглашение коммерческой тайны, ведь до последней относятся лишь те сведения, по которым принимаются меры охраны конфиденциальности. Правообладатель должен указать, какие сведения он относит к секретным, и только по ним возникает обязанность пользователя беречь их в тайне;

2. Своевременно выплачивать правообладателю  обусловленное договором вознаграждение (роялти). Вознаграждение может выплачиваться  в любой форме, предусмотренной  договором, а именно: в форме фиксированных  разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, и так далее.

Выбор той или иной формы выплаты вознаграждения зависит от того, в какой сфере коммерческой деятельности (или какой вид франчайзинга) предоставляется коммерческая концессия, на сколько большое доверие между сторонами, как строится контроль правообладателя или пользователя и других причин. Например, при выполнении работ вряд ли есть смысл применять вознаграждение в форме наценки на оптовую цену товара [8, c. 201]. Отчисления от выручки для себя выбирает тот правообладатель, который будет уверен в том, что пользователь получает все необходимые ему права и информацию и дальнейшего содействия правообладателя при их реализации не нуждается;

3. Обеспечивать соответствие качества  товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, предоставляются) в соответствии  с договором коммерческой концессии, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, предоставляются) правообладателем. Эта обязанность вытекает из цели договора - способствовать расширению сбыта товаров (работ, услуг). Если пользователь производит товары (работы, услуги), которые по качеству ниже нежели производит правообладатель, покупатели (заказчики) таких товаров (работ, услуг) вводятся в заблуждение. Ведь рассчитывают они на определенное качество, которое отождествляется с использованием соответствующих средств индивидуализации (товарного знака, фирменного наименования и т.п.), но не получают ее. Это качество вполне могла быть выше обычной, которой пользователи обеспечены. Однако ее недостаточно. Следовательно, покупатели (заказчики) товара имеют право предъявить пользователю требования, вытекающие из не обеспечения им такого качества, что присуща товарам правообладателя, со ссылкой на договор коммерческой концессии. При этом требования базируются не на правилах, направленных на защиту прав потребителей, а на общегражданских нормах;

Информация о работе Международный франчайзинг